Об авторе-составителе: Стрелов Владимир Сергеевич, 1980 г.р., педагог, методист Братства Православных Следопытов, преподаватель кафедры теологии РГСУ и кафедры психологии РПИ св. Иоанна Богослова, директор московского центра «Общества друзей Священного Писания». Награжден Патриаршим знаком св. цесаревича Алексия «За успехи в духовно-нравственном воспитании молодежи».
Евангельские чтения как форма работы со студенческой молодежью. Учебно-методическое пособие. – М., 2009. – 44 с.
Оглавление Духовно-просветительская работа со студенчеством. 5
Отсутствие специфических форм духовного образования для мирской молодежи на приходе. 5
Возможности групп по чтению Св. Писания в работе с данной возрастной категорией. 5
Групповое чтение – образ современной молодежной работы. 5
Практические аспекты организации групповых чтений. 6
Основные формы работы.. 6
Духовное окормление членов группы.. 6
Руководство Евангельскими беседами и перспективы роста. 7
Состав группы и привлечение новых членов. 8
Финансовое обеспечение. 8
Модели деятельности группы.. 8
Подготовка встреч. 9
Об отношении к Преданию Церкви. 10
Проведение встречи. 11
Служение ближним. 12
Совместные мероприятия. 13
Результаты участия в группе. 13
Заключение. 14
Методические основы изучения Священного Писания. 14
Самосвидетельство Св. Писания. 14
Историчность Библии. 14
Св. Писание в ряду прочих церковных книг. 15
Богодухновенность Св. Писания. 16
Истина в Св. Писании. 17
Библия и жизнь в Церкви. 17
Молитва и чтение. 17
Цель чтения. 18
Условия чтения. 19
Помощь комментариев. 19
Некоторые технические моменты чтения Слова Божия. 19
Путь изучения Слова Божия. 20
Индивидуальное, групповое и литургическое чтение Св. Писания. 21
История церковного толкования Св. Писания. 21
Уровни восприятия библейского текста. 22
Ограничения толкования. 23
Плоды слушания и исполнения Слова Божия. 23
Примерный регламент проведения групп по чтению Священного Писания 24
Примерное содержание вступительной речи перед чтением. 25
Молитвы, которые могут быть полезны при чтении Св. Писания в группе. 26
Молитва перед чтением Слова Божия. 26
Молитва по соглашению.. 26
О умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы. Тропарь, глас 4 27
Свидетельства Церкви о чтении Слова Божия. 28
«Гибель народу без Слова Божия» Поучение старца Зосимы.. 28
Знание Писания приобретается не чтением комментариев, а очищением сердца. Авва Феодор, ученик преп. Пахомия Великого. 29
Правило касательно чтения Слова Божия. Святитель Тихон Задонский. 30
О чтении Св. Писания по утрам и ведении дневника. Святитель Феофан Затворник 30
О чтении и разумении Св. Писания делами. Священномученик Сергий Мечев. 31
Как читать Евангелие. Митрополит Антоний Сурожский. 35
О совместном чтении Евангелия. Митрополит Антоний Сурожский. 37
О приходской работе вне богослужений. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. 39
Одно свидетельство. Мария С. 40
Список рекомендуемой литературы.. 41
Первоисточники. 41
Вспомогательная литература по Новому Завету. 41
Вспомогательная литература по Ветхому Завету. 42
Библейские компьютерные программы.. 43
О методике чтения и деятельности группы.. 43
Интернет-поддержка. 43
В настоящее время работа с молодежью студенческого возраста как с отдельной целевой группой является сложной, но важной проблемой. После воскресной школы молодой человек и хотел бы, но не может найти занятие, которое способствовало бы его росту как христианина. Он, конечно, может стать алтарником или поступить в духовное учебное заведение. Но большая часть молодежи, которая не ставит перед собой цели получения священного сана, остается неучтенной.
Если же молодой человек самостоятельно осваивает учение Церкви, он не может найти себе тот круг общения, где бы его интересы поощрялись, где бы он чувствовал себя востребованным как православный христианин.
Как нам кажется, чтение Св. Писания в группе может помочь в улучшении создавшейся ситуации. Правильно организованные чтения будут способствовать:
o вовлечению в диалог молодых людей, находящихся вне Церкви,
o укреплению неофитов в вере и созиданию приходской общины,
o вовлечению молодежи в служение,
o подготовке к миссионерской деятельности.
Конечно, в работе с молодежью могут быть выбраны и другие пути – например, активная работа пастыря с клиросом[1], творческие студии, больничное служение или издательская деятельность, работа молодежи с подростками и пр. Пусть каждый пастырь идет тем путем, который лучше получается именно у него, у тех активных мирян, которые его окружают.
Вместе с тем, именно встречи для изучения Св. Писания кажутся нам в особенности удобными для работы с молодежью.
Во-первых, в богослужебном плане чтение Св. Писания составляет собой сердцевину Литургии оглашенных, т.е. той части Литургии, которая издревле выполняла функцию просвещения в христианской вере – итак, сам строй богослужения побуждает нас к тому, чтобы обратить особое внимание на изучение Слова Божия. Об этом же свидетельствует Слово Божие, где говорится, что именно Писания могут умудрить верующего во спасение верою во Христа Иисуса (см. 2 Тим. 3:14-17).
Во-вторых, в отличие от лекционных занятий на Евангельских беседах участники не просто пассивно воспринимают информацию, но и самостоятельно изучают основы веры, участвуют в обсуждении сложных вопросов, формируются как миссионеры. При правильной постановке дела все остальные служения обязательно появятся, поскольку социальное служение, миссия являются логическим следствием исповедания той веры, которую участники группы возгревают через чтение Слова Божия.
В-третьих, для организации группы изучения Св. Писания вполне достаточно ресурсов, находящихся в распоряжении любого прихода.
Евангельские чтения или беседы – формы работы с молодежью вне богослужения. Беседы организуются по благословению священника и являются открытыми для всех, в том числе и для тех, кто еще не является членом прихода или даже не воцерковлен. Именно чтение Евангелия должно стать приоритетным направлением деятельности группы.
Хорошо, если это будут не только учебные занятия, но и группа Евангельских бесед станет местом, где члены прихода будут лучше узнавать друг друга, находить друзей, вместе выполнять какое-либо служение ближним. Поэтому нужно стараться не только изучать Св. Писание, беседовать на различные темы и заниматься в семинарах, но и вместе проводить досуг, поддерживать друг друга, стараться служить ближним.
Важно отметить, что группа не должна замыкать участников на себе или подменять приходскую общину во главе со священником. Следует всячески стремиться к тому, чтобы участники группы шли дальше, открывая для себя полноту Церковной традиции в богослужении и аскетическом делании ради преображения собственной души и отношений с ближними.
Желательно, чтобы члены группы могли вовремя получить молитвенную помощь и духовный совет от священника, благословившего деятельность группы. Это возможно, если священник будет время от времени присутствовать на группе и общаться с ее членами – именно так он приобретет авторитет среди людей, ранее не соприкасавшихся лично с ним и, возможно, даже не посещавших храм. Тогда священник будет восприниматься не как внешний носитель власти, но как любящий отец, пастырь, готовый пожертвовать своим временем и силами ради людей. И они тогда, оценив его старания, станут преданными прихожанами, и сами, в свою очередь, будут готовы принять участие в устроении приходской жизни[2].