Смекни!
smekni.com

диссертации на соискание (стр. 2 из 7)

Таблица 1

Компонентно – критериальный анализ ценностных

ориентаций музыканта – исполнителя эстрадного искусства.

Компоненты

Критерии

Показатели

1

2

3

Эмоционально - оценочный Ценностное отношение к эстрадному творчеству и исполнительству. - оценочные нормы, вкусы, идеалы в овладении необходимыми ориентациями в эстрадном искусстве; - расширение опыта в оценке произведений эстрадной музыки и исполнительства; - эмоциональные реакции исполнителя к ценностям музыкального искусства.
Когнитивный Информированность в сфере эстрадного искусства и исполнительства. - широта представлений о ценностях эстрадных музыкальных произведений; - знание признаков оценки эстрадного исполнительства.
Сенсорный Развитие слуховой способности к восприятию эстрадной музыки. - активность восприятия звуковой ткани произведения; - способность к отражению образно – художественного содержания эстрадной музыки.

Разработанные нами компоненты, критерии и показатели позволили охарактеризовать различные уровни сформированности ценностных ориентаций исполнителя эстрадной музыки. Низкий – эмпирический уровень свидетельствует о наличии у них ограниченных представлений о специфике эстрадного искусства. Средний – осознанно – пассивный уровень определяется степенью отдельных представлений о специфике эстрадного искусства. Высокий – деятельно – творческий уровень отличен глубокими представлениями о специфике эстрадного искусства.

Эстрадная музыка является не только источником обогащения личности, но и тем материалом, эталоном, с которым соотносятся реальная действительность, человеческие отношения. Овладение ценностными ориентациями позволяет исполнителю – вокалисту глубже понять содержание и форму произведения, адекватно определить его ценность, особенности стиля, музыкального языка, выразительных средств. Оценочные критерии складываются на базе теоретических знаний и собственных музыкальных суждений, обеспечивая тем самым необходимые ценностные ориентации, продуктивность которых во многом зависит т художественного уровня привлекаемых к изучению произведений.

В разработке опытно – экспериментального исследования существенное значение имело определение условий формирования ценностных ориентаций у исполнителя – вокалиста эстрадной музыки. В качестве ведущих средств изучаемой проблемы были обозначены: индивидуальные занятия по эстрадному вокалу, факультативный курс «Ценностные ориентации исполнителя вокально – эстрадной музыки», устанавливая ориентиры для адаптации к различным образовательным условиям программным установкам. Важнейшими условиями исследования явились: организация диалогического взаимодействия, создание психологического комфорта, активизация личностных структур. В формировании ценностных ориентации у будущего артиста эстрады особую значимость приобретали методы: интонационно – исполнительского анализа, художественных ассоциаций, художественного познания в тесной взаимосвязи и взаимодействии, способствуя развитию и активизации исполнительской деятельности в познании истины, принятии самостоятельных решений.

Опытно – экспериментальное исследование состояло из двух этапов: поисково – констатирующего и формирующего, которые проводились на базе факультета музыкального искусства КазНАИ им. Т. Жургенова. В ходе организационно – содержательной работы по диагностике и апробации проявлений ценностных ориентаций было задействовано 16 студентов III – го курса, обучающихся по специальности «Искусство эстрады» (специализация: «Эстрадный вокал»).

Диагностическое исследование в поисково – констатирующем эксперименте было направлено на анализ противоречий в процессе формирования ценностных ориентаций вокально – эстрадной музыки. Вследствие этого, диагностика проводилась по нескольким направлениям: выявлялся характер и степень эффективности проявлений ценностных ориентаций у студентов – вокалистов в ходе их исполнительской подготовки; определялась степень сформированности у них ценностных ориентаций в оценке музыкальных произведений вокально – эстрадного искусства.

Для решения задач констатирующего исследования нами был использован комплекс диагностических методик, включающий: беседы, наблюдение, анкетирование. В содержании анкеты, предложенной испытуемым, были представлены вопросы, направленные на: определение приоритетной значимости ценностных ориентаций эстрадного вокального произведения; выявление средств и приемов, применяемых в процессе вокальной подготовки студентов при освоении эстрадной музыки.

В целом, нами была проведена диагностика степени сформированности ценностных ориентаций у будущего музыканта – исполнителя вокалиста эстрады по параметрам и признакам (Таблица 2).

Таблица 2

Параметры и признаки оценки вокального искусства.

№/n

Параметры оценки

Оценочные признаки

1

2

3

1. Приоритетная значимость оценки этрадно - вокального произведения. Художественно - образное отображение окружающей музыкальной действительности. Нравственно – эстетические идеалы. Эмоционально – психологический настрой, снятие напряжения.
2. Знания о ценностях эстрадного вокального искусства и исполнительства. Сценическая культура, высокохудожественное воплощение характера и содержания произведений эстрадно – вокальной музыки, профессионализм исполнительства.
3. Степень самостоятельности, творчества в овладении способностями в оценке ценностного содержания вокально – эстрадного искусства. Профессиональная позиция в оценке вокальной эстрадной музыки. Аргументация выдвинутых мнений, суждений.

Обобщающий анализ поисково – констатирующего эксперимента позволил нам сделать вывод о том, что для большинства испытуемых эстрадно - вокальное искусство не получает для них соответствующей оценки в контексте их духовного и профессионального самоопределения, свидетельствуя об отсутствии сформированности ценностных ориентаций (Таблица 3).

Таблица 3

Распределение студентов по уровням сформированности

ценностных ориентаций вокально – эстрадного искусства

на этапе поисково – констатирующего эксперемента.

Параметры оценки вокально - эстрадного искусства

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Кол – во

% соотн.

Кол – во

% соотн Кол – во % соотн.

1

2

3

4

5

6

7

Приоритетная значимость оценки эстрадно – вокального произведения.

3

18,8%

9

56,2%

4

25,0%

Знания о ценностях музыкального искусства и исполнительства.

2

12,5%

9

56,2%

5

31,3%

Степень самостоятельности, творчества в овладении способностями в оценке ценностного содержания вокально – эстрадно искусства.

1

6,3%

9

56,2%

6

37,3%

В среднем:

2

12,5%

9

56,2%

5

31,3%

На этапе формирующего эксперимента, мы сочли целесообразным осуществить разработку факультативного курса «Ценностные ориентации исполнителя вокально – эстрадной музыки», построенного на материале сущности, содержания, структуры исследуемой проблемы, представив обучающимся III – го курса необходимый объем теоретических сведений в данном направлении.

На основе экспертного анализа было отмечено, что студенты значительно улучшили оценочную направленность в восприятии и анализе эстрадных музыкальных произведений у вокалистов – исполнителей в различных видах учебно – познавательной деятельности, включая просмотр видеоматериалов, прослушивания записей и посещения концертных программ известных артистов отечественной и зарубежной эстрады. Полученные данные опытно - экспериментального исследования были повергнуты соответствующей математической обработке, обобщены и представлены в Таблице 4.

Таблица 4

Распределение студентов по уровням сформированности

ценностных ориентаций вокально – эстрадного искусства

на этапе формирующего эксперимента.

(III курс: 16 студентов, 2010 – 2011 уч.год).

Параметры оценки вокально - эстрадного искусства

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Кол – во

% соотн.

Кол – во

% соотн Кол – во % соотн.

1

2

3

4

5

6

7

Приоритетная значимость оценки эстрадно – вокального произведения.

5

31,3%

10

62,4%

1

6,3%

Знания о ценностях музыкального искусства и исполнительства.

6

37,5%

8

50,0%

2

12,5%

Степень самостоятельности, творчества в овладении способностями в оценке ценностного содержания вокльно – эстрадно искусства.

5

31,3%

9

56,2%

2

12,5%

В среднем:

5

33,3%

9

56,2%

2

10,5%

Суммируя результаты уровней сформированности ценностных ориентаций музыкантов – исполнителей вокально – эстрадного искусства в ходе поисково – констатирующего и формирующего этапов опытно - экспериментального исследования, мы выявили динамику их роста, обозначив данные в Таблице 7.