Смекни!
smekni.com

Н. К. Рерих ― Водитель Культуры (стр. 6 из 12)

Будучи в Ярославле, Николай Константинович пишет картину “Вход в церковь Николы Мокрого”. Этот храм существует и в настоящее время. С этой картиной связана еще одна интересная наша находка. Дело в том, что мы обнаружили в альбоме “Ярославль в старых открытках и фотографиях” фотографию этого храма, сделанную Еленой Ивановной Рерих. Особый интерес представляет тот факт, что фотография воспроизведена на открытке, изданной Общиной Святой Евгении. Если провести параллель с публикацией во “Владимирской газете”, то нам откроется еще одна цель путешествия Н.К.Рериха по Руси. Дело в том, что экспедиция проводилась еще и по поручению “попечительного о сестрах Красного Креста комитета”, и предполагалось, что картины Николая Константиновича и фотографии, выполненные Еленой Ивановной, будут изданы в качестве открыток, а средства от продажи пойдут в фонд Красного Креста. Поэтому дальнейшая работа в этом направлении представляет, на мой взгляд, огромный интерес. Изучение открыток, выпущенных Общиной Святой Евгении, может приоткрыть нам много нового и интересного. Есть упоминания, что Община Святой Евгении издала 31 открытку с репродукциями картин Н.К.Рериха[18].

Газета “Северный край” 5 июня сообщает о предстоящем приезде Н.К.Рериха в Ярославль, а 7 июня в этой же газете появляется сообщение о том, что предполагается ремонт церкви Иоанна Предтечи в Толчковой слободе. Это событие, как мы знаем, связывается с именем Николая Константиновича почти на целое десятилетие. Н.К.Рерих как бы берет под свое наблюдение состояние этого храма, и, в конце концов, в 1911 году, напишет статью “Тихие погромы”, связанную с неумелой реставрацией храма Иоанна Предтечи в Толчковой слободе. В результате такой “реставрации” исчезнут все небесные переливающиеся тона фресковой живописи и все краски, по словам Николая Константиновича, станут как бы грешными, земными. Очарование храма исчезнет.

Еще один интересный момент состоит в том, что статьи, написанные Н.К.Рерихом 100 лет назад, не потеряли своей актуальности и сегодня. “Ярославцы не осрамятся, не забудут про Илью Пророка” ― так заканчивается очерк Николая Константиновича “Церковь Ильи Пророка в Ярославле”. Эта церковь ― наша жемчужина, и точно также актуальна до сих пор эта статья Николая Константиновича. “Тихие погромы” храма Иоанна Предтечи в Толчковой слободе по-прежнему продолжаются, потому что рядом с ним стоит лакокрасочный завод, выбросы от которого разрушают фрески...

Николай Константинович, будучи в нашем крае, посещает также Романов-Борисоглебск, переименованный в 1918 году в город Тутаев. Сохранился рисунок, выполненный Николаем Константиновичем в Романове-Борисоглебске, который в настоящее время находится в Государственном Русском музее.

Далее Николай Константинович, по нашим предположениям, отправляется в Кострому, Нижний Новгород, Казань, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской и, по крайней мере, 29 июня 1903 года появляется в Ростове.

Выставка подлинных работ Николая Константиновича Рериха, которую мы в 2003 году провели в Ростове, принесла двоякую пользу: с одной стороны ростовчане впервые смогли познакомиться с творчеством Николая Константиновича, а с другой ― наше сотрудничество с музеем-заповедником “Ростовский Кремль” позволило получить новые данные. Во-первых ― это запись из книги посетителей музея за 1903 год, где мы видим, что 29 июня Николай Константинович уже находится в Ростове.

1 июля датировано письмо Н.К.Рериха из Ростова брату Борису, где он пишет, что это прекрасный город, древностей много и что далее он направляется на Москву и Смоленск. Кстати говоря, здесь тоже имеется интересный момент ― в книге посетителей Ростовского музея за 1 июля имеется запись художника Василия Сурикова, так что, вполне вероятно, здесь они встретились.

В это же время начинается сотрудничество Николая Константиновича с хранителем Ростовского музея Иваном Алексеевичем Шляковым. В фондах музея-заповедника “Ростовский Кремль” был найден экземпляр книги Н.К.Рериха “По старине” с дарственной надписью: “Ивану Алексеевичу Шлякову на долгую память”, впоследствии завязывается переписка. В ярославском архиве нам удалось обнаружить два письма Николая Константиновича, написанные в 1905 году из села Березка Тверской губернии. В одном из этих писем Николай Константинович предлагает оказать содействие талантливому иконописцу, ростовчанину Лопакову. К сожалению, мы еще не до конца разработали эту тему, и нам самим было бы интересно узнать, чем же эта история закончилась…

Археологические раскопки Н.К.Рериха во время путешествия 1903 года ― это, прежде всего, Сарское городище под Ростовом, где Николай Константинович обнаружил 25 предметов, которые потом были переданы в Эрмитаж. К настоящему времени городище сохранилось в очень тяжелом виде, поскольку во время ремонта железной дороги, оттуда брали песок для строительных работ. Хотя исследование городища продолжается до сих пор, работы Николая Константиновича в 1903 году внесли свой интересный вклад в его изучение. Например, нынешний директор музея-заповедника “Ростовский Кремль” написал диссертацию именно по Сарскому городищу, где отметил роль Николая Константиновича в его изучении.

Здесь вы видите храмы Ростовского Кремля. Вот эту картину Николая Константиновича “Ростов Великий” митрополит Антоний Храповицкий назвал “Молитва земли небу”. Вообще говоря, посещая Ростов, Н.К.Рерих создает 17 картин.

К сожалению, у нас нет данных о том, посещал ли Николай Константинович Троице-Сергиев монастырь в Варницах, построенный на месте рождения Преподобного Сергия Радонежского. Мы, конечно, предполагаем, что пройти мимо этого монастыря он просто не мог, но письменных данных не сохранилось, потому что монастырь был разрушен, и в архивах найти что-то сейчас достаточно трудно. И еще один момент ― Николай Константинович пишет картину “Церковь Иоанна Богослова на Ишне”, которая находится относительно недалеко от Троице-Варницкого монастыря.

По результатам нашей работы нами издана брошюра “Н.К.Рерих и Ярославский край”, в которую вошли все находки. Однако материал продолжает накапливаться, и мы надеемся, что будут и другие выпуски.

В заключение мне хотелось бы прочитать фрагмент из очерка Николая Константиновича, который был написан почти 100 лет назад:

''Россия будущего выявит все добрые черты духовности ― и тогда весь мир, без всякого навязывания с ее стороны, будет учиться на ее примере. Так Россия, идя своим трудным путем, просветит себя светом, который озарит весь мир”.

Наверное, эти слова еще не сбылись, но такое ощущение, что им все-таки суждено сбыться, и, может быть, очень скоро.

Говоря о результатах экспедиции 1903 года, я бы хотел сказать и о тех последствиях, которыми она отозвалась в наших душах. Этот большой культурный проект, который проводится в рамках международной программы “Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего”[19] ― показывает и доказывает, что идеи Николая Константиновича не умирают, что вообще все светлые идеи не умирают и, спустя даже 100 лет, всходят такими красивыми и мощными ростками. Значит, взойдут и другие светлые идеи, нужно только верить в торжество культуры.

Кроме того, это путешествие по маршруту Николая Константиновича Рериха имеет огромное значение для нас сегодня. И, может быть, не так уж важно как именно оно осуществляется. Может быть, оно проходит по тем городам, которые он посетил, может быть, оно проводится по его картинам или в виде путешествия по его очеркам ― все равно это отзывается в наших душах. Отзывается очень громко, звонко и глубоко. Действительно, спустя 100 лет Николай Константинович своим путешествием продолжает нас звать за собой для того, чтобы “познать и полюбить Русь”.

Чечина Т.И.

Член Международного Совета Рериховских Организаций,

Председатель Тверского рериховского общества

Н.К.РЕРИХ И ТВЕРСКОЙ КРАЙ

Друзья, я не предполагала выступать, поскольку в программе не было моего сообщения по Тверскому краю. Наша организация уже много лет собирает материал о пребывании семьи Рерихов на Тверской земле, и было бы замечательно показать, например, слайды тех мест. В течение ряда лет мы организуем туристические маршруты по рериховским местам, то есть, как раз то, о чем здесь уже говорили, что звучало и в словах Николая Константиновича о важности пеших путешествий. Вот в такие экспедиции, в такие путешествия мы ходим, и многие из присутствующих здесь принимали в этом участие.

Сейчас я только коротко расскажу о связи Н.К.Рериха с Тверским краем, а затем мы поговорим о главных проблемах, которые нас сегодня волнуют.

Николай Константинович в своей деятельности художника и археолога очень тесно связан с Тверской землей. Будучи еще студентом университета, он, вместе с Куинджи, приезжает на академическую дачу художников под Вышним Волочком, который входил тогда в состав Петербургской губернии, и проводит там, видимо, летние месяцы. К сожалению, точных сведений о длительности пребывания Н.К.Рериха на академической даче у нас пока нет, но есть воспоминания, в том числе, и о праздновании студентами 50-летия Куинджи. Весь художественный Петербург собрался отмечать юбилей художника, но Куинджи в этот день вдруг исчез из города и оказался на академической даче, где со своими студентами устраивал баталии на озере, и все было очень весело и живописно. Но главное ― возможно именно здесь Николай Константинович создавал этюды для своих первых картин.

Следующее посещение Н.К.Рерихом Тверского края связано уже с другим периодом его жизни, когда Николай Константинович приезжает в Бологовские места. В то время Бологое относилось к Новгородской губернии, но сейчас этот город входит в состав Тверской области, поэтому мы с радостью присоединяем не только рассказы о нем, но и свою работу. В Бологое мы приезжаем начиная с 1995 года, пытаемся устанавливать там разнообразные знаки памяти о пребывании семьи Рерихов на нашей земле, расширяем контакты с деятелями культуры и преподавателями этого, теперь уже маленького, городка. Однако, в начале XX века, это был замечательный, хоть и провинциальный, центр культуры, который имел два музыкальных театра и прекрасную художественную галерею, вызывавшую зависть у самого царя. Широко известна была также археологическая коллекция князя П.А.Путятина.