Смекни!
smekni.com

Лекции по зарубежной литературе (стр. 18 из 43)

Схожие произведения. В статье "Экзистенциализм - это гуманизм" Сартр предостерегает от расхожего толкования экзистенциализма как грубого "натурализма" и "законченного пессимизма".

Здесь Сартр причисляет себя к "атеистическим экзистенциалистам" - то есть философам, которые рассуждают не о Боге, а о Бытии. Этим Бытием для Сартра является человек. По мнению Сартра, "человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет. Конечно, это может показаться жестоким для тех, кто не преуспел в жизни".

В этой статье Сартр всячески подчеркивает свою дистанцированность по отношению к христианству. В завершение он заявляет, что экзистенциализм - это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма.

В рассказе «Ужас» из сборника «Возвращение Чорба» Владимир Набоков, по его собственному утверждению, предвосхитил «Тошноту» Сартра. В рассказе «ужас» - это внеположенная человеку безличная сила, которую можно сравнить со «стихией существования» Жана-Поля Сартра.

Герой Сартра – Рокантен – боиться «попасть в ловушку зеркала». Герой Набокова ( тоже занятый писанием, сочинительством ) глядит на свое отражение в зеркале и не узнает себя. Герой рассказа, так же как герой романа Сартра, расстается со своей подругой и приезжает в незнакомый для него большой нерусский город.

«На пятый день, рано утром, после безсонной ночи, я вышел пройтись, - пишет он, - То, что буду рассказывать дальше, мне хотелось бы напечатать курсивом ( в романе «Лолита»: «Ветерок из Страны Чудес уже стал влиять на мои мысли; они казались выделенными курсивом, как если бы поверхность, отражавшая их, зыблилась от этого призрачного дуновения» ) – даже нет, не курсивом, а каким-то новым, невиданным шрифтом .. И сразу, как только я вышел на улицу .. Да, вот теперь я нашел слова. Я спешу записать их, пока они не потускнели ( та же ситуация, что и в романе Сартра, - герой наедине со своим дневником ). Когда я вышел на улицу, я внезапно увидел мир таким, каков он есть на самом деле. Ведь мы утешаем себя, что мир не может без нас существовать, что он существует, поскольку мы существуем ..» Перед героем Набокова существование также предстает в его пустой фактичности, его отвлеченности от событий, как феномен какого-то нечеловеческого сознания. «И вот в тот срашный день, когда, опустошенный безсонницей, я вышел на улицу, в случайном городе, и увидел дома, автомобили, людей, - душа моя внезапно отказалась воспринимать их как нечто привычное, человеческое. Моя связь с миром порвалась, я был сам по себе, и мир был сам по себе ( похожие чувства испытывает герой повести Набокова «Соглядатай» ) – и в этом мире смысла не было». Если для героя Сартра безсмысленность мира становится очевидна при взгляде на трамвай, сиденья которого утратили свой смысл – то герой рассказа Набокова глядит на дома, и видит, что от них остался только «безсмысленный облик». «И с деревьями было то же самое, и то же самое было с людьми. Я понял, как страшно человеческое лицо .. Напрасно я старался пересилить ужас, напрасно вспоминал .. Напротив, чем пристальнее я вглядывался в людей, тем безсмысленнее становился их облик. Охваченный ужасом, я искал какой-нибудь точки опоры, исходной мысли, чтобы, начав с нее, построить затем снова простой, естественный, привычный мир, который мы все знаем. Я, кажется, сидел на скамейке в каком-то парке ( еще одна черта сходства между двумя произведениями ). Действий моих в точности не помню. Как человеку, с которым случился на улице сердечный припадок, нет дела до прохожих, до солнца, до красоты старинного собора, а есть в нем только желание дышать, - так и у меня было только одно желание: не сойти с ума.

Думаю, что никто никогда так не видел мира, как я видел его в те минуты. Страшная нагота, страшная безсмыслица». Это страшное открытие настолько иррационально, необъяснимо с позиций обыденного разума, настолько нечеловечно – что герой вынужден отступить под гнетом и гноем этого существования. «Рядом какая-то собака обнюхивала снег. Я мучительно старался понять, что такое «собака», - и оттого, что я так пристально на нее смотрел, она доверчиво подползла ко мне, - и с т а л о м н е д о т о г о т о ш н о, что я встал со скамьи и пошел прочь. Я уже не боролся». Итак, ясно то, что единственное, что может предпринять герой, столкнувшийся с описанной ситуацией, - «встать со скамьи» ( также вещи, сооруженной человеком и непонятной, может быть, именно оттого ) и «пойти прочь». Герой Набокова также живет в гостинице. Именно здесь его находит швейцар, который подает ему телеграмму с сообщением о беде, которая постигла его подругу. В финале описана встреча с подругой, которая на какое-то время избавляет героя от пережитого им наваждения.

Карта. Бувиль – название, в котором раскрылся творческий гений писателя. Вы не найдете на карте Франции города с таким названием. Некоторыми исследователями было высказано предположение, что в романе описан Гавр – город на северо-западе Франции в устье реки Сена. Однако такая значимая для Гавра примета как река в романе «Тошнота» не упоминается. Описаны только пустыня города, где бродит Рокантен и пустыня моря, которую он наблюдает с набережной ( сказано, что Бувиль «окружен» морем ).

Видимо, название «Бувиль» было образовано путем сопряжения названий двух городов, расположенных на северо-западе Франции – Лилля и Булони-сюр-мер ( эти города находятся недалеко от морского побережья ). На расположение города на северо-западе страны указывают и еще два непримечательных на первый взгляд обстоятельства:

- то, какое время требовалось парижскому поезду, чтобы добраться до города ( что исключает все города Лазурного побережья, впрочем, еще и в силу того, что Бувиль – не курорт ),

- то, с какой регулярностью появлялся в городской гостинице «Прентания» «господин из Руана».

Также нужно учесть несколько раз упоминавшуюся в романе моду на все английское ( начиная с Морского бульвара – в то время именно Англия была «владычицей морей» ).

Агата Кристи. Десять негритят

Первый, второй –

Еремеев придет за тобой,

Третий, четвертый –

Дверь поскорее закрой.

Пять, шесть, семь –

Он согнет в бараний рог насовсем.

Восемь, девять –

Никогда не спите, дети.

Детская считалочка.

Тема. «Десять негритят» - классический детективный роман в стиле Агаты Кристи. Его персонажи собраны писательницей вместе на Негритянском острове. Среди персонажей находится один «джокер» - убийца, который осуществляет свой план в отношении девяти остальных героев на протяжении всего повествования.

Рассмотрим каждого из персонажей романа подробнее.

1. Вера Клейторн - колоритный персонаж; во время действия романа учится в нинституте ( недавно закончила утомивший ее семестр ). Одновременно она известна тем, что работала воспитательницей и присматривала за детьми. Однако увлекшись неким Хьюго позволила себе отпустить мальчика Сирила, за которым она присматривала, поплавать, прекрасно зная об угрозе утонуть.

«Плыви к скале, Сирил, я разрешаю», - эти свои слова она вспоминает в финале романа, прежде чем оттолкнуть стул.

2. Мисс Брент – противоположность молодой и немного ветреной Вере. Она не увлекается романами, не одобряет современной расхлябанности, сознает свою праведность и непоколебимость. Она рассуждает обычно следующим образом: «Нынче все так себя балуют .. сидят только на мягких креслах, а молодые девушки ходят Бог знает в чем, не носят корсетов, а летом и вовсе валяются на пляжах полуголые.. Мисс Брент своим примером хотела показать, как полагается вести себя людям определенного круга». Ее заманили на Негритянский остров обещанием открыть там пансион «без новомодных затей», для «людей старой школы». У мисс Брент служила некая Беатриса Тейлор. За незначительную провинность мисс Брент выгнала со двора «распущенную девчонку», которая после этого наложила на себя руки – утопилась.

3. Доктор Армстронг. Агата Кристи рисует образ довольно практичного доктора, который больше всего на свете ценит собственный опыт и рассудок. Особенно они пригождаются доктору, когда он лечит нервных женщин. Доктор Армстронг – «модный врач», неудивительно, что у него наплыв посетителей.

4. Мистер Роджерс – слуга или, как его еще называет автор, «дворецкий». Обвинен в гибели старой мисс Брейди, которую подстроил вместе со своей супругой для того, чтобы получить солидное наследство старушки.

5. Миссис Роджерс – его супруга, тоже слуга.

6. Судья Уоргрейв. Судья известен своей суровостью и тягой к соблюдению справедливости во всех делах, которые ему становились известны. Судья, как выясняется, знаком с делом доктора Армстронга.

А Армстронг, в свою очередь, помнит «дело Ситона», которого Уоргрейв отправил на эшафот.

7. Антонии Марстон – любитель быстрой езды; известен тем, что задавил Джона и Люси Комбс неподалеку от Кембриджа. «Это был просто несчастный случай, - объясняет Марстон, - Они выбежали прямо на дорогу. У меня на год отобрали права. Нешуточная неприятность».

8. Генерал Макартур. С именем генерала связана любовная история. Пожилой генерал учуял любовную «связь» своей молодой супруги Лесли и некоего Артура Ричмонда. У генерала появляется мечта о «страшной мести». В один прекрасный день он посылает своего подчиненного Артура .. на верную гибель. Лесли оплакивает своего любовника, а через три года после той войны тоже уходит в мир Иной. «Когда это было? – пытается вспомнить генерал, - сколько лет прошло с тех пор – пятнадцать, шестнадцать?»

9. Инспектор в отставке Уильям Блор. Служил в Скотланд-Ярде. За время службы помог отправиться в мир Иной некоего Джеймса Ландора. Любопытно, что Ландора Блор вспоминает только ближе к финалу романа – как и его жену, и дочку, девчушку лет четырнадцати ( которой наверняка бы заинтересовался герой Вл.Набокова ).