Но пусть помнят, что чудесною верою можно вызвать великий лик. Можно переступить за пределы глумления и глупости. Надо суметь. В поисках из-за безобразной личины прояснится лик чудесный и светлый"[26].
Николай Константинович Рерих не видел в молодежи бездействующую толпу подростков, поэтому старался привить ей тягу к прекрасному, к родной культуре. Для того, чтобы открыть глаза народа на мощь нации, заложенной в мощи соборов, Николай Константинович создал большую серию "архитектурных этюдов" и запечатлел грандиозную каменную летопись России. Рерих, как никто другой, мог проникнуть в душу древней архитектуры, чувствовать ее силу.
Именно мощь он изображал на картинах, показывал истинный лик памятников. Наверное, параллельно разрушению этих зданий происходит ослабление нашего народа. Народ также теряет свой истинный лик. Наша культура сегодня настолько обнищала, а искусство наполнилось извращенными понятиями, что именно сейчас необходимо правильно понять старину и применить это понимание в ближайших шагах жизни.
К сожалению, большинство картин, написанных Николаем Константиновичем во Владимирской губернии утеряно или находится в частных коллекциях. Однако прикоснуться к древности в понимании Н.К.Рериха можно даже на выставке, представленной в этих стенах. А закончить мне бы хотелось любимыми словами Святослава Николаевича Рериха: "Будем всегда стремиться к прекрасному!" Спасибо.
Глухов Я.Н.
Ивановское городское общество Рерихов “Свет”
ПАКТ РЕРИХА И ЗНАМЯ МИРА
Международный договор в защиту культурного наследия человечества является величайшим историческим документом и одним из главных итогов жизни и творчества Н.К.Рериха.
Путь к этому договору был продолжительным и трудным. Николай Константинович в многочисленных путешествиях по Руси впервые столкнулся с властью невежества, небрежением и тихими погромами древнейших памятников и реликвий. В своей известной статье “Тихие погромы” он написал: “Во всей России идет тихий, мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно. Ползет бескровный, мертвящий погром, сметающий все, что было священного, подлинного”[27]. “Понемногу, в тишине, громится духовное богатство Руси. Незаметно разрушается все то, что было когда-то нужным, все то, что составляло действительное богатство и устои народа”[28]. “Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной”[29]. Все эти факты проявления крайнего невежества и сознательного вреда культурному делу вызывают у художника протест. Он публикует статьи, очерки, выступает с докладами в защиту сокровищ народных. В дальнейшем поездки и экспедиции по государствам 3-х континентов приводят его к мысли о всеобщем характере опасности, о прямой ее взаимосвязи с “громкими” погромами ― войнами, межнациональными потрясениями и социальными бунтами. В 1929 году, возвратившись из большой экспедиции по Азии, он вновь обращается ко всему миру, государственным и культурным деятелям всех стран с призывом неотложно обсудить вопрос охраны культурных памятников. Разрабатывается проект международного договора, учреждается постоянный Комитет Пакта, его отделения и многочисленные общества имени Н.К.Рериха. Они объединяют людей принявших Зов Рериха о Культуре. Одним из главных направлений деятельности этих организаций было широкое распространение идеи защиты культурного наследия, утверждения высоких ценностей красоты и знания в сознании людей. С самого начала движение за охрану культурных памятников привлекло внимание всех, кому дорого культурное достояние человечества. А.Эйнштейн, Г.Уэллс, Р.Тагор, Т.Манн, Р.Роллан, Б.Шоу и многие другие выступили в поддержку Пакта. Это стремление Рериха к защите культурного наследия было поддержано многими общественными, научными и государственными деятелями и широкими массами людей на разных континентах. На первых конференциях, посвященных Пакту, в начале 30-х годов присутствовали представители 36 государств. Но общий резонанс был еще шире. Пакт был рекомендован к подписанию правительствам всех народов. В результате огромной работы, которую провел сам Николай Константинович и его сподвижники, перед второй мировой войной, 15 апреля 1935 года Международный договор по охране художественных и научных учреждений, исторических памятников был подписан в Вашингтоне в присутствии президента США Ф.Рузвельта. Этот договор подписала 21 страна американского континента вместе с США. Впоследствии количество подписавших Пакт Рериха, а именно так стал называться этот международный договор, увеличилось. Эмблемой Пакта стало Знамя Мира. Три красных круга в большом, символизирующие единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности.
Первая идея знака Знамени появилась у Н.К.Рериха от иконы Святой Троицы в Сергиевой Лавре. Вот что об этом он писал одному из своих сотрудников: “Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков, к первому обобщенному Христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева “Святая живоначальная Троица” Свято-Троице Сергиевой Лавры. Именно этот символ ― символ древнейшего Христианства, освященный для нас также именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак…”[30]. Но это не единственное объяснение, которое находим у Рериха этому знаку. Были многочисленные обращения к нему, с просьбой объяснить, где этот знак встречается и как он отражен в истории человечества. Николай Константинович дал такой ответ: “Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно ― одни говорят, что это ― прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру…”[31]. Далее Н.К.Рерих в этой же статье “Знамя Мира” приводит примеры, где этот знак встречается.
“Чинтамани ― древнейшее представление Индии о счастье мира ― содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские “Три Сокровища” говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак ― на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских. Он же на изображениях Гессэр-хана и Ригден Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. Он же на скалах Монголии. Он же на Тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя из глубин неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века ― вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих…”[32].
Кстати, и земля Ивановская отмечена этим знаком. В XIX веке графом А.С.Уваровым в курганах села Шекшово найдены шумящие подвески, изготовленные в виде конька, несущего три сферы. Эти подвески представлены здесь на одной из фотографий.
Принятый международный договор с эмблемой величайшего символа человечества не был ординарным актом. Пакт имел своей целью защитить культурное наследие человечества от неурядиц мирного времени и разрушений надвигающейся войны. Позднее, в мае 1954 года в Гааге на основе Пакта Рериха была принята конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Один из самых глубоких современных исследователей творчества Н.К.Рериха, директор Музея имени Н.К.Рериха, вице-президент Международного Центра Рерихов Л.В.Шапошникова предлагает задаться вопросом: “Почему именно культурное наследие, а не какое-либо иное? Ведь достижения человечества не сводились только к культуре. Что же это такое за явление ― Культура? Употребляя часто это слово, мы не всегда задумываемся над его философской сутью. Взгляды Рериха, так же как и все его творчество, были <…> пронизаны идеями Учения Живой Этики. Энергетическое мировоззрение этого Учения, которое стало формироваться в ХХ веке, <…> содержало новые и плодотворные подходы к проблемам эволюции Вселенной, Планеты и человека. Согласно этому мировоззрению, Культура как таковая, рассматривается в качестве одного из важнейших устоев этой эволюции, без энергетики которого невозможна была и сама эволюция человечества… <…> Культуру часто путают с цивилизацией. Путаница эта является нередко причиной всякого рода подмен, методологических искажений и даже политических ошибок… <…> Цивилизация <…> есть обустройство жизни человека, в первую очередь, с материей этой жизни, с интеллектом самого человека и наработанными им умениями. Цивилизация возникает в конкретном времени и пространстве, преходяща по своему характеру и подвержена умиранию и забвению. Культура же есть энергетическое явление человеческого духа и носит природный характер. Она возникает вместе с человеком и является самоорганизующей системой человеческого духа, в пространстве которого Космос реализует свое творчество. Поэтому, такая система живет и развивается по Великим законам Космоса. Чем больше пространство духа, тем сильнее и устойчивей Культура. Согласно Учению Живой Этики, Мироздание представляет собой одушевленную энергетическую структуру, в рамках которой действуют Космические Иерархи или духовные Учителя человечества. Это Сущности, стоящие намного выше нас на лестнице космической эволюции… Основные усилия этих Иерархов сосредоточены в поле Культуры, которое заключает в себя главную эволюционную энергетику… <…> Энергообмен с Высшим, который является важнейшим условием развития эволюции вообще, происходит в основном в энергетическом поле Культуры. Через это поле идут в наш плотный физический мир более высокие и тонкие энергии, необходимые для дальнейшего совершенствования рода человеческого. Но воздействие Высшего на нашу Планету может быть и созидательным и разрушительным и зависит это от качества Культурного поля и его напряжения. Такие понятия, как Красота, Любовь, Героизм и многие подобные им повышают качество культурного поля. Николай Константинович Рерих писал в связи с этим: “Духовность, религиозность, подвиг, героизм, доброжелательство, мужество, терпение и все прочие огни Сердца ― разве не расцветают они в Саду Прекрасном? Всякое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каждое обращение к культурному строительству создавало все блестящие эпохи Ренессанса”[33].