Смекни!
smekni.com

Лекции по зарубежной литературе (стр. 10 из 43)

Одетта же вела себя раздражительно-равнодушно. На великосветской вечеринке в салоне Сент-Эверт, где меломаны слушали Листа, Сван встречает старую приятельницу принцессу де Лом и беседует с ней о Германте. Внезапно прозвучавшая фраза из сонаты Вентейля вновь пробуждает в нем воспоминания об Одетте.

Затем Шарль Сван получает анонимное письмо, автор которого очень нелестно отзывается о моральных качествах Одетты и .. приводит факты. Сван пытается заставить Одетту поклясться ему в верности. «Ты замучал меня». – отвечает та. Подозрения растут .. Сван страдает, ходит по домам терпимости, где вынюхивает что-нибудь об Одетте. В итоге Шарль приходит к выводу: «Подумать только, я попусту расточил лучшие годы жизни, сходил с ума от любви к женщине, которая мне не нравилась, которая была не в моем вкусе».

Третья часть романа называется «Имена местностей: имя». Суть ее в том, что автор вспоминает комнату в бельбекском отеле в то время, когда его заветной мечтой было увидеть бурю на море, когда он грезил об атлантике и Италии ( о Парме Стендаля, о Флоренции ), о городах Бретани и Нормандии, образы которых вынес из книжек, а также о .. Жильберте и Француазе ( смотри первую часть ). В то время автор каждый день ощущал потребность видеть Жильберту Сван, дочь Свана. И хотя играли они вместе в мяч, и подарила Жильберта ему агатовый шарик, автор вскоре понял, что единственным чувством, которое она к нему испытывала, было равнодушие. Наш герой ожидал от Жильберты письма – но тщетно. По сто раз на дню повторял имя «Сван». Хотел стать таким же как он ( лысым с зонтиком ), гулял по Булонскому лесу, мечтая встретить Жильберту. Видел прекрасное в узоре желтых листьев, озере, букете деревьев.

Герман Гессе. Игра в бисер.

Композиция. Роман начинается с «опыта общепонятного введения в историю игры в бисер». Писатель утверждает, что грамматика этой игры – не что иное как разновидность тайного языка, синтез всех наук и искусств, в особенности математики и музыки. По мнению автора, «игра была всегда» - в догадках Пифагора, гностиков, древних китайцев, магических мечтаниях Новалиса. «Таким умам, как Абеляр, как Лейбниц, как Гегель, несомненно была знакома эта мечта – выразить духовный универсум концентрическими системами и соединить искусство с магической силой, свойственной формулировкам точных наук». Игра в бисер связана с культом музыки. В начале двадцатого века углубилось музыковедение, а игра возникла одновременно в Германии и Англии. Изобретатель ее – некий Бастиан Перро из Кальва – пользовался бисером вместо букв, цифр и нот. Это «игра игр», важная часть которой – созерцание.

Затем следует «Жизнеописание магистра игры Иозефа Кнехта».. Кнехт с детства был учеником элитарной школы. Старик-магистр ( который Кнехту представлялся как «полубог» ) играл с ним на скрипке. Когда они сделали фугу из простой песенки, Кнехт пережил «акт призвания» - ему якобы открылся некий «идеальный мир». Затем учитель музыки проводил его на вокзал, и Кнехт отправился в новую элитарную школу Касталии. Там его уже ждал магистр, который предупредил Кнехта, что он приступает к игре в бисер, будет учиться медитации и тому, чтобы в нем «звучала музыка». Брака у кастальцев не существует, денег нет, почти нет собственности. Итак, Кнехт учится в школе Вальдцель, директор которой – большой оригинал Отто Цбинден. У Кнехта есть старший товарищ Плинио Дезиньори. Плинио не люит «игру в бисер», считает ее возвращением к «фельетонной эпохе» ( размышления об эпохе! – И.П. ), спорит с Кнехтом. Вскоре Плинио уезжает из Касталии. Студенческие годы Кнехта также описаны как «игра в бисер». Автор рассказывает, как учились тамошние студенты, упоминает семинары по критике стиля и .. по игре в бисер, естественно! За время обучения Кнехт накропал три жизнеописания, изучал китайский, «Ицзин» ( книгу перемен ), был у китайцев. Встретился с возмужавшим Плинио, ставшим юристом. Затем Кнехта принимают в орден игроков в бисер. У Кнехта был еще один знакомый – Тегуляриус Фриц, тихий юноша, любитель сочинений Лейбница и Платона, блестящий «игрок». Но с ним Кнехту пришлось попрощаться, когда его послали в монастырь Мориафель. В монастыре наш герой познакомился с отцом Иаковым, худым стариком с ястребиной головой, который играл на пианино, и нелестно – с позиций религии – отзывался об ордене. Два года «работал» наш герой в монастыре, знакомил отца Иакова с историей Касталии, с идеями игры в бисер.

Но вот опять наступила весна .. Весна – время ежегодной праздничной «игры в бисер». В связи с этим событием Кнехту вручают ключи и печати, признают его интеллектуалом, а старик-музыкант дает ему наказ: «Ты должен целиком посвятить себя элите». Став магистром игры, Кнехт покончил со старыми привычками, стал рьяно служить «игре» и «элите». «Не каждый способен быть должностным лицом, как не каждый, напр., хороший филолог способен быть учителем», - говаривал он. Затем описана еще одна ежегодная игра в бисер, в связи с которой вновь появляются Плинио и Тегуляриус. Причем Тегуляриус – ходячее предостережение и предзнаменование гибели Касталии, вырождающейся в сказочное государство, населенное сплошь тегуляриусами.

Итак, как пишет автор, уже в раннем возрасте Кнехт оказался на вершине всего, был обременен политической ответственностью, вникал в дела высшего начальства ( и чувствовал к ним отвращение ). Снова Кнехт встречается с Плинио Дезиньори. Его старый знакомый стал к тому времени политическим писакой, депутатой и членом правительственной бюджетной комиссии. Плинио переменился – он подавил в себе живого, открытого человека. «Я приспособился, - говорит Плинио Кнехту, - Я был побежден. Я уже не принадлежу Касталии». Кнехт утешает его, говорит, что плинио был ранен пропастью отчуждения, лежащей между людьми и Касталией. «Наша встреча – воскрешение минувшего – сулит новые перемены. Она открыла мне путь к вашему миру». В этот момент Кнехту приходит в голову соблазнительная мысль «синтезировать» два мира – мир людей и мир Касталии. Плинио же сравнил кастальцев с младенцами в тщательно огороженном, убранном, похожем на детский сад, мирке, где всем аккуратно вытирают носы, где всю жизнь играют в спокойные, неопасные, безкровные игры. Плинио обвиняет кастальцев в том, что они ведут «паразитический образ жизни», в то время как в мирской грязи бедные люди живут «настоящей жизнью».

«Да ты не упражняешься в медитации!» - восклицает в ответ Кнехт.

«Как забезпокоился ты вдруг обо мне! Я стал мирянином, - сообщает ему Плинио, - мы распутничали, наркоманили ..»

Кнехт делает вывод о том, что Плинио пришлось идти «дорогой печали». Кнехт и Плинио вновь подружились. Они вместе совершили поездку к семье Дезиньори. Так Кнехт познакомился с жизнью мирян. Дезиньори пожаловался ему на своего дерзкого сына Тито и попросил Кнехта заняться его воспитанием. И Кнехт приступил к занятиям. Причем Тито притих, едва Кнехт сыграл ему пассаж из Скарлатти.

Затем Кнехту приходит в голову мысль составить заявление об уходе из ордена. В этом ему помогает Тегуляриус. В заявлении содержатся следующие незамысловатые утверждения:

1. Внизу что-то горит ( ? – И.П. ).

2. Мы стали аристократами ( появились заносчивость, чванство ).

3. Нам не хватает осознания ответственности.

4. Расцвет позади. Грядет перераспределение власти, то бишь критические времена.

5. Учителя нам нужны.

Ответ «клуба магистров игры в бисер» не заставил себя ждать. Было сказано, в частности, что игроки в бисер и не пытались творить историю, а утверждения Кнехта, предрекающего нигилистически конец ордену – полная ерунда. Также Кнехта обвинили в самонадеянности и сказали, что ждут от него устных разъяснений.

Но Кнехт не успокаивается. Он едет к о. Александру ( без предупреждения )

«Мое ходатайство – уловка, - заявляет он, - я не хочу идти в мир со страховым полисом в кармане. Я найду не только решения задач, но и страдания». Затем Кнехт сравнивает себя со святым Христофором – человеком большой силы и храбрости, который не хотел владычествовать и править, а хотел служить. Итак, Кнехт покидает орден, оставив свою машину для нужд администрации. О.Александр сожалеет об этом поступке Кнехта.

Кнехт, почувствовав вкус свободы, садится под вишню и играет на флейте ( ведь дудочка – единственное имущество, взятое им из Вальдцеля ). Затем Кнехт является в дом Дезиньори ( хотя никто его об этом не просил ) и обучает Плинио дыхательным упражнениям. Кнехта отвозят на дачу ( не на «канатчикову дачу», как вы, возможно, подумали, а просто – на дачу ). Кнехт не спит ночь, наблюдает за картиной восхода солнца. С ним наблюдает Тито.

В самый неподходящий момент Тито прыгает в воду. Кнехт не хочет его оставлять – прыгает вслед за ним. А вода – то была ледяная, и Кнехт .. потонул. Тито понял, что виноват, понял, как любил Кнехта, но поздно ..

Сочинения, оставшиеся от Кнехта ( в основном – стихи ):

1. «Мы – глина под рукой творца» ( «Жалоба» ).

2. «В узоре букв – вселенная» ( «Буквы» ).

3. «Последний умелец игры в бисер» ( о старости игрока ).

4. «По поводу одной токкаты Баха».

5. «Служение» ( мечта о жизни ).

6. «Ступени» - «Цветок сникает, юность быстротечна ..»

7. «Игра в бисер» - «Звезды – смысл высокой жизни в них сокрыт..»

Жизнеописания:

1. «Кудесник». Время действия – тысячу лет назад, период истории - матриархат. Герои – мальчик Кнехт и девочка Аda.

Заклинатель дождей – мастер Туру – поселяет мальчика Кнехта в своей хижине и сообщает ему ( извините, друзья, за грамматические ошибки – пишу в ужасных условиях! ): « .. моя дочь станет твоей женой. Когда у нее родится сын от тебя, мой дух вернется и вселится в Вашего сына, и ты назовешь его Туру, как меня». В самом деле, Туру отправился в мир иной, а его предсказание сбылось. Кнехт стал изучать луну. У него появился ученик – Маро. Маро хотел править, не умея служить, однако был очень смышлен и наделен воображением. Наступает новый год, когда Кнехт чувствует «какую-то испуганность земли, растений и животных, какое-то безпокойство в воздухе, какую-то зыбкость, ожидание, испуганное предчувствие». Ему мнится, что вселенская осень срывает звезды как увядшие листья с небесного дерева. Весна выдается на редкость скверная, «предсказанная луной». Осенью же в этот «безжалостный год» «ничего не выросло». В деревне сначала шепчут заклинания, потом начинается паника. Кнехту приходит на ум мысль об обряде жертвоприношения. Он сообщает Маро, что решил принести себя в жертву, и предлагает убить его. Маро отказывается удовлетворить его просьбу.