Смекни!
smekni.com

по дисциплине "История архитектуры" На тему "Снос памятников старины, специфика обновления исторических городов путем лишения их своеобразия" (стр. 3 из 5)

Прекратили строительство. И все сначала пошло: новый конкурс, новый победитель - академик Константин Тон, создатель Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. А новое место выбрал уже Николай Первый, в одной панораме с Кремлем - на холме Чертолья. В 1833 году заложили фундамент. Снесли старые дома вокруг, спрямили кривую Волхонку, убрали женский Алексеевский монастырь, перенеся его на новое место.

Строили храм более 40 лет. И стал он самым высоким в Москве и главным в России.

Как стирали его с лица земли

Конечно, не просто так задумал Сталин снести главный храм, не только для высвобождения места для Дворца Советов. Думается, хотел бросить пробный камень, посмотреть, перетерпит ли народ такое издевательство.

Сначала принялись снимать листовую медь, покрытую золотом. Потом и за кресты принялись. Их скидывали двумя мощными грузовиками, протянув от машин к куполам корабельные тросы. Кресты падали, скользя по кровле и стенам, все в искрах и огне.

Жителей окрестных домов предупредили, что ночью, под утро, храм будет взорван. И взрыв действительно город потряс.

А храм остался стоять.

Два человека в Кремле, стоя на Боровицком холме, смотрели на происходящее в бинокли и не верили глазам. Сталин и Каганович желали увидеть падение храма. А он противился.

Пришлось усилить заряды и разрушить храм по частям, подрывая по отдельности опоры и несущие стены.

Что было дальше - знаем и помним. На том месте соорудили бассейн. Дворец Советов, слава богу, не воздвигли. Бассейн закрыли и закопали, как будто его и не было. А храм снова поднялся. Есть, значит, сила и в нем самом, и в тех, кто хотел, чтобы он был. Вот и получается, что память о подвиге, особенно если подвиг народный, не изжить и не взорвать.


Скорбященская церковь

Скорбященская, в селении Императорского Стеклянного завода, церковь по Шлиссельбургскому пр., 24 (60) была возведена в 1894 -1898 годах в честь Санкт-Петербургской Святыни - Чудотворного образа Божией Матери Всех скорбящих Радости.

Храм был построен исключительно на частные пожертвования, в "русском стиле". За основу был взят распространенный в московской архитектуре XVII в. Тип тречастного храма, состоящего из расположенных по одной оси пятиглавой церкви, пониженного притвора и двухъярусной шатровой колокольни.

По своей красоте Скорбященская церковь принадлежала к лучшим храмам Северной столицы. Храм был поставлен на высокий гранитный подклет, имел пирамидальный нарастающий силуэт. Его главки, шатер, звонницы и малые шатры пониженных боковых объемов, украшенных в основании килевидными кокошниками, были увенчаны золочеными крестами со вставками в виде стеклянных призм зеленого цвета. Пластическая выразительность силуэта усиливалась обилием каменного декора. Живописная выразительность достигалась за счет цветового решения: сочетание основного кирпичного цвета с выступающими белыми деталями. Интерьер церкви поражал обилием росписей в духе Большого Успенского московского собора.

Комплекс "Скорбященская церковь - Скорбященская часовня" открывал своеобразный ансамбль храмов по Шлиссельбургскому тракту и являлся архитектурной доминантой несложившейся части города. Скорбященская церковь была закрыта в 1932г, снесена в 1933г.

Часовня памяти 1812 года в Павловском Посаде.

К моменту сноса часовни процесс борьбы с прошлым приобрел в городе необратимый характер: уже была разобрана монастырская стена, ликвидирован монастырь, закрыты основные церкви, начиналась очередная волна репрессий. При этом власть никогда не брезговала мелочно использовать попадающее в руки богатство: кирпич монастырской стены пошел на строительство бани, большие иконы Воскресенской церкви собирались пустить на ремонт пола в цехе одного из предприятий, добротные кирпичные здания церквей переоборудовались под клубы, мастерские, склады и гаражи, а вот кирпичный бой, оставшийся после сноса Воскресенской церкви в начале 50-х гг., пошел на мощение улиц. Об истинных же культурных ценностях никто не думал - это не умещалось в мозгу строителей нового мира. Так оказались безвозвратно утрачены древнейшие иконы, хранившиеся в Павлове, книги церковных библиотек и другие вещи, не имевшие в глазах новых хозяев ценности, сопоставимой с ценностью ободранного с иконы серебряного оклада. Так что, раз советская власть говорит, что часовня мешает проезду - убрать ее, и дело с концом.

Страстной монастырь.

Построен в 1654 г. царем Алексеем Михайловичем во имя Страстней иконы Божией Матери, от которой он и получил свое название, у стоявшего с 1646 г. храма Страстной Богоматери, куда эта икона была перенесена по повелению царя Михаила Феодоровича из нижнегородского имения князя Лыкова - села Палицы. Икона типа Одигитрии, чудотворная.

В начале 1929 г. монастырь был превращен в Центральный антирелигиозный музей—ЦАМ. Из воспоминаний М. Л. Богоявленского: "В соборе монастыря был устроен антирелигиозный музей. В нем были выставлены разные мощи, среди них мощи святителя Феодосия Черниговского, а рядом с ними труп фальшивомонетчика, найденный в лестничной клетке московского дома. Другие мощи состояли из костей, тряпок, бумаг и разного барахла. Я видел оба тела. Мощи Феодосия Черниговского потом были перевезены в Ленинград и помещены в стеклянном колпаке в Исаакиевском соборе. Это хорошо сохранившееся высохшее тело пожилого, с большой лысиной на голове человека, с остатками седых волос. У него был большой живот, так как на животе много складок. Лежит он, сложив руки на груди, как и положено покойнику (к этому времени со дня кончины св. Феодосия (1696 г.) прошло более двух веков.). Труп фальшивомонетчика производил неприятное впечатление своей неестественной изогнутой позой—это скорченный, вывернутый, неполностью сохранившийся труп. (Впоследствии мощи возвращены Церкви.)

В нач. 1930-х гг., по рассказам, в монастырь была привезена огромная деревянная позлащенная корона, украшавшая до революции церковь Воскресения в Барашах, и сброшена во дворе. Потом она пропала без вести.

В 1931 г. площадь из Страстной переименована в Пушкинскую. Страстную икону монастыря удалось перенести при закрытии в поныне действующую церковь Воскресения в Сокольниках; местночтимый крест - в церковь Знамения в Переяславской слободе.

В 1937 г. все здания монастыря были снесены и площадь расширили до современных пределов. Здесь в течение многих лет под пролетарские праздники и Новый год устраивались народные гулянья, базары, елки, аттракционы. Танцы и веселье продолжались до глубокой ночи.

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ЛЕТНЯЯ) ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (ЗИМНЯЯ) (с. Иваново) (Территория площади Революции. Не сохранились).

24 октября 1929 года президиум облисполкома, "имея в виду требования рабочих и трудящихся Иваново-Вознесенска", принял решение "закрыть зимнюю церковь с переводом имущества в летний храм. Зимнюю церковь использовать для хранения хлебных грузов". Вначале в здании разместилась библиотека, переведенная сюда из Вознесенской церкви, а затем - зернохранилище.

В следующем году был объявлен архитектурный конкурс на постройку в центре города (на площади Революции) огромного здания Дома Советов. В январе 1932 года облисполком принял решение о сносе Крестовоздвиженской церкви, поскольку "одним из мероприятий в связи с превращением Иваново-Вознесенска в хозяйственный и культурный центр области является строительство Дома Советов, для этого строительства отведена территория в центре города... ликвидация этих молитвенных зданий вызывается всецело государственными надобностями. Договор с общиной расторгнуть, здания передать горсовету для немедленной сломки". К 1935 году выстроили лишь южный корпус предполагавшегося административного здания, которое так и осталось недостроенным.

КАЗАНСКАЯ часовня


(Пересечение улиц Смирнова и Лежневской. Не сохранилась).

Крестовоздвиженской церкви принадлежала древнейшая в городе часовня, располагавшаяся на том месте, где, по преданию, в 1579 году жители села Иванова встречали икону Казанской Божьей Матери. Вначале часовня была деревянной, затем из кирпича выстроили небольшое шестигранное здание. В 1830-е годы его более чем вдвое расширили крестьяне села Иванова К.И. и Н.И. Бутримовы. Здание получило отделку в традициях классицизма. Старая часовня вошла в восточную часть здания, а с запада была устроена паперть на двух колоннах. В день памяти иконы Казанской Божьей Матери - 8 июля ( по старому стилю) - после литургии из Покровского и Воздвиженского храмов к часовне совершались крестные ходы. Это был главный религиозный праздник Иваново-Вознесенска.

В связи с тем, что часовня " препятствует прокладке водопроводной линии, историческим памятником не служит и никакой архитектурной ценности не имеет", президиум губисполкома 26 июля 1925 года постановил, что "поскольку сломка указанной часовни является в высшей степени необходимой, предложить губадмотделу дело о сломке часовни оформить в срочном порядке.