Вместе с тем уже в IX веке, но особенно в X веке все большее значение приобретает другой путь, связывавший европейский север с Черным морем.
Вероятно, его функционирование было вызвано господством хазар на Волжском пути, где они ставили для всех торговцев, исключая еврейских, всякого рода заслоны.
В то время как на севере активизировали деятельность скандинавы, юг все больше вовлекался в орбиту влияния или прямо под власть хазар. Но в 964-965 годах Хазарский каганат был разгромлен Святославом.
Отношения с тюркоязычными печенегами, в начале X века занявшими причерноморские степи от Дуная до Дона, были также важной составляющей древнерусской политики. Известны также факты союзнических отношений Руси с отдельными печенежскими племенами (в 944-970 г. против Византии), так и военные конфликты (920, 968, 972 гг.).
Для защиты от печенегов русские князья строили пояса оборонительных сооружений городов-крепостей, валов и т.д. Первые сведения о таких городах-крепостях вокруг Киева относятся ко времени князя Олега.
Мощная оборонительная линия на южных рубежах была построена при князе Владимире Святом. На реках Стунге, Суле, Десне, и других были построены крепости. Наиболее крупными были Переяславль и Белгород. Эти крепости имели постоянные военные гарнизоны, набранные из дружинников ("лучших людей") разных славянских племен.
После 1136 г. печенеги перестают представлять серьезную угрозу для Киевского государства. По преданию, в честь решающей победы над печенегами князь Ярослав Мудрый возвел Софийский собор в Киеве.
С 11 века очень сильным и серьезным противником Руси стали половцы.
Положение Древнерусского государства осложнялось ещё и тем, что начавшиеся в это время княжеские усобицы дробили его силы, а некоторые князья, стремясь использовать половецкие отряды для захвата власти, сами приводили врагов на Русь.
Особенно значительна была половецкая экспансия в 90-е гг. XI в., когда половецкие ханы даже пытались взять Киев. В конце XI в. были предприняты попытки организовать общерусские походы против половцев. Во главе этих походов стоял князь Владимир Всеволодович Мономах.
Русским дружинам удалось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести половцам удар на их территории. В 1111 г. русскими войсками была взята столица одного из половецких племенных образований -город Шару-кань (недалеко от современного Харькова). После этого часть половцев откочевала на Северный Кавказ. Однако половецкая опасность не была ликвидирована. В течение всего 12в. происходили военные столкновения между русскими князьями и половецкими ханами.
3. Принятие христианства.
Имеются два летописных рассказа о предпосылках христианизации Древней Руси. Первый из них связывает появление и распространение христианства на территории Древнерусского государства с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного, а второй объявляет «крещение Руси» следствием сознательного выбора новой веры киевским князем Владимиром Святославичем.
Ни фактической, ни документальной основы летописное повествование не имело, так как ни во время написания «Повести временных лет» (XII в.), ни сейчас нет никаких данных о таком путешествии апостола Андрея. Поэтому историческая наука давно отнесла летописный рассказ о посещении Андреем киевских и новгородских земель в разряд легенд.
Каковы причины крещения Руси?
Процесс разложения первобытнообщинного строя набирал темпы, вызывая к жизни явления, характерные для классового общества. Развитие производительных сил вело к появлению прибавочного продукта, накапливавшегося в руках родоплеменной знати и становившегося частной собственностью. Возникало имущественное неравенство, приводившее к поляризации социальных групп. Эксплуататоры нуждались в такой общественной структуре, которая закрепляла бы их привилегированное положение и давала им власть над эксплуатируемыми. Носителем такой власти, сконцентрированной в руках социальных верхов, становилось формировавшееся Древнерусское государство.
Складывавшийся феодальный строй нуждался в феодальной идеологии, которая оправдывала бы социальное расслоение общества, эксплуатацию человека человеком, угнетение княжеско-боярской верхушкой челяди и смердов, примиряла бы последних с социальным гнетом и оправдывала в их глазах насилие государственной власти. Такой идеологией могла быть только религия, сложившаяся в классовом обществе.
Уже в IX веке на Руси появлялись византийские и римские миссионёры, в том числе и в епископском сане, которые пропагандировали среди социальных верхов Киевского государства христианскую веру.
В результате такого соединения внутренней потребности и внешнего влияния стали появляться на древнерусской земле очаги христианства. При этом распространялось оно преимущественно в социальных верхах - среди князей, бояр и дружинников, воспринимавших новую религию через призму своих чисто сословных интересов.
Убедившись в том, что традиционные славянские верования – опора ненадежная, князь Владимир в 988 году приступил к крещению Руси. Свой выбор он остановил на православии, сознательно руководствуясь, прежде всего, политическими соображениями.
Процесс крещения русичей проходил сложно и занял несколько веков. Летописцы свидетельствуют, что насаждение христианства редко где проводилось без насилия и принуждения, с одной стороны, и сопротивления, с другой. С большим трудом удалось христианским миссионерам приобщить к новой вере жителей древнего Ростова, Великого Новгорода, Мурома и др. городов.
Последствия принятия христианства от Византии были разнообразны и порой противоречивы. С одной стороны, этот процесс временно осложнил отношения между Западом и Русью, но, с другой стороны, он послужил мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой, наибольшее влияние которой ощущалось в церковной идеологии, каноническом праве, литургии, богослужебной литературе, музыке, культовом изобразительном искусстве.
И в городе, и в деревне христианизация привела к двоеверию — смешению языческих и христианских верований и обрядов, что было в известной мере характерно и для других европейских стран, где примитивное восприятие основных положений вероучения и культа сопровождалось его фольклоризацией и «паганизацией» — «объязычиванием»
4. Культура Киевской Руси.
Вместе с древнерусской государственностью развивалась культура Руси на основе традиций и внешнего влияния. Её характерные черты: монументальность, масштабность, образность в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, гуманизм в архитектуре,; жизнелюбие, доброта в живописи; патриотизм, страстность в литературе. Несмотря на местные особенности, культура Киевской Руси была единой.
Установлено, что письменность на Руси появилась задолго до принятия христианства. Ещё в 60-е годы 9-го века просветитель Кирилл, будучи в Херсонесе, познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. Христианизация Руси способствовала развитию письменности, грамотности. При Владимире 1 и Ярославе Мудром при церквах открывались школы, готовившие русских грамотеев, переписчиков, переводчиков. С 11 в. в богатых семьях учили грамоте не только мальчиков, но и девочек.
Большое развитие в киевский период получили летописи. Первая была составлена в конце 10-го века. Вторая была создана при Ярославе Мудром. В 90-годы 11-го века монах Киевско-Печёрского монастыря Нестор начал работу над знаменитой «Повестью временных лет». При Владимире Мономахе она была переписана. В дальнейшем по мере возвышения отдельных русских центров летописание стало дробиться: появились свои летописи в Новгороде, Смоленске, Пскове, Владимире, Галиче, Рязани, Чернигове, Переяславле-Русском.
Появление образованных людей определило развитие древнерусской литературы (с 11-го в.) К числу наиболее значимых произведений можно отнести «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (11 в.), «Чтение о житии Бориса и Глеба» монаха Нестора (11 в.), «Поучение детям» Владимира Мономаха» (12 в.), «Слово о полку Игореве» (12 в.) и другие.
Развивается деревянная архитектура, а с принятием христианства – каменная. Если первые церкви были построены по византийскому образу, то соборы в Киеве при Ярославе Мудром, Новгороде, Полоцке, отразили сочетание славянских и византийских традиций. По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами – свидетельства мощи и красоты.
Ещё языческая Русь знала все виды искусства. Для него было характерно торжество плоти «над духом», всего земного. Целью же христианского искусства стало воспевание, подвигов апостолов, святых, деятелей церкви. Развивается иконописание, фресковая живопись, мозаика, искусство резьбы по дереву, по камню. В летописях упоминаются скоморохи, певцы, танцоры, деревянные духовые и струнные инструменты.
Целый мир русской жизни открывается в былинах, песнях, сказаниях, поговорках, афоризмах.
Литература
Городенко Н. С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. - М. : 1986.
История России. С древних времен до конца 17 в. - М.: АСТ, 2000.
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. - М. : 2006.
Некрасова М.Б. Отечественная история: учебное пособие. - М.: 2008.
Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. 12 – 13 вв. - М.: 1993.
Фроянов И. Я. Древняя Русь. - М. : СПБ.: 1995.
Русь в период феодальной раздробленности (XI-XIII вв.).
1. Социально-экономическое развитие.
2. Политический строй.