Гуманитарный факультет
ДИАГНОСТИКА И АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Учебно-методическое пособие
СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие
1. Психология творческих способностей
2. Методы активизации творческих способностей
3. Методики диагностики творческих способностей
Заключение
Литература
ПРЕДИСЛОВИЕ
В самом названии специальности “Связи с общественностью” социальная среда выделена в качестве основного поля деятельности СО-менеджера, что требует от последнего глубоких социально-психологических знаний и хороших коммуникативных навыков.
Определенные должностные обязанности, предполагающие знание и выполнение данным специалистом целого набора технологически разработанных действий, позволяют сделать вывод о наличии своеобразной технологической среды СО-деятельности.
Кроме того, высококлассный СО-специалист – это всегда творческая личность, умеющая создавать и использовать в своей деятельности креативную среду, т.е. находить нестандартные решения, изобретать новые технологии и пр. Именно поэтому изложение учебного курса “Психология массовой коммуникации” открывает предлагаемое читателю учебно-методическое пособие, посвященное проблеме творческих способностей.
В пособии достаточно кратко сформулированы условия создания креативной среды, рассмотрены составляющие творческого мышления и способы их активизации, представлены некоторые методики диагностики и тренировки творческих способностей.
1. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Существует множество научных подходов к проблеме исследования творческих способностей [3, 4, 5, 8, 9, 13, 18, 21]. Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, можно сделать следующие выводы о психологии креативности и связи ее с общими интеллектуальными способностями:
(ВНИМАТЕЛЬНОСТЬЮ);
(РАЗНОСТОРОННОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
(ОРИГИНАЛЬНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
(ВАРИАТИВНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
(КОНКРЕТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
(АБСТРАКТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
(ЧУВСТВОМ ГАРМОНИИ);
(НЕЗАВИСИМОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
(ОТКРЫТОСТЬЮ ВОСПРИЯТИЯ);
(ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ).
Таким образом, при всем многообразии психологических теорий креативности, существует ряд основополагающих признаков творческой деятельности, воздействуя на которые можно, в той или иной степени, повышать продуктивность творческого мышления и развивать творческие способности личности.
2. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Огромное количество периодически возникающих нестандартных проблем, с одной стороны, и вечное стремление человека к инновациям, с другой, объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления.
Данные методы можно сгруппировать по следующим основаниям:
А. Методы, направленные на организацию креативной среды [2, 9, 13]. К этой группе относятся:
Основной недостаток метода – малая производительность при больших затратах времени.
а) прямая аналогия – анализ того, как в других областях решается сходная проблема;
б) личная аналогия – вживание в образ объекта (проблемы) и понимание его на основе собственных ощущений;
в) символическая аналогия – краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.);
г) фантастическая аналогия – поиск решений в мифах, сказках, фантастике и пр.
Основной недостаток метода – для синектической группы необходима высокая сплоченность и хорошая предварительная обученность, иначе в погоне за продуктивностью творческой деятельности возрастает критичность группы и нарушается гармония креативной среды, что, в свою очередь, резко снижает продуктивность генерации идей.
Б. Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К данной группе относятся различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей. Назовем и охарактеризуем некоторые из этих методов:
Алгоритм ТРИЗ
ВНИМАНИЕ: записи ведутся простыми словами,
применение терминов и стереотипов запрещено
Шаг 1: Условия задачи | Система для: (основная функция) | ОФ: |
с помощью: (принцип действия) | ПД: | |
состоит из: (состав системы) | СС: | |
В процессе выполнения ОФ возникает нежелательный эффект № 1: | НЭ1: | |
НЭ1 можно удалить средством устранения: | СУ: | |
СУ вызовет новый нежелательный эффект №2: | НЭ2: | |
Вывод: | Логическое противоречие: | ЛП: ОФ – НЭ1 – СУ – НЭ2 |
Шаг 2: Постановка изобретательской задачи | Найти идеальный Х-элемент, сохраняющий СУ для НЭ1 и препятствующий появлению НЭ2: СУ = Х (НЭ1 + НЭ2) = идеальный конечный результат | Х-элемент (идеальное свойство системы, позволяющее ей работать без НЭ): |
Шаг 3: Дополнительные условия | Определение оперативной зоны конфликта (проблемы): | ОЗ – зона взаимодействия объектов, в которой возникают НЭ: |
Определение оперативного времени конфликта (проблемы): | ОВ – сумма периодов времени до-, в процессе и после конфликта взаимодействующих сторон: | |
Шаг 4: Противоречие на макроуровне | Свойство ОЗ в период ОВ для выполнения своей функции должно быть: | СОЗ1: |
В то же время ОЗ должна быть такой, чтобы не приводить к НЭ: | СОЗ2: | |
Шаг 5: Противоречие на микроуровне | Между объектами в ОЗ должны находиться частицы, обеспечивающие условие системы: | УОЗ1: |
Эти же частицы должны не допустить появление НЭ, поэтому должны быть: | УОЗ2: | |
Шаг 6: Идеальный конечный результат | Система должна сама обеспечивать между объектами наличие частиц, выполняющих условия для ОЗ и ОВ, при которых выполняется ОФ системы и не возникает НЭ: | ИКР: |
Шаг 7: Формулировка требований | Перечислить требования к свойствам частиц, которые будут обеспечивать ОЗ системы: | |
Шаг 8: Анализ возможностей системы | Выявить в составе системы внутренние резервы, обладающие требуемыми свойствами: |