- полноценное «сетевое» взаимодействие учебного заведения и других организаций;
- активизация взаимодействия учебного учреждения и микросообщества (коммьюнити), в первую очередь семьи ученика;
- усиление преемственности между образованием и сферой занятости;
- оптимизация взаимодействия учреждений образования и помогающих специалистов (психосоциальных служб);
- участие учебного учреждения в организации социально одобряемого досуга;
- специально организованная работа с учениками, имеющими проблемы с освоением программных знаний и умений.
Я как объект | Рефлексивность | Я как субъект | |
D | А | ||
С | В | ||
Вне-рефлексивность |
Источник: Greener G. Agency, social theory and social policy // Critical social policy, Vol 22 (4)
Тип организации А – высокий уровень рефлексии, ответственность за решение разделяется всеми участниками процесса. Самая динамичная форма организации. В основе лежит положение Э. Гидденса о том, что залог благосостояния состоит в возможности преобразовать риск в позитивный вызов, а этнропию в процесс приобретения опыта и его проработки. Люди должны учиться идти навстречу риску и быть готовыми к тому, что жизнь может стать менее защищенной. Заметим, что все эти идеи чем-то напоминают викторианское представление о человеческом характере (см. романы британской писательницы Джейн Остин). Обосновывают необходимость работы социальных служб как служб типа А, что оправдывает идеологию новых лейбористов, основанную на идеи самопомощи. Основную проблему организации типа А представляют тогда, когда сталкиваются с клиентами, которые не хотят быть (становиться) рефлексивными. Получается, что такие люди исключаются из процесса интеграции.
Тип организации В – ограниченная рефлексия, разделение ответственности между всеми, кто участвует в процессе. Не рефлексивные организации, в которых люди занимают активную позицию, могут интерпретироваться как с положительной, так и с отрицательной точки зрения. Обоснованием для деятельности таких организаций становится идея П. Бурдье о том, что люди руководствуются в повседневной жизни хабитусом – привычкой. П. Бурдье подчеркивает роль государства, сложившейся традиции, влияния элит на формирование хабитуса. Интеграция становится нормой, инклюзивное образование и его поддержка - единственно возможным путем решения проблем.
Тип организации D – высокий уровень рефлексии, ограничение в принятии решений. В этой ситуации человек понимает, что происходит, осознает свою роль – а именно, того, кто не может стать источником изменений. Примером таких организаций могут быть различные правозащитные движения, особенно в не-демократических обществах. Человек осознает все происходящее, но не может внести значимых изменений. Внешняя среда работает против индивида. В таких условиях возможны радикальные изменения - когда человек пытается или найти новую среду или выстроить новые отношения в прежней среде. Существование таких организаций и таких проблем составляют весомый довод против доминирования организаций типа А и теории Э. Гидденса (A. Giddens) в частности – осознание проблемы не означает возможность ее решения. Ответные доводы Э. Гидденса состоят в том, что если человек оказывается ограниченным в ресурсе самопомощи, то он выпадает из системы благосостояния.