СОДЕРЖАНИЕ.
АНЕКДОТЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГУ В НАРКОЛОГИИ.
Предисловие.
1. Выражение голоса коллективного бессознательного в народном творчестве.
1.1. Коллективное бессознательное и его значение.
1.2. Введение понятия коллективного сознания и модель его взаимоотношений с коллективным бессознательным, личным бессознательным и личным сознательным.
1.3. Пути воздействия на различные части психики.
1.4. Метафора – язык общения сознания и бессознательного.
1.4.1. Исторический обзор.
1.4.2. Метафора в психотерапии.
1.4.3. Анекдоты, как психотерапевтическая метафора.
1.4.3.1. Особенности анекдота.
1.4.3.2. Примеры использования анекдотов, пословиц и поговорок консультантом по химической зависимости в качестве психотерапевтической метафоры.
1.5. Отрицание в коллективном сознании.
1.5.1. Общественное приятие.
1.5.2. Анекдоты «про животных» как сложная форма отрицания.
2. Современный научный взгляд на алкогольную зависимость и созависимость и его отражение в анекдотах, пословицах и поговорках.
2.1. Алкоголизм.
2.1.1. Определение алкоголизма.
2.1.2. Влияние алкоголя на физиологические процессы.
2.1.3. Стадии алкоголизма.
2.1.4. Отрицание при алкоголизме.
2.2. Созависимость.
2.2.1. Параллелизм проявлений зависимости и созависимости.
2.2.2. Отрицание при созависимости.
2.2.3. Устойчивый алкогольный брак.
2.2.4. Секс и алкоголизм.
2.2.5. Реактивная модель ролей в алкогольной семье.
2.3. Процесс выздоровления. Развернутая модель выздоровления Теренса Т.Горски.
3. Особенности наркомании, отраженные в анекдотах.
4. Приложение.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Отрицание.
1.1. Всеобщее употребление алкоголя.
1.2. Различные виды отрицания.
1.3. Проекция на животных.
2. Алкоголизм (описание, признаки, симптомы).
2.1. Определение алкоголизма.
2.2. Безысходность.
2.3. Повод.
2.4. Тремор.
2.5. Рвота.
2.6. Галлюцинации.
2.7. Потеря памяти.
2.8. Сны.
2.9. Лживость.
2.10. Плохой аппетит.
2.11. Искаженное восприятие.
2.12. Зацикленность.
2.13. Не знают реальной жизни.
2.14. Проблемы после завязки.
2.15. Собутыльники.
2.16. Работа.
2.17. Вред для здоровья.
2.18. Похмелье.
2.19. Нарушение процесса мышления.
2.20. Нарушения в эмоциональной сфере.
2.21. Пропивают все.
2.22. Пропивают вещи.
2.23. Другие способы достать выпивку.
2.24. Определение меры.
2.25. Употребление суррогатов.
3. Созависимость.
3.1. Семейная жизнь.
3.2. Секс.
3.3. Жена не сомневается в пьянстве мужа.
3.4. Необоснованные претензии к жене.
3.5. Ранняя алкоголизация.
3.6. Дети алкоголиков.
4. Наркомания.
5. Пословицы, поговорки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Уоррен Штейнберг. Круг внимания. Пер. с англ. – Институт общегуманитарных исследований, М. «Университетская книга», С.-Петербург. 1998, с. 221
К.Г.Юнг Психология архетипа ребенка. Вкн. Структура психики и процесс индивидуализации. М.: Наука, 1996, с. 54
К.Г.Юнг. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. – М. – К.: ЗАО «Совершенство» - «Port-Royal», 1997. – 384с.
К.Г.Юнг, фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы/Под общ. Ред. С.Н.Сиренко. – М.: Серебряные нити, 1997. – 368 с., илл.
К.Г.Юнг. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем./ Предисл. А.В.Бушлинкого. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1996. – 336 с. – (Б-ка зарубежной психологии)
К.Г.Юнг, Э.Cэмюэлс, В.Одайник, Дж.Хаббэк; Сост. В.В.Зеленский, А.М.Руткевич. – М.: Мартис, 1997. – 320 с. – (Классики зарубежной психологии)
Эрих Нойманн. Происхождение и развитие сознания. Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», 1998. – 464 с. Серия «Созвездие мудрости».
Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. Пер. с англ. Ю.М.Донца. Под общей ред. В.В.Зеленского. – СПб.: Б.С.К., 1997. – 181с.
Хиллман Дж. Архетипическая психология. Пер. с англ. Ю.М.Донца и В.Зеленского. – СПб.:Б.С.К., 1996 –157с.
Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера земли. – М.: «Ди-Дикс», 1994. –с.638.
Авессалом Подводный. Трактаты. Трактат 3 «Общественное подсознание». М.: Скрин, 1998. – с.155.
Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1996. –с. 144.
К.Ф.Седов. Основы психолингвистики в анекдотах. Учебное пособие. – Издательство «Лабиринт», М.., 1998. – 64 с.
Сказки народов мира: Переводы. Предисл. Н.И.Никулина. – М.: Правда, 1987. – 640 с.
Сидоров П.И., Парняков А.В., Введение в клиническую психологию: Т.П.:Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 381с. - (Библтотека психологии, психоанализа, психотерапии)
Э.А.Бабаян, М.Х.Ганопольский, Наркология. – М.: Медицина, 1987. – 336 с.- (Учеб. Лит. Для студ. мед. инст.).
Даль В.И., Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т., М.: Худ. Лит., 1984. – 782 с., ил.
С.П.Лебедев, А.С.Лидин. Карма повседневности. Энергетика общения. – М.: «Яуза», 1996. – 221с.
АНЕКДОТЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГУ В НАРКОЛОГИИ.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
В последние годы на прилавках магазинов стало появляться множество сборников анекдотов. Анекдоты обычно собраны объединенные одной общей темой (например, супружеская измена или анекдоты про животных и т.д.). В силу моего профессионального интереса я стала покупать сборники, посвященные употреблению алкоголя и наркотиков. Читая эти сборники, я постоянно ловила себя на мысли, что если подобные анекдоты собрать вместе и систематизировать в рамках современного научного взгляда на проблему алкоголизма и наркомании, получилась бы не развлекательная книжка для чтения в электричке, а верный помощник психологу-консультанту по проблемам химической зависимости. Такая профессиональная специализация не так давно появилась в нашей стране и большая часть литературы на эту тему – англоязычная. Конечно, «алкоголик, он и в Африке - алкоголик», но все же существует значительная разница в менталитете американцев и россиян. Существование этой разницы, а точнее, вопрос пригодности американских методов лечения химической зависимости в России, часто становиться темой дискуссии как в профессиональной среде, так и между психологом и химически зависимым человеком. И анекдот, как голос коллективного сознания этноса, вносит много интересных и важных поправок в картину, полученную нами с другого континента.
Систематизируя анекдоты, я заметила, что на некоторые темы, описывающие наиболее яркие аспекты болезни, подробно описанные в профессиональной литературе, существует очень много анекдотов, а другие, также характерные для течения заболевания, обойдены молчанием. Это явилось дополнительной темой для раздумий и анализа.
Ну и, конечно, не стоит забывать о том, что анекдот является одной из разновидностей психотерапевтической метафоры, о чем хотелось бы поговорить подробнее.
Как специфический речевой жанр анекдот имеет дополнительные возможности - парадоксально разрешает проблему, все ставит с ног на голову. Это перевертыш, который, утрируя ситуацию, высвечивает ее.
Также не стоит забывать о помощи анекдота в установлении раппорта и разрядке, снятии напряжения, которые легко достигаются с помощью юмора и смеха – постоянным попутчикам анекдотов.
Окунувшись в мир народного творчества, нельзя было удержаться от того, чтобы не добавить к анекдотам пословицы и поговорки – «цвет народного ума». Это, на мой взгляд, сделало книгу богаче и глубже.
Привычка работать в паре, обсуждая все идеи и теории, а также необходимость профессионального мнения врача-нарколога, побудили меня обратиться к моему хорошему другу и уважаемой коллеге Т.Л.Житниковой с предложением о написании подобной книги совместно. Работа в соавторстве значительно расширила и углубила тематику книги. Пользуясь случаем, хочу выразить искреннюю благодарность Т.Л.Житниковой за радость совместного труда, и за ее способность видеть вещи «насквозь без рентгена».
Поливанова Е.А.
Предисловие.
Предложение поработать над книгой, которая поможет психологу в наркологии, используя анекдоты, показалась мне занимательной. В своей практике я всегда любила применять анекдоты, пословицы и поговорки. Долгий опыт работы с такого рода больными показал, что иногда достаточно одной фразы, сказанной вовремя, чтобы перевернуть мировоззрение пациента и направить его на путь выздоровления. Почему происходит инсайт? Как и где найти эту нужную единственную для данного пациента в данный момент фразу? Откуда они берутся эти короткие метафоры, что отражают и как воздействуют на людей? Может надо знать очень много этих фраз и научиться точно чувствовать состояние больного? В процессе работы над книгой, одновременно мучительной и увлекательной, возникли и другие вопросы, на которые мы попытались ответить. Понимая несовершенство своей работы, мы представляем ее на суд читателей Мы надеемся, что она окажется полезной. Будем благодарны за любые замечания в наш адрес: Email toma@dubna.ru
Т.Л.Житникова.
1.ВЫРАЖЕНИЕ ГОЛОСА КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И СОЗНАТЕЛЬНОГО В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ.
На протяжении всей истории человечества необычайно важную роль играют мифы, легенды, притчи, сказки, пословицы и поговорки, анекдоты.… - истории, богатые символическим смыслом. Одним словом все то, что мы можем назвать голосом коллективного бессознательного и (или) сознательного.
1.1. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ.
Что же такое коллективное бессознательное и почему так важно прислушиваться к его голосу? Впервые понятие коллективного бессознательного дано К. Г.Юнгом.. Человеческая психика - это часть мира. Коллективное бессознательное - это часть психики, которая не обязана своим существованием опыту, это остов психической жизни, данный человечеству opriori. Содержание коллективного бессознательного никогда не было частью сознания, оно лишь постепенно осознавалось во всем многообразии форм человеческого опыта, проявляясь через него и составляя его сущность.