Кафка – не философ, не экзистенциалист, но в этот раз сила его рассказа достигает степени философского обобщения. Перед нами герой, который в мир иной проследовал не только потому, что превратился в неуклюжее существо, за которым было трудно ужаживать, но и потому, что его отвергли – решили избавиться от него - отец и сестра, члены его собственной семьи.
Наутро служанка замечает, что Грегор уже ушел и – восклицает:
— Поглядите-ка, оно издохло, вот оно лежит совсем-совсем дохлое!
Завершается повесть о Грегоре Замзе сценой, в которой его семейство едет в трамвае за город. «Вагон, в котором они сидели одни, был полон теплого солнца. Удобно откинувшись на своих сиденьях, они обсуждали виды на будущее, каковые при ближайшем рассмотрении оказались совсем не плохими, ибо служба, о которой они друг друга до сих пор, собственно, и не спрашивали, была у всех у них на редкость удобная, а главное — она многое обещала в дальнейшем. Самым существенным образом улучшить их положение легко могла сейчас, конечно, перемена квартиры; они решили снять меньшую и более дешевую, но зато
более уютную и вообще более подходящую квартиру, чем теперешняя, которую выбрал еще Грегор. Когда они так беседовали, господину и госпоже Замза при виде их все более оживлявшейся дочери почти одновременно подумалось, что, несмотря на все горести, покрывшие бледностью ее щеки, она за последнее время расцвела и стала пышной красавицей».
В последней фразе повести родители Грегора уже думают о том, как подобрать его сообразительной сестре хорошего супруга, а сама сестра распрямляет свое «молодое тело». «Превращение», таким образом, происходит не столько с Грегором, сколько с окружающими его людьми и сестрой. Кафка акцентирует внимание на ее «молодом теле» - оно так не похоже на внешний облик Грегора, но по сути превращение состоялось именно для сестры, для родителей Грегора. Превращению подверглась их душа – их внутренний мир. Они позволили себе забыть Грегора, родного им человека, без труда, без боли. Место некрасивого Грегора как бы занимает его молодая сестра, которая, на поверку, и превращается в «животное».
Схожие произведения. В лекции Владимира Набокова, которая называется «Превращение» Франца Кафки подробно рассмотрены состав семьи героя повести и место ее проживания.
«Герой «Превращения» Грегор Замза — сын небогатых пражан, флоберовских обывателей, людей с чисто материалистическими интересами и примитивными вкусами, - - пишет Набоков, - Лет пять назад старший Замза лишился почти всех своих денег, после чего его сын Грегор поступил на службу к одному из кредиторов отца и стал коммивояжером, торговцем сукном. Отец тогда совсем перестал работать, сестра Грета по молодости лет работать не могла, мать болела астмой, и Грегор не только содержал всю семью, но и подыскал квартиру, где они обитают ныне. Квартира эта, в жилом доме на Шарлоттенштрассе. Мы в Праге, в Центральной Европе, и год на дворе — 1912-й; слуги дешевы, и Замзы могут позволить себе содержать служанку, Анну (ей шестнадцать, она на год моложе Греты), и кухарку».
По словам Набокова, в один прекрасный день Грегор превращается в большого жука с шестью лапками – не «навозного жука» - как его называет необразованная служанка – это «просто большой жук», как пишет Набоков.
Особо Набоков выделяет в романе тему «дверей». Ведь, как мы знаем, Грегору позволено наблюдать за жизнью – вполне провинциальной, мирной, в чем-то патриархальной – жизнью семьи – сквозь щель в двери. Он не может присоединиться к семье в комнате и переживает эту отчужденность. В финале повести звук закрываемой двери становится словно музыкальным аккордом, завершающим земной путь Грегора, во всяком случае, его период жизни в указанной квартире.
Набоков называет членов семьи Грегора «идиотами», которые наслаждаются описаниями в вечерней газете, несмотря на серьезную болезнь героя. Он сравнивает их со своими современниками, - девушкой и ее любовником, воспитанными на комиксах и убившими по глупости мать девушки ( эту историю Набоков почерпнул из газет ).
Особо отмечает Набоков то обстоятельство, что комната Грегора большая и высокая. Он может ползать по ней для развлечения по стенам и потолку. Он может смотреть в большое окно, мечтать.
Особо отмечает Набоков и новую, появившуюися недавно, после превращения, безпомощность Грегора. Он в панике, когда родственники пытаются утащить из-под его носу сундук, в котором он хранит лобзик ( выпиливание лобзиком – хобби Грегора ). Он бросается на портрет в рамке, которую, верно, и выпилил своим лобзиком. Мать видит Грегора – ей становится нехорошо. Сестра бежит в гостиную за какими-то каплями. Грегор бежит за нею. Он хочет дать сестре какой-нибудь полезный совет, но достигает только того, что сестра роняет пузырек, и его осколок ранит Грегору лицо. Видите, как сестра постепенно берет в свои руки бразды правления?
В третьей части повести «распад семьи продолжается». Грегор ползает среди рухляди, которой постепенно наполняется его комната, рана с яблоком на спине гноится. Отец засыпает по вечерам в окружении семьи и – как представляется Набокову – сам вот-вот превратится в жука.
Затем следует фатальное предательство сестры, фатальное – для Грегора, разумеется. Сестра вершит его судьбу, определяет его будущность – пользуясь доступными ей, но эффектными пошлыми оборотами и мелодраматическими сравнениями.
«Ты должен только избавиться от мысли, что это Грегор. В том-то и состоит наше несчастье, что мы долго верили в это. Но какой же он Грегор? Будь это Грегор, он давно бы понял, что люди не могут жить вместе с таким животным, и сам ушел бы ( к у д а? – И.П. ). А так это животное преследует нас, прогоняет жильцов, явно хочет занять всю квартиру и выбросить нас на улицу».
После гибели Грегора волшебные чары рассеиваются – силы зла, которые окружали нашего героя, проникали в сознание его сестры, соседей, на время оставляют своих подданных – ни сестра, ни жильцы уже не выглядят грозными. У соседей – потертые пиджачки, трости, они молча кланяются, как куклы, отбывшие свой номер. А сестра Грегора оживляется – гибель брата придает ей новые силы, как вампиру.
Франц Кафка. Процесс.
Тема. Продолжение темы «Превращения» - только если в повести речь шла о нестойкости, хрупкости семейных отношений и одиночестве героя, то здесь герой – Иозеф К. – одинок перед абсурдными, непонятными ему ( да и наверное, любому трезвомыслящему человеку ) абсурдными порядками буржуазного общества.
Композиция. В один прекрасный день в гости к собиравшемуся было на работу Иозефу К. пожаловали служители процесса – Франц и Виллем. Они сообщили Иозефу, что в отношении него начался некий «процесс».
- Мы - низшие чины, мы и в документах почтиничего не смыслим, наше дело - стеречь вас ежедневно по десятьчасов и получать за это жалованье. К этому мы и приставлены, - сообщают они.
К. требует, чтобы его проводили к начальству ( такое жнее стремление – безуспрешное, безплодное – связаться с начальством – видно и в романе Кафки «Замок» ). - Не раньше, чем начальству будет угодно, - ответствует Виллем. - А теперь, - добавил он, - я вамсоветую пройти к себе в комнату и спокойно дожидаться, что с вами решат сделать. И наш вам совет: не расходуйте силы на бесполезные рассужденияВ соседней комнате К. ожидает инспектор. Беседа с ним оказывается безплодной. К. разрешают так же как прежде, посещать службу ( хотя отношение на службе к нему уже меняется ).
Вечером К. совершает первый свой опрометчивый поступок – со страстью целует поселенную недалеко от него фрау Бюрстнер.
В воскресенье назначается предварительное следствие по делу К. К. еле находит на улице в квартале бедняков здание суда. К. «попадает» в комнату, где обнаруживает толпу самых разных людей - никто из них не обратил на него внимания - средней величины комнату с двумя окнами, обнесеннуюпочти у самого потолка галереей, тоже переполненной людьми;стоять там можно было, только согнувшись, касаясь головой и спиной потолка.Комната весьма бедна, как и публика, которая аплодирует удачному ответу К. на вопрос следователя, почему он опоздал.К. рассказывает всем о комичном его «аресте», о комичности следствия. Наконец К. заявляет, что за всем судопроизводством, «то есть в моем случае за этим арестом и за сегодняшним разбирательством, стоит огромная организация. Организация эта имеет в своем распоряжении не только продажных стражей, бестолковых инспекторов и следователей, проявляющих в лучшем случае похвальную скромность, но в нее входят также и судьивысокого и наивысшего ранга с бесчисленным, неизбежным в такихслучаях штатом служителей». Но на сей раз собрание не откликается на его высказывания. К. понимает, что здесь тоже собрались чиновники, которые только и ждали его откровенности. С хохотом и негодованием К. покидает зал заседаний.На следующую неделю в воскресенье К. по инерции снова направляет свои стопы к зданию суда. Там он встречает женщину – супругу служащего канцелярии. Она показывает ему книжку - "Какие мучения терпела Грета от своего мужа Ганса".Рассказывает о своей семейной жизни. Затем ее уносит на руках влюбленный студент.После этого на сцене появляется ее супруг – служитель суда. К. сообщает ему о студенте.- Надо бы этого студента, этого труса, отколотить как следует, чтобы навсегда отбить охоту лезть к моей жене, - чешет лысину супруг.Служитель показывает К. канцелярию. Там уже собралось несколько обвиняемых. Никто не выпрямлялся во весь рост, спины сутулились, коленки сгибались, люди стояли, как нищие. К. подождал отставшего служителя и сказал: - Как их всех тут унизили! - Да, - сказал служитель, - это все обвиняемые.Пятая глава романа называется «Экзекутор». В ней рассказывается о том, как герой обнаруживает в кладовке экзекутора, который готовится высечь Франца и Виллема за то, что К. пожаловался на них следователю.- Нас наказывают только из-за твоего доноса. Иначе нам ничего несделали бы, даже если б узнали про наши дела. А разве этоназывается справедливостью? – вопрошает Виллем.Затем к Иозефу К. приезжает его дядя Альберт, узнавший, что племяннику грозит «уголовный процесс». Дядя настаивает, чтобы Иозеф и он поехали к адвокату Гульду, его знакомому. В восемь часов вечера они прибывают к адвокату. Тот лежит в постели, за ним ухаживает некая сиделка Лени. Во время беседы с Гульдом слышится звон бьющейся посуды. Это Лени бросает тарелку об стену. Воспользовавшись поводом отлучится, К. покидает комнату гостеприимного хозяина. В одной из соседних комнат он обнаруживает Лени, которая, как выясняется, нарочно вызвала К. таким способом. Затем следуют жаркие поцелуи, после которых Лени заявляет: «Теперь ты мой». Она приглашает К. приходить в дом, когда он захочет и предлагает ему ключи.Затем К. беседует с фабрикантом. Фабрикант узнал о процемсе от художника Титорелли, который был очень болтлив.К. решает ехать к художнику. Дорогу к художнику ему указывают девочки, бегающие рядом с его жилищем. Титорелли при встрече откровенно признается Иозефу К., что девочки – «негодницы» его преследуют с тех пор, как он написал портрет одной из них. Титорелли рисует портрет Правосудия.Да, теперь узнаю, - сказал К. - Вот повязка на глазах, а вот и чаши весов. Но, по-моему, у нее крылышки на пятках, и она как будто бежит! - Да, сказал художник, - я ее написал такой по заказу.Собственно говоря, это богиня правосудия и богиня победы ведином лице. - Не очень-то правильное сочетание, - сказал К. с улыбкой.- Ведь богиня правосудия должна стоять на месте, иначе весыпридут в колебание, а тогда справедливый приговор невозможен. - Ну, тут я подчиняюсь своему заказчику, - сказалхудожник.Титорелли спрашивает К. – «как вы предпочитаете освободиться от суда?». На выбор он предлагает полное опрадание, оправдание мнимое и волокиту.В комнате тепло. Поэтому К. снимает пиджак. Одна из девочек замечает это и восклицает: - Он уже пиджак снял! Слышно было, как они, толкаясь, приникли ко всем щелям,чтобы поглазеть на это зрелище. - Девочки решили, что я вас сейчас буду писать, - говоритхудожник, - для того вы и раздеваетесь.И все объяснения Титорелли перемежаются репликами девочек, которые относятся к К.: «ОН ВСТАЕТ!», «ОН ОДЕВАЕТСЯ». В завершение всего представления художник успевает всучить К. три картины совершенно разных стилей.К. решает отказать адвокату в представительстве. Для этого он еще раз посещает его квартиру, где застает некоего коммерсанта Блока в ночной рубашке. К. делает вывод: Блок – любовник Лени. К. встречается с Лени и обвиняет ее в том, что у нее есть любовник. При этом К. с удивлением обнаруживает, что способен испытывать такое чувство как ревность.Затем следует беседа с коммерсантом Блоком. Блок уверяет, что всего лишь пользуется услугами адвоката. Впрочем, у него, кроме Гульда, есть еще пять адвокатов.« - Да вот уже пять лет, как я тяну свой процесс, - сказал коммерсант и опустил голову. - Это немалое достижение».Выясняется, что Блок нередко ночует рядом со своим адвокатом, в комнате для прислуги, которую ему уступила Лени. Затем К. встречается с адвокатом и заявляет ему, что сказать, что ссегодняшнего дня лишает его права защищать интересы в суде.На следующий день К. получает задание: «надо было показать некоторые памятники искусства приезжему итальянцу, связанному давнишней деловой дружбой с банком, где его чрезвычайно ценили». К. является в банк к семи утра. Там его знакомят с итальянцем. Итальянец предлагает К. встретиться через два часа, в десять часов, в соборе. К. ищет итальянца в назначенное время у главного входа собора, обходит весь собор снаружи посмотреть, не ждет ли его итальянец у одного иэ боковых входов. Но там никого не обнаруживает. В соборе К. видит большой алтарь, лампадки, главную кафедру, которую он обходит со всех сторон. К. находит и маленькую боковую кафедру. На лесенке рядом с ней, у самого ее основания он видит священника. К. возвращается к своему прежнему месту в соборе. И в этот момент раздается голос священника:- Иозеф К.!К. быстро подбегает к кафедре.- Ты - обвиняемый, - сказал священник совсем тихо. - Да, - сказал К., - мне об этом дали знать. - Значит, ты тот, кого я ищу, - сказал священник. - Якапеллан тюрьмы. - Вот оно что, - сказал К. - Я велел позвать тебя сюда, - сказал священник, - чтобыпоговорить с тобой. - Я этого не знал, - сказал К., - и пришел я сюда показатьсобор одному итальянцу. - Оставь эти посторонние мысли, - сказал священник. - Чтоу тебя в руках, молитвенник? - Нет, - сказал К., - это альбом местныхдостопримечательностей.Священник рассказывает К. сюжет о законе и привратнике. Привратник – «ничтожный» слуга закона, но он имеет власть закрыть перед нашим героем некие «ворота». В завершение беседы священник изрекает: «Суду ничего от тебя ненужно. Суд принимает тебя, когда ты приходишь, и отпускает,когда ты уходишь».Десятая глава романа называется просто и ясно – «конец». Накануне того дня, когда К. исполнился тридцать один год,- было около девяти вечера, и уличный шум уже стихал, - наквартиру к нему являются два господина в сюртуках, бледные,одутловатые, в цилиндрах, словно приросших к голове.К. принимает их за актеров и спрашивает даже «В каком театре, мол, играете?». Но после того, как у ворот они сжимают его кисти, К. понимает, что господа не шутят. Они останавливаются на краю пустой, безлюдной, засаженнойкустарником площади. К. заявляет, что дальше не пойдет. Он готов к борьбе. Но в этот момент он видит фройляйн Бюрстнер и вдруг меняет свое решение. «Единственное, что мне остается сейчас сделать,сказал он себе, и равномерный шаг его самого и его спутниковкак бы подкреплял эту мысль, единственное, что я могу сейчассделать, - это сохранить до конца ясность ума и суждения».Видимо, он не хочет показаться в глазах фройляйн Бюрстнер тупым упрямцем. К приводят в каменоломню, расположенную за городом. С него снимают пиджак, жилетку, рубаху. Господа передают друг другу над головой К. нож мясника. В окнах высотного дома напротив каменоломни К. видит человека. Кто это был, друг? – спрашивает себя он. «Но уже на его горло легли руки первого господина, а второйвонзил ему нож глубоко в сердце и повернул его дважды.Потухшими глазами К. видел, как оба господина у самого еголица, прильнув щекой к щеке, наблюдали за развязкой. - Как собака, - сказал он так, как будто этому позору суждено было пережить его». Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.Композиция. Повесть «Маленький принц» начинается с посвящения Леону Верту – взрослому, который понимает все на свете, даже детские книжки.Автор рассказывает о том, как в возрасте шести лет нарисовал удава, проглотившего слона – нарисовал в основном под впечатлением от кни. «Правдивые истории», где рассказывалось немало интересного о жизни джунглей.Однако все взрослые, которые видели его рисунок, считали, что он нарисовал шляпу. Мальчик отказался от карьеры художника и стал летчиком. Жил летчик одиноко. Но вот однажды, шесть лет назад, совершил вынужденную посадку в пустыне Сахара. Воды у него было на неделю. Летчику нужно было во что бы то ни стало исправить самолет.На рассвете он проснулся оттого, что услышал тоненький голосок. Он сказал: - Пожалуйста... нарисуй мне барашка! - А?.. - Нарисуй мне барашка... Летчик вскочил. Протер глаза. Стал осматриваться. И увидел забавного маленького человечка, который серьезно его разглядывал.Летчик нарисовал Маленькому принцу ( а это был именно он ) барашка. Впрочем, барашек не понравился герою. Тогда летчик нарисовал ящик и сказал, чтобы Маленький принц вообразил себе барашка, который находится внутри. Выясняется, что Маленький принц прибыл с "астероида В-612". Его открыл турецкий астроном в 1909 году.На планете Маленького принца величиной с дом было три вулкана – два действующих и один потухший. Их Маленький принц постоянно чистил. Еще там росли потенциально опасные для планеты растения – баобабы. Маленький принц был вынужден пропалывать их. Ведь бабобаб мог разрушить планету, если бы сильно разросся.- Есть такое твердое правило, - говорит Маленький принц. - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов.Маленький принц любит смотреть на закаты. Однажды на своей планете он смотрел на закат сорок три раза за день – просто переставляя стул, ведь планета Маленькая. Здесь возникает тема нарисованного летчиком барашка. Маленький принц опасается, что этот барашек может съесть его любимую розу.Летчик обещает нарисовать барашку намордник, чтобы он не мог съесть розу.Речь идет о розе, которая выросла на планете Маленького принца. Это роза была необычная – говорящая – и очень красивая. Она просила принца позаботиться о ней. Маленький принц брал лейку и полтивал ее ключевой водой.- Ничего я тогда не понимал! - сообщает Маленький принц летчику, - Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.Маленький принц отправляется странствовать. На соседние астероиды – куда же еще! На первом из них он обнаруживает короля. Король предлагает Маленькому принцу стать его минимтром. - Министром чего? - Ну... юстиции. - Но ведь здесь некого судить! - Как знать, - возразил король. У короля на планете живет старая крыса. Она скребется по ночам. Король предлагает для начала Маленькому принцу судить эту крысу. Однако Маленький принц не задерживается на первой планете.На второй планете живет честолюбец. Он принимает Маленького принца за его почитателя. Он требует от Маленького принца, чтобы тот восхищался им. Маленький принц не спорит. Он быстро покидает и эту планету.На третьей планете обнаруживается горький пьяница.- Что это ты делаешь? – спрашивает его Маленький принц. - Пью, - мрачно отвечает пьяница. - Зачем? - Чтобы забыть. - О чем забыть? - спрашивает Маленький принц; ему стало жаль пьяницу. - Хочу забыть, что мне совестно. - Отчего же тебе совестно? - Совестно пить! Эта беседа напоминает нам об одном рассказе А.Аверченко, где на вопрос ребенка «Так отчего пили?» - его дед отвечели: «Пили-то? Так, ПИЛОСЬ».На четвертой планете находится деловой человек. По его словам, он несказанно богат – владеет миллионами звезд. Маленький принц говорит, что у него есть тоже кое-что на планете: напр., цветок ( то есть роза ) и вулканы. Но Маленький принц приносит им пользу, а от делового человека звездам никакой пользы нет.На пятой планете обитает фонарщик. Он говорит «Добрый день» - и гасит фонарь. Или – «Добрый вечер», - и зажигает фонарь. Все это продолжается потому, что планета фонарщика делает оборот за одну минуту. Фонарщик не знает отдыха. На шестой планете живет старик – географ, который пишет толстые книги. - Ваша планета очень красивая, - замечает Маленький принц, - А океаны у вас есть? - Этого я не знаю, - говорит географ. - О-о-о... А горы есть? - Не знаю, - повторяет географ. - А города, реки, пустыни? - И этого я тоже не знаю. - Но ведь вы географ! - Вот именно, - отвечает старик. - Я географ, а не путешественник.Мне ужасно не хватает путешественников.Маленький принц говорит, что у него есть цветок ( роза ). Но географ отвечает, что роза недолговечна. Она не интересует географа. То ли дело гора или вулкан!"Моя краса и радость недолговечна, - говорит себе Маленький принц,- и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре шипа.А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!" Здесь впервые он жалеет о покинутом цветке.Географ между тем советует Маленькому принцу посетить землю, намекая на то, что у земли – «неплохая репутация».Итак, земля становится седьмой планетой, на которой гостит Маленький принц. Он «попадает» в Африку, в пустыню, где встречае змейку. Эта змейка – особа «себе на уме», она утверждает, что обладает необыкновенными способностями – напр., возвращает земле тех, кто из нее вышел. Поразмыслив немного, змейка приходит к выводу, что Маленького принца она тоже может вернуть – но не земле, а звезде, поскольку тот прилетел именно оттуда.На одной из дорог Маленький принц видит сад, в котором растет много роз. «Моя красавица считала себя единственным цветком, подобного которому нет нигле в мире, - думает принц, - как бы она рассердилась, увидев их!»Затем Маленький принц встречает Лиса. Маленький принц просит Лиса поиграть с ним. Но Лис отказывается, потому что «не приручен».- Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу, - говорит он, - Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... - Я начинаю понимать, - откликается Маленький принц. - Была однароза... наверно, она меня приручила...Лис расспрашивает принца о его планете. Но узнав о том, что на ней нет кур, теряет интерес к теме.- Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу, - резюмирует Лис. - Потому что я отдавал ей всю душу... - повторяет Маленький принц, чтобы лучше запомнить.Затем Маленький принц встречает летчика. Они вместе ищут колодец в пустыне – и находят его! Летчик поднимает ведро воды, Маленький принц пьет ее. Маленький принц заявляет летчику, что исполняется ровно год с тех пор, как он «попал» на землю. Он уже обо всем переговорил со змейкой, и решил, что в эту ночь отправится на свою звезду. - Послушай, малыш, ведь все это - и змея, и свиданье со звездой -просто дурной сон, правда? – в надежде спрашивает летчик.Но Маленький принц не отвечает.Затем он оправляется «в гости» к маленькой змейке, которая содействует перемещению нашего героя на его звезду. В эпилоге летчик говорит: « .. я знаю, он возвратился на свою планетку, ведь, когда рассвело, я не нашел на песке его тела. Не такое уж оно было тяжелое».«Взгляните на небо. И спросите себя: "Жива ли та роза или ее уженет? Вдруг барашек ее съел?" И вы увидите: все станет по-другому... И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!»Схожие произведения. В повести А.Нуйкина «Посвящение в рыцари» о Маленьком принце рассказывает сказочный персонаж Карла из страны Серляндии, которой управляет жестокий король и сказочные вымруки. По словам Карлы, Маленький принц «попал» на землю и был заключен под стражу вместе с барашком. Теперь миллионы посетителей королевства могут наблюдать за легендарным Маленьким принцем, который томится в клетке. Разумеется, не безплатно – каждый из них платит за такую возможность. Таким образом, казна получает доход.Альбер Камю. Записные книжки.