При цефалгическом синдроме основная жалоба больных — головная боль упорного, мучительного характера. В ряде случаев головная боль сопровождается неприятными ощущениями, носящими сенестопатический оттенок. Больные испытывают чувство жжения, распирания, горения, тяжести, давления, пульсации, стягивания, онемения. Точная локализация головной боли затруднена, часто имеет мигрирующий характер (то в лобно-височной, то в затылочной, то в теменной области и т. д.). Головная боль отличается топографическим несоответствием зонам иннервации черепа и сосудистым бассейнам, в отдельных случаях распространяется на другие области тела. Она возникает как правило ночью, при раннем пробуждении и достигает наибольшей интенсивности в предрассветные и утренние часы, постепенно уменьшаясь к середине дня и почти полностью исчезая к вечеру. Периодически на фоне диффузной тупой головной боли отмечаются приступы интенсивной, пульсирующей боли. Аналгетики и спазмолитические препараты не снимают этих болей, а лишь снижают их интенсивность. Характер течения и проявлений головных болей, периодичность, определенная сезонность, суточная динамика, отсутствие или незначительная выраженность неврологической микросимпгоматики, наличие стертых депрессивных нарушений, выявленных при внимательном изучении, эффект от применения антидепрессантов позволяют отнести этот тип головных болей к проявлениям МД.
Наряду с жалобами на головные боли отмечаются вегетативные нарушения (снижение аппетита, нарушения сна, запоры) и симптомы, относящиеся к собственно депрессивным (потеря радости, утрата интересов, желаний, угнетенное состояние). При абдоминальном синдроме имеют место боли, спазмы, парестезии в эпигастральной области, по ходу кишечника, в области печени, тяжесть, давление, «переполнение», «распирание», «вибрация» желудка, «вздутие» кишечника, чувство тошноты, мучительная огрыжка. Боли чаще носят длительный, постоянный, ноющий, распирающий, тупой характер, но периодически и на этом фоне отмечаются кратковременные, сильные, мигрирующие «молниеобразные» боли. Проявления болей имеют суточную динамику (наибольшая интенсивность в ночное и утреннее время) и не зависят от приема и характера пищи.
Как правило, наблюдается снижение аппетита, падение веса, дискинетические расстройства (мучительные запоры, реже поносы, чувство вздутия, переполненности, урчания кишечника).
Такие больные неоднократно вызывают скорую помощь, доставляются в стационары в экстренном порядке с подозрением на острое заболевание желудочно-кишечного тракта, спаечную болезнь, пищевое отравление. Они многократно обследуются, проходят стационарное и курортное лечение, которое или совсем не приносит облегчения или несколько смягчает симптоматику.
В целом для этого варианта характерны периодичность, суточные колебания, «необычный» характер болей, отсутствие органической основы, терапевтическая резистентность к аналгетикам, в сочетании со стертыми депрессивными нарушениями.
Агрипнический вариант МД характеризуется выраженными расстройствами сна, которые порой являются единственным проявлением заболевания. Нарушение сна при данном варианте МД выражается в раннем пробуждении и сокращении продолжительности ночного сна. Больные легко засыпают в обычное для них время, но проспав 3—5 часов, внезапно пробуждаются, как от «внутреннего толчка», смутного беспокойства в 3—4 часа утра и уже больше не могут заснуть или, прободрствовав 2—3 часа, вновь засыпают, но сон бывает чутким, поверхностным, «словно в полузабытьи». В этот период раннего бодрствования имеют место навязчивые мысли о заботах предстоящего дня, сомнения, опасения. Утром больные поднимаются с чувством общей разбитости, сонливости, несвежести, с чувством тяжести в голове, с отсутствием аппетита. Длительно, с большим трудом входят в «рабочий ритм». Особенно тяжелой бывает первая половина дня, когда все эти ощущения достигают максимума. К середине дня общее самочувствие улучшается, появляется аппетит, восстанавливается работоспособность. Жалоб на пониженное настроение, как правило, больные не предъявляют, и лишь иногда при внимательном расспросе удается выявить компоненты собственно депрессивного синдрома (чувство подавленности, угнетенности, безнадежности), которые расценивались пациентами как следствие бессонницы. В анамнезе у таких больных можно выявить приступы беспричинной бессонницы, упадка настроения с сезонной предпочтительностью. Иногда расстройства сна принимали затяжной характер и продолжались, перемежаясь с периодами послабления симптоматики, в течение ряда лет. Вне приступов больные практически здоровы и трудоспособны.
Диэнцефальный вариант МД является наиболее сложным по своей структуре, многообразным по клиническим проявлениям и трудным в квалификации. Можно выделить вегетативно-висцеральный, вазомоторно-аллергический и псевдоастматический типы нарушений. Вегетативно-висцеральный тип нарушений характеризуется периодически, спонтанно возникающими приступами учащенного сердцебиения, озноба, потливости, чувства жара, нехватки воздуха, учащенного дыхания, резкой пульсирующей головной боли, ощущением дурноты, усиленной перистальтики желудка и кишечника, ложными позывами на дефекацию. Начало приступа носит внезапный характер, чаще в ночное и предрассветное время, оканчивается приступ литически, чувством слабости, иногда сонливости. Учащенного, обильного мочеиспускания и четкой пароксизмальности обычно не отмечается. Продолжительность приступа колеблется от получаса, до полутора — двух часов.
Вазомоторно-аллергические проявления отличаются периодическим, беспричинным, чаще в осенне-весенний период, возникновением чувства заложенности в носу, ощущения затрудненного носового дыхания, чувства тяжести в области гайморовых пазух, «онемения», жжения в области придаточных пазух носа. Начало приступа имеет постепенный характер, иногда связано с провоцирующим в виде простуды фактором.
Наряду с вышеуказанными аллергически-вазомоторными проявлениями можно выявить расстройство сна, аппетита, похудание, общую слабость, «нехватку» физических сил, внутреннее беспокойство, чувство безвыходности, бесперспективности.
Продолжительность приступов — от 2-х до 6 месяцев. Иногда наблюдается и затяжной характер заболевания типа континуа. Таким образом, больным нередко выставляют диагнозы гайморит, хронический ринит. Они проходят тщательное обследование, консервативное и хирургическое лечение, но существенного эффекта не отмечается.
Псевдоастматические нарушения характеризуются приступообразно возникающими нарушениями частоты, ритма и глубины дыхания. Субъективно больные испытывают мучительное тягостное чувство удушья, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха. Дыхание становится учащенным, поверхностным, отмечаются добавочные вздохи. Приступы нарушенного дыхания возникают спонтанно, в состоянии покоя, не связаны с физической нагрузкой, эмоциональным напряжением. Во время приступа не удается отметить вынужденной позы, не меняется внешний вид больного — выражение глаз, окраска кожных и слизистых покровов имеет обычный вид. Наряду с приступами расстройств дыхания можно было выявить нарушение сна, снижение аппетита, утрату активности, интереса, чувства перспективы. Объективных признаков органического заболевания дыхательных путей выявить не удается. Периодичность, суточные колебания дыхательных расстройств носят субъективный характер без объективных признаков приступа, отсутствие органических изменений дыхательной системы при значительной длительности заболевания, все это позволяет отграничить описанные проявления от бронхиальной астмы.
Обсессивно-фобический вариант представляет собой совершенно отличную форму сочетания обсессий и депрессивной симптоматики..
В случаях, которые относятся к МД, на первый план выступают различного рода навязчивости и страхи, сопровождающиеся сознанием их чуждости, насильственности собственному «Я», стремлением к их преодолению. Больные жалуются на навязчивый счет, воспоминания, представления, навязчивые опасения. Особенно часты и разнообразны фобии — это прежде всего страх умереть от остановки сердца, страх удушья, одиночества, высоты, закрытых помещений и т. д. Внешние проявления собственно депрессивных нарушений незначительны, а иногда и совершенно отсутствуют. Доминирование в клинической картине навязчивостей и страхов затрудняет правильную квалификацию состояния, приводит к диагностическим ошибкам. Анализ структуры синдрома и тщательное изучение анамнеза позволяет выявить периодичность возникновения навязчивостей и страхов, а иногда, задолго предшествующие им, стертые спонтанные колебания настроения. Общую клиническую картину заболевания дополняют чувство слабости, разбитости, тяжести, снижение аппетита и нарушения сна с усилением навязчивостей в часы раннего пробуждения. Кроме того, суточные колебания состояния, наличие суицидальных мыслей, тенденция к периодическому («волнообразному») течению, купирование навязчивостей приемом антидепрессантов не оставляют сомнений в истинном генезе обсессивно-фобического синдрома.