Одновременно с кадровой «перестройкой», о которой в те годы никто не мог сказать, что это понятие означает, каково его содержание, программа, цели, началась идеологическая подготовка контрреволюции. Цель ее разрушить социалистическое сознание широких народных масс, добиться широкой поддержки политического курса горбачевского руководства, который был нацелен на разрушение основ социализма и реставрацию капитализма в СССР. Возглавили это направление члены Политбюро ЦК КПСС Яковлев и Медведев. Смена идеологических ориентиров происходила под флагом так называемой «гласности», которая была выдвинута Горбачевым в 1987 году. Сначала «гласность» подавалась как средство борьбы с недостатками жизни общества, но затем средства массовой информации развернули массированную атаку на основные ценности социализма, советского общества. Одновременно шла пропаганда буржуазных ценностей.
Начался пересмотр советской истории, которая стала изображаться как «черная дыра», «полный провал», а социализм как «дорога в никуда». Основное внимание уделялось недостаткам этого периода, замалчивались его достижения. «Мы семьдесят лет шли не туда», - так квалифицировал этот этап Черномырдин (известный соратник Ельцина).
При этом основной вал критики обрушился (во второй раз, первый был в бытность Хрущева) на Сталина, сталинизм. Вышли сотни книг, статей и других публикаций, авторы которых сделали попытку вскрыть так называемые «злодеяния» Сталина и его режима, не затрудняя себя анализом тех условий, обстановки, в которых протекала деятельность Сталина. В 1987г. была создана комиссия по реабилитации «жертв сталинских репрессий». В 1989г. вопреки исторической правде были признаны незаконными и преступными репрессии против народов, которые подверглись насильственному переселению. Незаконными были признаны также репрессии против крестьян в период коллективизации (хотя репрессии имели место против тех, кто занимался террором против колхозных деятелей и колхозной собственности).
Безудержная критика сталинизма вызвала раскол в обществе.
13 марта 1988 г. Газета «Советская Россия» опубликовала статью доцента Ленинградского технологического института Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами», в которой нападки на сталинизм расценивались как антисоциалистическая кампания.
В связи с критикой сталинизма встал вопрос о природе общества, из которого он вышел. Являлось ли оно социалистическим? Если так, то какой
был социализм: казарменный? ранний? государственный? Началась дискредитация коммунистической идеи. А с 1989 года перестали быть запретными для критики Ленин и его учение. Были поставлены под сомнение необходимость руководства обществом со стороны КПСС.
Активно пропагандировались постулаты буржуазной идеологии: о приоритете общечеловеческих ценностей перед классовыми, о деидеологизации экономики и политики, о вхождении в мировую цивилизацию (читай: буржуазную, американскую).
Подверглись массированной атаке важнейшие части экономической политики КПСС: о зарплате, критиковали ее якобы недостаточность, уравнительность; об общественных фондах потребления: требовали перевести их в фонд оплаты труда, что открывало дорогу к платному образованию, жилью и т.п.; сельское хозяйство: охаивались колхозы и превозносились фермерские хозяйства, как якобы более эффективные.
В 1989-1990 годах был открыт огонь по Союзу ССР. Он велся силами, с одной стороны, националистов союзных республик, с другой руководством РСФСР во главе с Ельциным. Утверждалось: якобы центр является источником «всех бед» (?).
Мощная идеологическая кампания, проведенная горбачевским руководством, привела к расколу общества по линии капитализм-социализм, союзное государство - суверенные республики; падению авторитета КПСС; дискредитации коммунистической идеи, образованию массовой базы для буржуазной контрреволюции.
2. Изменения в экономической политике.
В 1985-1986 г. горбачевское руководство делало вид, что не собирается радикально менять экономическую систему страны. Речь шла о более эффективном использовании потенций социализма. В 1985 г. поставлена задача перехода от экстенсивных методов хозяйствования к интенсивным. Упор делался на укрепление дисциплины, улучшение работы с кадрами, жесткий контроль над производством. Но уже в 1986 году выдвигается новая задача: ускорение социально-экономического развития на базе научно-технического прогресса, на основе прежних методов руководства экономикой.
Но уже в январе 1987 г. была выдвинута новая стратегия экономической политики — замена командно-административной системы и постепенный переход к рыночной экономике. В том же году был принят закон о государственном предприятии, который повышал самостоятельность предприятий, переводил их на хозрасчет. Вводились государственные заказы вместо планов. Министерства должны были руководить промышленностью не директивно, а экономическими методами. Закон потерпел фиаско: в стране отсутствовала необходимая инфраструктура. В 1988 г. предприятия получили право на аренду и выход из состава министерств, объединяться в концерны, акционерные общества. А в 1989 г. было объявлено о равноправии всех форм собственности в сельском хозяйстве. Была разрешена аренда земли. К лету 1991 г. в руках арендаторов было 2% возделываемых земель и 3% поголовья скота.
Расширялась сфера деятельности для частной инициативы. По закону 1988 г. частная деятельность была легализована более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Весной 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе.
Был также принят закон о совместном предприятии, который создавал возможность для вывоза капиталов за границу и финансирования прозападных политиков. Так начался переход к рыночным отношениям. Но официально об этом было объявлено в решениях XXVIII съезда КПСС (1990 год). Было составлено немало вариантов такого перехода (их авторы: Шаталин, Явлинский, Рыжков и др.).
Все эти т.н. «реформы» привели не к ускорению социально-экономического развития страны, а, наоборот, к гигантскому откату. В сравнении с предыдущим годом в 1990 г. валовой национальный продукт составил 98%, продукция промышленности - 98%, сельского хозяйства -<С 97,7%. Еще большёпадение производства произошло в 1991 г. - на 13%, продовольствия - на 10%, нефти - на 10%, угля — на 11%.
В результате перехода к аренде, создания кооперативов, которые переводили безналичные деньги в наличные, образовалась огромная денежная масса необеспеченных товарами денег, что привело к инфляции, росту цен, усилению дефицита, а в конечном итоге к падению жизненного уровня населения и росту его недовольства. В стране начались забастовки. Впереди шли шахтеры. Так в СССР начался кризис, охвативший все сферы общества. В постановлении IV съезда народных депутатов (24 декабря 1990 г.) отмечалось: «Разрываются хозяйственные связи между регионами и предприятиями, нарушаются товарно-денежные отношения, усиливается инфляция, растут цены, резко ухудшилась обеспеченность населения продовольствием и промышленными товарами, растет преступность, снижается жизненный уровень, развиваются кризисные явления в здравоохранении, образовании и культуре, падает дисциплина и нравственность, ухудшается экономическая обстановка» (Известия, 1990,27 декабря).
Даже в эти, 1990-1991 годы, СССР, накопив к этому времени огромный экономический потенциал, оставался неодолимым конкурентом западному миру. Имея 5,5% населения мира, СССР производил 75% мирового производства льняных тканей, 12% шелка, 13% хлопчатобумажных тканей, 19% шерстяных тканей, 22% трикотажных изделий, 27% производства кожаной обуви (в 4 раза больше, чем в Китае, в 6 раз больше, чем в США), 10,9% телевизоров, 12,4% электропылесосов, 12,6% стиральных машин,
17,1% часов и т.д. Объяснение дефицита товаров простое: возрос вывоз товаров бизнесменами. В 1990 г. они вывезли товаров за границу на сумму 51 млрд. долларов, а в 1991 г. на 180 млрд. долларов. Доход от вывоза шел не государству, а в карманы бизнесменов (Боровой, Тарасов, Березовский, Гусинский, Фридман, Ходорковский и многие другие). Так шло первоначальное накопление капитала (один из его способов). Таково второе последствие преобразований горбачевщины.
3. Реформирование политической системы.
Основной целью реформирования политической системы были не гласность, не развитие демократии, а с помощью этих методов отстранить КПСС от власти, создать условия для захвата государственных органов антисоциалистическими силами, введение буржуазной системы управления обществом, где власть принадлежит денежному мешку.
«Перестройка» в этой области прошла два этапа.
На первом этапе (апрель 1985 г. — июнь 1988 г.) происходил процесс постепенного расширения демократических свобод: гласности, открытости. На январском 1987 года пленуме ЦК КПСС Горбачев провозгласил лозунг «Больше демократии, больше социализма».
На втором этапе (июль 1988 г. - август 1991 г.) началась кардинальная реформа политической системы. По решению XIX партийной конференции объявлялось о создании в стране «социалистического государства», в котором власть должна принадлежать Советам. В рамках политической реформы предполагалось разграничение функций партийных и государственных органов, повышение роли Советов, изменение избирательной системы, децентрализация управления и др. Эта «реформа» привела к установлению представительной двухуровневой системы - съезд народных депутатов СССР, который становился высшим органом власти, и Верховный Совет СССР, избранный из депутатов съезда, и учреждению поста президента СССР, наделенного широкими полномочиями. Первый съезд народных депутатов собрался в мае 1989 г. А на 3-м внеочередном съезде народных депутатов 6 марта 1990 г. Был избран первый президент СССР. Им стал генеральный секретарь КПСС Горбачев. На этом же съезде была отменена статья 6 Конституции СССР, закреплявшая руководствующую роль КПСС в обществе.