Смекни!
smekni.com

Отечественная история (стр. 2 из 51)

3. Мировоззренческая: история способствует выработке научного мировоззрения, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе.

4. Воспитательная: формирует гражданские качества: патриотизм и интернационализм, позволяет познать моральные и нравственные ценности, выработанные человечеством, понять такие категории как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей.

5. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому.

Назовем основные методы изучения (познания) истории.

Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.

К специально-историческим методам исследования относятся:

- хронологический - предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

- синхронный - предполагает одновременное изучение событий, происходивших в обществе;

- дихронный — метод периодизации;

- историческое моделирование, статистический метод.

Среди других методов, применяемых при изучении и исследовании истории России, следует назвать также: периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, социологических исследований.

Источники изучения Отечественной истории.

Давно замечено, что и камни говорят, если это камни исторические. Доказательность выводов - обязательная черта научного знания. История как наука оперирует точно установленными фактами как и в других науках. В истории идет процесс накопления и открытия фактов, эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Можно назвать четыре основные группы (классы) исторических источников:

1) вещественные;

2) письменные;

3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно- художественные, изобразительно-натуральные);

4) фонические.

Историки, изучая исторические источники во всей их совокупности, не имеют права «играть» в факты и фактики. Они исследуют все факты без исключения.

Важнейшими источниками истории России являются летописи. Самые ранние летописи появились еще в XI — XII вв. Наиболее значимая из них - «Повесть временных лет» (XII в.). Летописи как исторические произведения состояли из записей по годам по XVIII век включительно и представляли собой источники сложного состава - своды летописные. Летописи были общерусскими (николаевская летопись) и местными (новгородские летописи). Среди других источников наиболее важные это «Судебник» 1497г., «Соборное уложение» 1649г., «Жалованные грамоты дворянству», купчие грамоты. Одним из ценных источников древней и средневековой России являются новгородские грамоты на бересте. Великолепным источником по Древней Руси является «Слово о полку Игореве »(XII в.).

Что касается истории России с XVIII века, то здесь имеется огромное количество различных источников: документы и материалы правительственных органов, политических движений, отложившихся в процессе их деятельности; произведения и мемуары выдающихся деятелей России; периодическая печать; документы и материалы музеев; кино-, фотодокументы.

3. Отечественная историография.

Слово «историография» происходит от греческого «история» -разведывание, исследование прошлого и «графо» - пишу. Понятие «историография» не однозначно. Таким термином часто называют историческую литературу по какому-либо вопросу, проблеме, периоду, имея в виду не только библиографию, но и анализ, и критический разбор литературы.

Термин «историография» имеет еще и значение истории исторических знаний, исторической мысли, исторической науки в целом или в отдельной стране. Главное внимание в курсе историографии уделяется теоретическим проблемам данной науки, развитию ее методологии, борьбе мнений по коренным теоретическим и методологическим положениям.

Историография изучает также вопросы постепенного расширения и изменения как тематики, которой занимались историки, так и источников, привлекаемых при этом. Историография интересуется совершенствованием источниковедческих приемов исследования и критики источников. Без ее внимания не оставлены и характер изложения, и стиль разных источников.

Проблемы историографии уже в XVIII веке привлекали внимание ученых, занимавшихся отечественной историей. Н.И. Новиков в 1772г. издал «Опыт исторического словаря о российских писателях». В этом произведении и во многих других, великий русский просветитель характеризовал историков и давал отзывы об их работах.

Крупнейшие историки XIX В. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский в своих трудах рассматривали и оценивали произведения предшественников, а в 1880-е годы М. О. Коялович и П. Н. Милюков выступили с систематическим изложением курса историографии.

В советское время вопросами историографии с классовых позиций занимался талантливый русский историк М. Н. Покровский. Он привлек своих учеников к написанию двухтомной «Русской исторической литературы в классовом освещении». Первый советский учебник по историографии, написанный Н. Л. Рубинштейном, вышел в 1941г. В 1950 - 1960 гг. вышли первый, второй и третий тома «Очерков истории исторической науки в СССР» » и учебник «Историография СССР с древнейших времен». В 1960-90-е годы наша литература пополнилась рядом ценных историографических работ. Среди них учебное пособие А. Л. Шапиро «Русская историография с древнейших времен до 1917г. »(М. 1992).

4. Методология и теория исторической науки.

Термин «методология» происходит от греческого слова «методос», что означает «путь исследования», «способ познания».

Для того чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию: общие принципы, которые позволяли бы упорядочить и объяснить весь накопленный исследователями материал.

Долгое время в исторической науке господствовала субъективистская, либо объективно-идеалистическая методология. Исторический процесс с позиции субъективизма объяснялся действием великих людей: предводителей, цезарей, королей и др. Согласно этому подходу, их умение, расчеты или ошибки приводили к тому или иному историческому событию, совокупность и взаимосвязь которых определяли ход и исход исторического процесса. Объективно-идеалистическая концепция решающую роль в историческом процессе отводила действию объективных надчеловеческих сил: божественной воле, провидению, абсолютной идее, мировой воле и т. п. Исторический процесс при таком истолковании приобретает целенаправленный характер. Под действием этих надчеловеческих сил общество неуклонно двигалось к заранее определенной цели. Исторические деятели выступали лишь в качестве средства, орудия в руках этих надчеловеческих сил. Идеалистическое понимание истории господствует и в современной западной историографии.

С появлением опытного, эмпирического знания историки стали искать объективные факторы. Так, М. В. Ломоносов (1711-1765) и В. И. Татищев (1686-1750) считали, что знания, просвещение определяют ход исторического процесса. По мнению С. М. Соловьева (1820-1870), три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории. Ученик С. М. Соловьева, В. О. Ключевский (1841-1911) считал, что на историю оказывает воздействие совокупность факторов: географический, этнический, экономический, социальный, политический и т.д. Близок к нему по теоретическим взглядам был С. Ф. Платонов (1860-1933).

В советский период господствующей методологией и теорией исторической науки являлся исторический материализм, разработанный в середине XIX века выдающимися немецкими мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они вскрыли материальную обусловленность общественно-исторического процесса. Так как материальная жизнь, по их мнению, первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Марксизм рассматривает общественное развитие как естественно - исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора: посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Согласно К. Марксу человеческое общество в своем развитии прошло несколько стадий (формаций): первичная формация (общая собственность), вторичная формация (частная собственность) и третичная формация (коммунистическое общество). Первая и третичная формации суть общественные формации, а вторичная - экономическо-общественная формация. Основу каждой формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым надстраиваются политические, правовые и иные отношения и учреждения, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, философия, науки и т.д.

Переход от одной формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Революция приводит к смене господствующего класса.

Маркс открыл не только формационную, но и цивилизационную триаду. Формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют друг друга.

Что входит в понятие «цивилизация»? Признаками цивилизации являются государственность, гражданское состояние (власть закона, государственно-правовое регулирование общественных отношений), поселения городского типа. Историческая основа цивилизации неотделима от производящего хозяйства (в отличие от собирательства и охоты), распространения земледелия, ремесла, торговли, письменности, отделение умственного труда от физического, зарождения частной собственности и классов и др.