Смекни!
smekni.com

по дисциплине "История архитектуры" На тему "Снос памятников старины, специфика обновления исторических городов путем лишения их своеобразия" (стр. 5 из 5)

БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЕДИНОВЕРЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
(Улица Парижской Коммуны, территория Авторемонтного завода. Не сохранилась)

В 1800 году была учреждена единоверческая церковь, куда перешла часть старообрядцев.

Решением облисполкома 24 января 1940 года Благовещенская церковь была закрыта. Вначале в здании решили открыть клуб "национальных меньшинств", однако ни средств, ни большой необходимости в этом не было, поэтому, "учитывая крайне недостаточную сеть мастерских по бытовому обслуживанию населения города", горисполком счел необходимым передать здание Благовещенской церкви промысловой артели "Объединенный труд".

Некоторое время спустя, 9 мая того же года, было ликвидировано и старообрядческое молитвенное помещение. В 1942 году община верующих обращалась в облисполком с просьбой об открытии храма, но безрезультатно.

В августе 1969 года останки Д.Г.Бурылина перезахоронили на кладбище в Балино. Через два года церковь, сохранявшуюся без куполов и колокольни, снесли. На ее месте возвели новый корпус Авторемонтного завода.

3. Комитет по делам ис­торических памятников

Положение стало улучшаться после 1932 г., когда был создан межведом­ственный орган-Комитет по делам ис­торических памятников при ВЦИК СССР. Но особенно благотворное зна­чение имело для дела охраны и реставра­ции памятников в СССР постановление «О генеральном плане реконструкции Москвы» 1935 г. Одно из центральных положений этого постановления, как мы знаем, состояло в том, что реконструк­ция столицы должна исходить из сохра­нения исторически сложившейся ра­диально-кольцевой структуры города, и это сделало беспочвенными разного рода утопические, оторванные от дей­ствительности предложения советских и зарубежных урбанистов и дезурбани-стов. Внимательное отношение к исто­рии города, а следовательно, и к его ис­торическим памятникам стало обяза­тельным.

Убедительный пример дают рекон­структивные мероприятия, которые бы­ли проведены в связи с формированием центра столицы, созданием системы площадей, подчиненных Красной пло­щади и ее ансамблю, завершенному вы­дающимся произведением советской ар­хитектуры - Мавзолеем В. И. Ленина. Были снесены малоценные строения на Моховой улице, открыт вид на Кремль со стороны улицы Горького и увеличено пространство Манежной площади (ныне площадь 50-летия Октября), что позво­лило воспринимать во всем величии ан­самбль Манежа О. Бове и старого зда­ния университета, созданного М. Каза­ковым и Д. Жилярди. Столь же последовательно был произведен снос хаотиче­ской застройки, возникшей в начале XX в. перед собором Василия Блаженно­го, что сделало возможным восприятие ансамбля Кремля и собора со стороны Замоскворечья.

Со второй половины ЗО-х годов ра­боты по охране, консервации и реставра­ции памятников архитектуры произво­дились уже во многих городах Советско­го Союза. К 1936 г. развернулись работы по реставрации выдающегося памятника русской архитектуры XII в. Дмитровского собора во Владимире, ис­торических памятников Новгорода и За­горска. Под руководством Комитета по делам исторических памятников с энту­зиазмом работали коллективы архитек­торов, художников, ученых и мастеров-строителей.

4. Зарубежный опыт.

Если бы Гамлет был американским архитектором, у него были бы основания начать монолог с вопроса о сносе, и в том числе о сносе того, что построено Рудолфом - одним из самых ярких «шестидесятников» Аме­рики, бывшим в те годы деканом Иельской архитектурной школы.

Судьба крупной работы мастера — правительственного здания графства Оранж в Гошине, штат Нью-Йорк, — решается сейчас специальной комис­сией, которая сфокусировалась на технических проблемах и установила, что в здании ,имеющем 87 крыш,все 87 текут. Вопрос поставлен следующим образом: если деньги налогоплательщиков »утекают» в здание, не отвечающее их нуждам, стоит ли его сохранять? К тому же, как выяснилось, в этом го­родке далеко не все его обитатели являются поклонниками модернизма . Заезж ий турист, спросивший политсмена, как наитии офис местного самоуправления, услышал в ответ: «Поищите самое ужасное здание города». Гла­ва упомянутой комиссии говорит: «Если я устрою публичное голосование. этот дом будет завтра же разрушен».

Вообще говоря, наследие модернистов в США является предметом охра­ны. Снос дома, построенного Ричардом Нёйтра в Палм-Спрингс. штат Кали­форния, в те же 60-е, случившийся пару лет назад, вызвал шок и негодова­ние не только со стороны специалистов. Элегантная постройка принадлежа­ла семье, собиравшей произведения современного искусства. После кончины владельцев коллекция ушла с молотка в Сотбис.

Какой-то мелкий чиновник разрешил снос без публичного обсуждения. В этой округе есть еще два дома того же мастера ,и местная община позаботилась о том, чтобы их не постигла подобная судьба.

Больше повезло другому дому, того же Рудолфа. Его остекленные проемы, обрамленные белыми рамами, и сегодня выглядят как новые. Доставшийся рачительным хозяевам, дом бережно сохранялся с самого начала. Владе­ющие им наследники не говорят, во сколько им обходится уход за этой по­стройкой. Есть подозрения, что это могут быть десятки тысяч долларов в год. Но если бы эту недвижимость они пожелали продать, скорей всего им было бы нелегко найти покупателя, желающего и впредь заботиться о постройке.

Роберт Стерн — нынешний декан Йельской школы архитектуры — говорит: « Многие здания 60-х должны уйти .Недостаточно прочные ,с низкими потолками, неоткрываюшимися окнами (применялось двойное остекление со встроенны­ми жалюзи, которые не подлежали ремонту и замене), с неэффективными

значительных средств на модернизацию. Больших, чем на замену их новыми. Но ценные постройки непременно должны быть сохранены.»

Как здесь говорят, должно отделить шедевры от посредственности прежде, чем клин-баба (wrecking ball) может разрушить и то и другое.

Решение видится в том. чтобы сосредоточиться на спасении работ извест­ных мастеров. Например, Эдварда Стоуна. «Я ненавидел его, когда был сту­дентом, — говорит Стерн, имея в виду нью-йоркское музейное здание мастера ,--но и оно подлежит охране. Не потому, что красиво ,а потому, что это веха в истории архитектурного вкуса».

Архитектор Дональд Эдж посетил Вест-Палм-Бич, штат Флорида, специально для того, чтобы попрощаться со своей постройкой . Бетонное здание городского суда,возведенное в 1969 и казавшееся автору произведением скульптуры, у многих вызывало ассоциации с бункером. В те годы считалось, что кондиционеры способны заменить собой свежий воздух и люминесцент­ный светильник может послужить в качестве солнечного луча. А потому, слу­чалось, обходились без окон. Глухие судебные корпуса с редко расставленны­ми проемами (90 процентов комнат не имеют естественного света) окружали собой более раннюю постройку того же назначения, исполненную в «греческом стиле». Прошлым летом периметральные блоки были снесены, и судебное здание 1916 года, как и прежде, стало господствовать на своем участке.

А в городке Грэнд-Репис на берегу озера Мичиган снесли летний деревянный домик, построенный Фрэнком Райтом в том же 1916 году. Разрешения на снос даже не спросили .Дом не входил в число охраняемых государством памятников. Владельцы участка не без оснований сочли, что реставрация была бы слишком дорогим и долгим делом. Но в другом случае общество по «сохра­нению зданий Ф.-Л. Райта» не поскупилось и финансировало перенос дома на новое место.

Можно сказать ,что в США к сносу наследия модернизма определился взвешенный подход. Нью-йоркский музей Уитни, построенный другим изве­стным модернистом, Марселем Брейером, и терминал знаменитого Эро Саа-ринена в аэропорту JFK — в списке сохраняемых шедевров. Как правило, в число охраняемых включаются сооружения пятидесятилетнего возраста, од­нако комиссия по охране памятников Нью-Йорка вносит в свой список тридцатилетние постройки. Подлежат охране почти все работы Филиппа Джонсона.

Здесь великолепно отработана техника взрывных работ, обеспечивающая безопасное и быстрое разрушение сооружений. Это, кстати сказать, яркое зрелище, собирающее немалые толпы любопытствующих . Будь «Лужники « в Америке их бы постигла та же участь. Американский опыт пригодился при взрыве гостиницы «Спорт».

Последний снос — Вашингтонский центр конгрессов и выставок, простоявший 22 года, принявший за эти годы 20 миллионов посетителей и сложившийся» за 20 секунд. Но сначала рядом с ним построили и открыли новое сооружение ,предназначенное для той же цели.

Так или иначе ,проблема сноса в Америке тоже не простое дело.

5. Заключение.

Сегодня встает другой вопрос –что возникает взамен снесенных сооружений? Украсит ли центр столицы то, что строят на месте «Интуриста»? Красив ли будет пришелец, который заменит собой «Военторг» Будь Гамлет российским архитектором, он, глядя на площадки в центре исторического города, очищенные от руин снесенных сооружений, завершил бы свой знаменитый монолог другим вопросом: строить или не строить?

Урусов ставит интересный вопрос: «Достаточно ли прошло времени, чтобы у нынешнего поколения архитекторов могло сло­житься правильное суждение о том, насколько ценен тот или иной проект? Все большее число их подрастающих коллег восхищается Калининским проспектом и тем духом уверенности и силы, который из него исходит. В ночи дома-башни Калининского излучают мягкий мерцающий свет, и первобыт­ная сила и энергия этого света со временем будет поражать и притягивать все больше людей За нынешними темпами разрушения видно общество, поте­рявшее свои корни и слишком уставшее, чтобы искать потерянное. Если оно и дальше останется таким же равнодушным, оно может скоро потерять Мо­скву как один из крупнейших градостроительных экспериментов XX века». Не правда ли, неожиданное суждение? Стоит задуматься.

6. Список литературы

1) Сайт, посвященный разрушенным православным храмам.

http://www.spasi.ru/refer/chh6rz.htm

2) Журнал «новый мир» №3 2006 год, статья Феликса Новикова «зодчество: смена эпох»

3) «Архитектура СССР», учебник для вузов.