Насколько эффективна будет введенная Указом норма, конечно же, покажут результаты работы правоохранительных органов. Однако можно высказаться уже сейчас о том, что, очевидно, позиция законодателя в этом вопросе представляется незавершенной по следующим соображениям.
Понятно, что к административной ответственности за злостное уклонение от возмещения имущественного ущерба привлекаться могут лишь лица, в отношении которых вынесен приговор суда с назначением наказания, не связанного с лишением свободы, или же лица, освобожденные из мест лишения свободы и не погасившие иск. Если лицо уклоняется от возмещения причиненного преступлением материального ущерба, который, допустим, составляет несколько тысяч, применение в отношении него предупреждения или штрафа в сумме 50 рублей или привлечение его к исправительным работам на срок до 2 месяцев вряд ли даст желаемого результата.
Можно вспомнить также ряд выступлений, в основном работников правоохранительных органов, в которых говорилось о необходимости принятия специальных мер против лиц, уклоняющихся от возмещения причиненного ущерба, согласно приговору суда. Предлагалось установить уголовную ответственность за злостное уклонение от возмещения ущерба, причиненного хищением государственного или общественного имущества, если этот ущерб установлен вступившим в законную силу приговором или решением суда 1. Подобные предложения заслуживают поддержки.
Важную роль в предотвращении получения незаконных доходов должны сыграть учет и контроль за распределением социальных благ.
Практика показывает, что там, где нет строгого учета и контроля
_____________________________________________________________________________________________________
1 См.: Вопросы борьбы с хищениями государственного и общественного имущества. М., 1970, с.96-97.
отдельные лица находят возможности для извлечения нетрудовых доходов. Органами прокуратуры Татарской АССР в 1986 г. было обращено внимание на факты нарушения действующего законодательства в деятельности гаражно-строительных кооперативов. Из-за слабого контроля со стороны исполкомов городских, районных Советов народных депутатов за деятельностью правлений ГСК допускались факты приема в ГСК лиц, не являвшихся владельцами автомототранспорта, а также граждан, уже имеющих гаражи. Указанные нарушения способствовали тому, что в республике стали появляться факты продажи гаражей по спекулятивным ценам. Например, только в г.Набережные Челны было выявлено более 1 тыс. человек не имеющих автомототранспорта, но принятых в члены гаражно-строительных кооперативов. По выявленным фактам прокурорами предъявлены иски о взыскании суш неосновательного обогащения, полученных в результате продажи гаражей свыше установленной стоимости. Одновременно прокурор Татарской АССР представил информацию по данному вопросу в Совет Министров ТАССР. В свою очередь, Совет Министров ТАССР принял соответствующие меры для усиления контроля за деятельностью гаражно-строительных кооперативов со стороны исполкомов городских и районных Советов народных депутатов.
Из-за бесконтрольности со стороны работников отделов по учету и распределению жилой площади, правлений жилищно-строительных кооперативов, паспортных столов, управлений жилищного хозяйства, бюро обмена жилой площади отдельные граждане встали на путь извлечения нетрудовых доходов посредством фиктивных обменов, переуступки жилой площади путем заключения фиктивных браков, сдача хилых помещений в наем и поднаем, в аренду и т.д. Всего по республике в 1986 г. по выявленным фактам использования гражданами жилых помещений для получения неосновательного обогащения горрайпрокурорами было предъявлено 35 исков, на 25,8 тыс.руб. При этом у ряда граждан жилые помещения изъяты в пользу исполкомов в связи с систематическим использованием их для получения нетрудовых доходов.
Логическим продолжением комплекса мер, направленных против фактов извлечения нетрудовых доходов, явился и Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности". Закон ставит прочный барьер на пути всякого рода "дельцов". В этом акте регламентируется порядок и условия занятия индивидуальной деятельностью, подчеркивая, что она предоставляет гражданам возможность получения дополнительных
доходов в соответствии с затратами своего труда. Не останавливаясь подробно на его содержании, отметим, что Закон одновременно предусматривает и меры контроля за индивидуальной трудовой деятельностью и ответственность за нарушение законодательства об индивидуальной трудовой деятельностью. Думается, что высказанные пожелания, если они будут учтены законодателей и практическими работниками, могут способствовать успешной борьбе с получением незаконных доходов.
§ 3. Предупреждение правонарушений в сфере колхозных трудовых правоотношений
Предупреждение правонарушений в сфере колхозных трудовых правоотношений является составной частью деятельности, направленной на укрепление трудовой дисциплины в колхозах. Поэтому работа по профилактике нарушений трудовой дисциплины среди колхозников охватывает собой комплекс социально-экономических, организационных, идеологических и правовых мероприятий, проводимых органами управления колхоза и его должностными лицами. Важное место в предупреждении такого рода правонарушений принадлежит и мерам колхозно-правовой ответственности. Они призваны, прежде всего, выполнять функцию частной и общей превенции правонарушений. Эта функция является основной не только для дисциплинарной ответственности или ответственности в виде лишения льгот и преимуществ, но и материальной ответственности по колхозному законодательству. Однако, к сожалению, практика показывает, что их роль в предупреждении нарушений трудовой дисциплины в колхозах искусственно принижена. Органы управления колхозов обращаются к мерам колхозно-правовой ответственности редко, оставляя очевидные нарушения трудовой дисциплины со стороны колхозников без внимания и не проявлял необходимую реакцию в виде применения юридической ответственности. Слабое использование в колхозах мер правовой ответственности в борьбе с нарушениями трудовой дисциплины, вероятно, следует объяснить не малым количеством фактов нарушений трудовой дисциплины или широким использованием других предупредительных мер, а низким уровнем правосознания как отдельных колхозников, так и руководителей хозяйств. Профилактическое воздействие меры колхозно-правовой ответственности могут оказать только тогда, когда они применяются обоснованно, своевременно
временно и в порядке, установленном соответствующими нормами права. Для чего и необходим высокий уровень правосознания и правовой культуры.
Нарушениями трудовой дисциплины причиняется большой социальный и экономический урон (вред) внутриколхозным общественным отношениям и колхозной собственности. В частности, в результате прогулов комбайнеров во время уборки урожая за счет простоя различных механизмов колхозам причиняется невосполнимый ущерб. Те или иные нарушения технологической дисциплины, в свою очередь, могут привести к немалым материальным потерям. Поэтому профилактика нарушений трудовой дисциплины в колхозах имеет огромное значение для успешного выполнения задач по ускорению социально-экономического развития агропромышленного комплекса страны.
Что же из себя представляет нарушение трудовой дисциплины колхозников? Выяснение этого вопроса позволяет определить в целом профилактическую значимость мер колхозно-правовой ответственности, а также выявить и показать их роль в предупреждении конкретных правонарушений, совершаемых в области колхозных трудовых правоотношений.
Нарушение трудовой дисциплины - это виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение колхозником трудовых обязанностей или превышение должностным лицом колхоза своих полномочий, вытекающих из состояния трудового правоотношения с конкретным колхозом.
На практике в большинстве случаев нарушения трудовой дисциплины не представляют собой значительной общественной опасности и охватываются такими правонарушениями, как проступки. Эти проступки, в зависимости от того, на какие стороны правопорядка они посягают, делятся на административные проступки и на проступки, влекущие ответственность по нормам колхозного права. Таким образом, одно и тоже нарушение трудовой дисциплины может выступать и как административный проступок и как проступок дисциплинарного характера.
Трудовой дисциплинарный проступок - это виновное противоправное действие (бездействие) члена колхоза, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении им своих трудовых (служебных) обязанностей или же превышении должностным лицом колхоза служебных
полномочий, наносящее вред (урон) различным сторонам внутреннего трудового распорядка колхоза, охраняемых посредством колхозно-правовых санкций.
С точки зрения профилактики правонарушений, определенное практическое значение имеет классификация трудовых дисциплинарных проступков, совершаемых колхозниками, по характеру нарушенных трудовых обязанностей. По этому признаку можно выделить три группы трудовых дисциплинарных проступков: а) трудовые дисциплинарные проступки, связанные с нарушением трудовой обязанности соблюдать трудовую дисциплину (в узком смысле); б) трудовые дисциплинарные проступки, связанные с нарушением обязанности соблюдать производственную дисциплину; в) трудовые дисциплинарные проступки, связанные с нарушением обязанности соблюдать технологическую дисциплину. В первую группу входят нарушения режима труда (невыход на работу, опоздание на работу, преждевременный уход с работы, появление на работе в нетрезвом состоянии и т.д.). Для этой группы правонарушений характерно то, что они, как правило, совершаются умышленно. Они должны служить основанием для применения более строгих мер дисциплинарного взыскания, поскольку причиняют существенный вред (урон) внутреннему трудовому распорядку колхоза.