Для наркоманического варианта также является типичным периодичность течения и сезонность проявлений. Клиническая картина заболевания складывается из двух типов расстройств. При одном периодически возникают боли различной локализации: тошнота, рвота, потливость, внутренняя дрожь, чувство усталости, снижение либидо, нарушение сна, аппетита.
При другом — на первом плане оказываются собственно аффективные нарушения в виде внутреннего напряжения, угнетенности, безотчетной тревоги, подавленности, утраты чувства перспективы, беспричинной раздражительности, недовольства, внутреннего дискомфорта, а иногда чувством тоски. И в том, и в другом случае клиническую картину дополняют суточные колебания не только настроения, но и соматических расстройств. Вне зависимости от типа клинического проявления заболевания больные пытаются купировать болезненные приступы приемом алкоголя, который приносит облегчение самочувствия. Вне приступа тяги к спиртному больные не испытывают. В периоды обострения основного заболевания вынужденная алкоголизация создает впечатление алкогольной наркомании. Утренние ухудшения состояния, заставляющие больных принимать алкоголь в ранние часы, нередко расцениваются как проявления абстиненции. Таким больным ставится диагноз алкоголизма 1—2 стадии с рекомендацией соответствующей антиалкогольной терапии, которая, как правило, оказывается малоэффективной. В то же время назначение антидепрессантов не только купирует приступ, но и предотвращает возможный рецидив.
Вариант МД с нарушениями сексуальной сферы характеризуется жалобами пациента на снижение влечения в сочетании с ослаблением эрекции и ускоренной эякуляцией.
Наряду с этим, почти всегда, либо спонтанно, либо при целенаправленном опросе пациентов удается выявить жалобы на отсутствие радости, потерю бодрости духа, снижение присущей им ранее энергии и активности, утрату интересов, желаний, стремлений, угнетенность, подавленность, несвойственную им ранее тревожность, трудность принятия решений в выполнении привычных обязанностей, которые расцениваются как вторичные симптомы и реакции на первоначальное нарушение сексуальной сферы. Это связано с тем, что у больных, не получающих длительное время адекватной терапии, первоначальные сексуальные нарушения обрастают новыми симптомами.
Особенностью половых расстройств при МД является тот факт, что они носят периодический характер, иногда имеют определенную сезонность и спонтанное исчезновение без какого-либо лечения.
Постепенное снижение половой активности является у них следствием падения витального тонуса, что и ведет к ослаблению эрекции и урежению половых актов. В этих условиях ускоренную эякуляцию нельзя рассматривать как патологию, ибо она является результатом длительного отсутствия половых сношений.
Сочетание вышеуказанных признаков и жалоб па общее недомогание, чувство усталости, нарушения сна, разбитость, снижение аппетита (имеющих суточную динамику), потерю веса с фактом исчезновения всей симптоматики при лечении антидепрессантами подтверждает, что природа сексуальных расстройств имеет эндогенную депрессивную основу.
Дифференциально-диагностические критерии.
Как видно, маскированная депрессия отличается многообразием клинических проявлений. Типичным для пациентов с МД являются жалобы на легкую угнетенность или невозможность радоваться, как прежде, потерю присущей им ранее энергии и активности, утрату интересов, желаний, стремлений, трудность принятия решения, снижение аппетита, упорные нарушения сна, падение либидо, потенции, расстройства менструального цикла. Нередко пациенты сами не осознают своего пониженного настроения и объясняют его соматическим недомоганием.
Именно эти стертые рудиментарные невыраженные признаки депрессии объединяют все клинические проявления МД и являются ее диагностической платформой в правильной квалификации этих состояний.
Обилие соматических жалоб, неукладывающихся в рамки определенной болезни, отсутствие или незначительная выраженность органических изменений; периодичность проявлений сомато-вегетативных нарушений, их сезонная предпочтительность, суточные колебания не только стертого депрессивного фона, но и некоторых соматических расстройств (улучшение состояния в вечерние часы) дополняют перечень диагностических критериев.
Положительная реакция на антидепрессанты окончательно свидетельствует о том, что соматический «фасад» не является чем-то сопутствующим, а представляет истинное проявление эндогенного процесса.
При подозрении на маскированную депрессию семейный врач (врач общей практики) обязан направить своего пациента к психиатру, так как нельзя забывать о значительно повышающейся степени риска развития суицидального поведения при этом расстройстве. Лечение пациентов с МД должно проводиться в условиях психоневрологического диспансера или стационара.
2. Маниакальный синдром
Характеризуется повышенным настроением, ускоренным мышлением, рече-двигательным возбуждением; отмечается повышенная отвлекаемость внимания, гипермнезия, бессонница, поверхностность суждений, стремление к деятельности.
1. Паранойяльный синдром
Характеризуется систематизированными (то есть имеющими неопровержимые доказательства в сознании больного) бредовыми идеями, охватывающими определенный круг содержания (бред изобретательства, ревности, реформаторства, отношения, сутяжный). Галлюцинации не отмечаются.
2. Параноидный синдром
Характеризуется бредовыми идеями персекуторного характера. Бред несистематизированный, то есть больной и без системы доказательств своей правоты убежден, что не ошибается в своих суждениях.
3. Синдром Кандинского-Клерамбо (психического автоматизма)
Характеризуется бредовыми идеями воздействия и псевдогаллюцинациями, явлениями психического автоматизма.
Явления психического автоматизма - это «сделанные» мысли, ощущения, действия, которые появляются в результате «воздействия» внешней силы. Выделяют идеаторный автоматизм - результат «воздействия» на процесс мышления больного (непроизвольное течение мыслей, открытость мыслей, «звучание» мыслей, отнятие мыслей, вкладывание мыслей).
Сенестопатический автоматизм - неприятные ощущения, вызванные «воздействием» посторонней силы со стороны внутренних органов.
Кинестетический, моторный автоматизм - движения, действия совершаются помимо воли больного, под «влиянием» воздействия извне.
4. Парафренный синдром
Характеризуется бредовыми идеями величия, фантастического плана, явлениями психического автоматизма, повышенным фоном настроения.
1. Кататонический ступор
Характеризуется заторможенностью в двигательной сфере. Больной лежит в позе эмбриона, не разговаривает, самостоятельно не ест, не опрятен, ходит под себя. При кататоническом ступоре возникает целый ряд симптомов.
Негативизм - противодействие любому действию.
Каталепсия - восковидная гибкость (особое мышечное состояние с повышением или понижением мышечного тонуса, при котором больной принимает вычурные позы).
Симптом воздушной подушки (между головой больного и подушкой находится воздушный зазор).
Симптом капюшона - больной натягивает на голову одеяло или халат.
Симптом хоботка - вытянутые вперёд губы при плотно сжатых челюстях.
2. Кататоническое возбуждение
Бесцельное хаотическое возбуждение со склонностью к импульсивным действиям. Отмечается эхолалия - повторение слов окружающих, эхопраксия - повторение действий окружающих. Возбуждение с оттенком дурашливости называется гебефренным (больные бессмысленно смеются, кривляются, гримасничают).
1. Корсаковский (амнестический) синдром
Состояние, при котором преобладают расстройства памяти на события настоящего (фиксационная амнезия) при частичной сохранности ее на события прошлого. Отмечаются конфабуляции (больные заполняют пробелы памяти вымышленными нереальными событиями) и псевдореминисценции (больные заполняют пробелы памяти событиями, которые были в их жизни, но переносят их во времени). Больные не ориентируются в месте и времени, не находят свою палату, не способны запомнить только что услышанное и увиденное.
2. Умственная отсталость (олигофрения)
Это врожденная интеллектуальная недостаточность. В зависимости от глубины выделяют 4 степени малоумия:
Легкая - у больных страдает абстрактное мышление, а вслед за ним и другие психические функции; преобладают конкретные понятия. Приобретение речевых и практических навыков происходит значительно медленнее, чем в норме.
Умеренная – медленно развиваются понимание и использование речи. Отстает развитие навыков самообслуживания и моторики. Могут (часть пациентов) освоить основные навыки , необходимые для чтения, письма и счета. Способны к простой практической работе.
Тяжелая – сходна с клиникой умеренной умственной отсталости, но наблюдается выраженная степень моторных нарушений, указывающих на клинически значимые повреждения или аномальное развитие центральной нервной системы.
Глубокая – резкое ограничение способностей к пониманию или выполнению инструкций. Как правило, резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала, и с ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации.