Смекни!
smekni.com

Отечественная история (стр. 4 из 51)

В образовавшуюся географическую нишу и устремились праславяне, в ходе мощной экспансии заселившие огромные пространства. Начиная с V - VI вв. они фиксируются (и археологически, и письменными источниками) на территории от южного побережья Балтийского моря на севере до Дуная на юге, от Вислы и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке. Они дошли до верховьев Волги, до Адриатики, проникли на Пелопоннес и в Малую Азию.

Период древнеславянского единства заканчивается в последней четверти I тыс., когда славянская общность распадается на три ветви: восточную, западную и южную. «Таким образом, в отличие от своих арийских собратьев, например романцев и германцев, славяне сравнительно поздно выходят на поприще мировой истории. Подобное запаздывание способствовало длительному сохранению близости языка, духовной и материальной культуры, основных черт общественного устройства славянских народов».

Самостоятельная история восточных славян начинается в VIII - IX вв. К этому времени восточнославянские племена полян, древлян, волынян и дреговичей занимают лесостепь и леса днепровского правобережья, тиверцы и уличи — Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи – днепровское левобережье, вятичи – бассейн верхнего течения Оки, кривичи – верховья Днепра, Волги, Западной Двины и Псковщину, ильменские словене – территорию вокруг Ильмень-озера.

В VI в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой общества был род - группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, пастбищами и т. п., вместе трудились и поровну делили результаты труда. Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей; 3-5 близких по происхождению родов составляли племя. Племена объединялись в союзы с вождями во главе.

В VII - IX вв. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже не требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца - Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии - Перун, богом ветра - Стрибог, богиня плодородия - Мокошь. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кесарийского, славяне признавали повелителем Вселенной одного бога - Перуна, бога грома, молнии, войны. В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах - капищах, богам приносились жертвоприношения - требы. Славяне чтили духов: берегинь и русалок, живших в темных омутах рек и озер, хранителей домашнего очага - домовых, леших. В целом религия восточных славян была политеистической (политеизм - многобожие).

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков - рожь, пшеница, ячмень, просо и огородных культур - репа, капуста, свекла, морковь, редька, огурцы. Выращивались и технические культуры, такие как лен, конопля.

На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.

Основными орудиями труда были: топор-мотыга, заступ и борона-суковатка. Серпами собирали урожай. Зерно размалывали каменными зернотерками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия бал перелог. Здесь было много плодородных земель, и участки земли засевали по два-три года, а потом переходили на новый. Основными орудиями здесь было рало, а позднее - деревянный плуг с железным лемехом. С земледелием было тесно связано и скотоводство. Народ разводил свиней, коров, овец и коз.

Занимались охотой, ловили рыбу, собирали грибы, ягоды, орехи, мед диких пчел. Начало появляться ремесло и торговля. Научились плести лапти и делать кожаные сапоги.

С развитием торговли связано у славян появление городов. В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги называли славянскую землю Гардарикой - страна городов.

Появились первые княжества: Куябия (Куяба - вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде). Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.

3. Основные этапы становления государственности у восточных славян.

Первый этап, очевидно, связан с образованием военного союза славян в Карпатах, который в VI веке распался на составлявшие его племена.

Второй этап связан с заселением восточными славянами Восточно-Европейской равнины. Племена объединяются в союзы племен во главе с князьями.

Третий этап относится к VIII веку. Происходит образование городов, сначала как торговых центров. Их торговые округа стали их государственными территориями, городовыми областями. Некоторые из них сделались княжествами.

Соединение этих княжеств привело к образованию сначала Великого Княжества Киевского, а затем Новгородского супер-княжества. Во главе первого стояли князья Аскольд и Дир, а во главе второго - Рюрик.

В 882 году Новгородский князь Олег (879 - 912) со своей варяго-угорской и славяно-финской ратью захватил Киев, убил Аскольда и Дира, и превратил его в центр объединенного государства.

Образование единого древнерусского государства с центром в Киеве - закономерный процесс, результат социально-экономического и политического развития древнерусского общества. К этому времени рост производительности труда привел к отделению ремесла от сельского хозяйства, образованию городов, усилению торговых связей, появлению частной собственности, обогащению части населения. Родовая и племенная знать прибрала к своим рукам власть и превратилась в привилегированный слой общества. Этому способствовали и религиозная общность и необходимость объединения военных усилий для отпора внешним врагам и организации дальних завоевательных походов. Образовавшееся государство было раннефеодальным: рабство существовало, но оно носило патриархальный характер, а основные средства производства принадлежали знати - феодалам.

В XVIII - XIX вв. многие историки придерживались так называемой норманнской теории, приписывающей скандинавским викингам, на Руси их называли варягами, создание Русского государства. Основанием для этой теории послужил летописный рассказ о призвании на княжение в Новгороде в 862 году варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Три варианта этого рассказа (Лаврентьевский и Ипатьевский списки «Повести временных лет и Новгородская первая летопись) сообщают, что первоначально варяги брали дань с новгородцев, затем были изгнаны, однако между племенами начались междоусобицы, и племена словени, кривичи, чудь и меря обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (т.е. порядка) в ней нет. Да пойдете княжить и володети нами». Варяги откликнулись на призыв и выбрали трех братьев: Рюрика – севшего в Новгороде, Синеуса – на Белоозере и Трувора – в Изборске.

В этой легенде многое до сих пор неясно. Если вымышленность Синеуса и Трувора признается большинством историков (в древнешведском языке слова «сине хус трувор» означают «с домом и дружиной»), то историчность Рюрика, хотя и не бесспорная, не отвергается рядом исследователей.

И сторонники норманнской теории, и их оппоненты, авторы дореволюционных исследований, исходили из возможности «научить» государству, что, естественно, идеализировало и персонифицировало процесс его создания. Подобный подход был решительно отвергнут в советской исторической науке: возникновение государства рассматривалось как следствие внутреннего развития общества, его разделения на классы и борьбы между ними. При этом вопрос об этническом происхождении княжеской династии отходил как бы на второй план, тем более, что варяжская знать очень быстро ассимилировалась с местным населением, и на Руси внук, согласно летописной генеалогии, Рюрика – Святослав носил уже славянское имя. При таком взгляде важно было другое: государственность - не предмет экспорта или импорта, а закономерный результат многовекового исторического пути народа.

Литература

Алексеев В. П. Происхождение народов Восточной Европы. - М.: Наука,

1990.

Алексеева Т. И. Антропологический состав восточнославянских народов и

проблема их происхождения. // Этногенез финно-угорских, народов по

данным антропологии. - М.: Наука, 1994.

Древность: арии, славяне. - М. : 1996.

История России. С древнейших времен до конца XVII века. - М.: АСТ,

2000.

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М. : 1988.

Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. М : 1982.

Древняя Русь в VIII-XIIвв.

План

1. Образование древнерусского государства. Общественный строй.

2. Древняя Русь. Византия. Кочевники.

3. Принятие христианства.