Смекни!
smekni.com

Лекции по зарубежной литературе (стр. 19 из 43)

10. Филипп Ломбард, обвинен в том, что обрек на верную гибель около двадцати человек из некоего восточно-африканского племени. Впрочем, Филипп не испытывает больших мук совести по этому поводу. Его необыкновенная хитрость является одной из причин, по которой ему удается до поры избежать карающего меча, наряду с Верой Клейторн ( последним негритенком ).

Однако, кроме заявленных десяти персонажей, существуют еще четыре, которые, кроме лодочника Нарракота, впрочем, даже и не появлялись на негритянском острове. Рассмотрим и этих персонажей.

11. Старик на перроне, который встречает мистера Блора словами «Блюди себя, молись. Судный день грядет» - и предупреждает о начале шторма. Мистер Блор думает, что для этого старика судный день нагрянет скорее чем для него – и ошибается.

12. Лодочник Фред Нарракот. Он составляет мнение о компании ( «чудная» ), и догадывается, что с мистером Онимом связана какая-то тайна. Ему принадлежат некоторые характеристики персонажей романа: мисс Брент – «старая дева, кислая как усксус», Вера – «хорошенькая молодая барышня, но ничего особенного». Нарракот причаливает к острову и ведет пассажиров по вырубленным в скале ступенькам наверх.

13-14. Инспектор Мейн и помощник комиссара Скотленд-Ярда Томас Легг, которые появляются в эпилоге и разбирают обстоятельства произошедшего и дошедшее до них письмо убийцы.

Композиция. Сюжет любимого романа Агаты Кристи прост – десять персонажей оказываются в доме – замке на Негритянском острове. Один из них совершает убийства оставшихся ( впрочем, некоторое время, персонажи тешат себя гипотезой об эпидемии самоубийств ). Начинается все с того, что одним прекрасным вечером в стенах дома звучит его голос, записанный на пластинку. Он обвиняет каждого из присутствующих в грехе убийства. Пластинку с обвинениями, как выясняется, ставит на граммофон слуга – таково указание хозяина дома – мистера А.Н.Онима.

Сначала гости дома анонима отпираются и всячески обеливают себя в глазах окружающих. Но с того момента, как начинаются убийства, они постепенно признаются – или другим, или себе ( вспоминая ) в совершенном ими преступлении.

Люопытная деталь: убийства совершаются ( как позже в романе У.Эко «Имя розы» ) в соответствии с литературным или фольклорным источником – в данном случае в соответствии с детской считалочкой про десять негритят. Первой ее замечает, по всей видимости, Вера Клейторн, осматривая свою комнату:

Десять негритят отправились обедать,

Один поперхнулся, и их осталось девять.

Девять негритят, поев, клевали носом,

Один не смог проснуться, и их осталось восемь.

Восемь негритят в Девон ушли потом,

Один не возвратился, остались всемером.

Семь негритят дрова рубили вместе,

Зарубил себя один – и вот осталось шесть их.

Шесть негритят пошли на пасеку гулять,

Одного ужалил шмель, и их осталось пять.

Пять негритят судейство учинили,

Засудили одного, осталось их четыре.

Четыре негритенка пошли купаться в море,

Один попался на приманку, и их осталось трое.

Трое негритят в зверинце оказались,

Одного схватил медведь, и вдвоем остались.

Двое негритят легли на солнцепеке,

Один сгорел – и вот один, несчастный, одинокий,

Последний негритенок тот поглядел устало,

Он пошел повесился, и никого не стало.

Первый негритенок – Антонии Марстон – падает, поперхнувшись глотком виски.

Второй негритенок – супруга Роджерса – не может проснуться после принятых ею таблеток.

Третий – генерал Макартур – не возвращается с прогулки ( убит вдали от дома, на скале ).

Четвертый – Роджерс – пал, когда колол дрова для растопки.

Пятую – миссис Брент – ужалил шмель, то есть укол, по словам Армстронга, цианистого калия. «Он шутник, этот парень, говорит об убийце Ломбард, - ни на шаг не отступает от этой треклятой считалки».

Шестой – судья Уоргрейв, тоже по словам Армстронга, убит выстрелом в голову. Судья наряжен в парик, судейскую мантию – для усиления эффекта, а со лба его стекает темно-красная струйка..

Седьмой – доктор Армстронг – в буквальном смысле «попадается на приманку» - когда неосторожно отправляется к морю. Причем смысл приманки читатель выяснит позже.

Восьмой – Блор, на него рухнули мраморные часы с каминной полки в виде .. медведя.

Девятый – Ломбард, его убивает Вера Клейторн, - стреляет ему в сердце. Причем действие происходит на открытом месте, на берегу моря.

Десятый – Вера Клейторн, которая, придя в свою комнату, обнаруживает веревку с готовой петлей. «Так вот чего хочет от нее Хьюго.. Ну да, и в последней строчке считалки так говориться». Вера накидывает петлю на шею, причем ей кажется, что Хьюго следит за ней и ждет, чтобы она «исполнила свой долг», затем отталкивает стул.

Затем следует эпилог. В эпилоге Томас Легг и инспектор Мейн, расследующие необыкновенные происшествия на Негритянском острове, приходят к выводу, что убийцей был один из десяти «негритят».

Сначала им приходит в голову мысль, что Армстронг был сумасшедшим, убил всех девятерых, а после сам утонул. Но эта разгадка «не выдерживает проверки». Во-первых, она не совпадает с показаниями судебного врача, определенно высказавшегося о моменте гибели Армстронга. Во-вторых, линия прилива не доходит до того места, где обнаружено тело Армстронга. Следствию приходится признать, что Армстронг утонул раньше, чем повесилась Вера Клейторн.

Подозрение падает на Веру Клейторн. Но здесь имеется «одна загвоздка»: «если бы Вера оттолкнула стул, он валялся бы на полу. А стул стоял рядом с другими стульями у стены. Значит, его поднял и поставил к стене кто-то другой». Блора Легг и Мейн тоже не считают убийцей – слишком это не в его характере, «в стремлении к высшей справедливости его не заподозришь».

Все разъясняет РУКОПИСЬ, которую переслал в Скотленд-Ярд капитан рыболовецкого судна «Эмма Джейн» и которая приведена также в эпилоге романа.

Автор рукописи – не кто иной как судья Уоргрейв. Уже в начале он признается, что с детства в нем жило глубокое стремление к справедливости, вкуне с ведомой ему «жаждой убийств» ( в юном возрасте судье нравилось уничтожать садовых вредителей ). Уоргрейв признается, что за время своей судебной практике пришел к твердому и представляющимся ему несомненным выводу: значительная часть преступлений недосягаема для законов Англии. Тогда судья решается на удивительный эксперимент: собирает на Негритянском острове преступников, на чьей совести жизни других людей, и принимается их уничтожать в соответствии со строками детской считалочки о десяти негритятах. Раздобыть сведения о преступниках было непросто, признается Уоргрейв. Он получал их самыми разными путями, напр., историю Веры Клейторн ему поведал сам Хьюго Хамильтон, красивый молодой человек.

- Вы никогда бы не поверили, что девушка, славная, простая, веселая девушка способна на убийство? – спрашивает Хьюго, - Что она отпустит ребенка в море, зная, что он утонет … Я все понял сразу, когда вернулся.. И она поняла, что я все понял. Но она не учла одного: я любил этого мальчика.

Жертвы судьи Уоргрейва отправляются в мир Иной в соответствии со строгой логикой, выработанной почитателем детской считалочки: наименее виновные уходят в мир предков первыми, хладнокровные преступники – последними. Таким образом, наибольшую вину судья числит за Верой Клейторн.

Именно судья вступил в сговор с Армстронгом, чтобы «переполошить» убийцу, они договорились, что судья притворится убитым, а Армстронг подтвердит это обстоятельство. На следующую ночь, в два часа судья заводит Армстронга на высокую скалу позади дома – «Армстронг заглотил приманку, ничего не заподозрив» - и толкает наклонившегося, чтобы разглядеть мнимый ход в пещеру, доктора в спину. Затем он не без успеха расправляется с оставшимися «подсудимыми». Прежде чем покончить самоубийством – с помощью револьвера и тесемки – резинки – так что он «будет лежать с простреленной головой в полном соответствии с дневниковыми записями товарищей по несчастью» - сувдья пишет это письмо. В завершение исповеди судья называет себя «художником». Он жаждет, чтобы мир узнал о его хироумии. Полиция могла бы догадаться о сути происходящего и сама. Ведь, во-первых, Эдвард Ситон был виновен – а значит, судья выпадает из стройного списка «негритят». Во-вторых, в седьмом куплете считалки сказано, что Армстронг «попался на приманку» - то есть его гибель связана с неким обманом. Возможно, что Армстронг назвал кого-то из предыдущих «негритят» убитым, хотя тот убит на самом деле не был. В-третьих, помета на лбу Уоргрейва – «что это, как не Каинова печать?» - спрашивает он.

Стиль. В романе есть даже элементы потока сознания. Причем с загадкой – неизвестно, кто что именно думает:

«Что же дальше? Что же дальше? Кто следующий?

Интересно, удасться ли? Но попытаться стоит. Только бы усипеть.

Помешательство на религиозной почве, не иначе.. Посмотришь не нее, и в голову не придет..

Это безумие.. Куда-то запропастилась шерсть, запропастился алый занавес из ванной – не могу понять, кому они могли понадобиться. Ничего не понима..

Вот дурак, поверил всему, что ему рассказали. С ним обошлось легко. И все равно надо соблюдать осторожность».

Последняя фраза принадлежит судье Уоргрейву. «Дураком» он называет доктора Армстронга, поверившего судье – попавшегося на приманку и решившего, что они водвоем изобличат убийцу.

Схожие произведения. Помимо названного романа существует несколько произведений Агаты Кристи, в которых повторяются его мотивы и сюжетная окантовка. Назовем их.

Роман «Свидание с ..», в котором действие происходит в одной из южных стран, в лагере в пустыне. Таким образом, количество действующих лиц и подозреваемых ограничено. Читатель волен подозревать одного из них ( а их тоже приблизительно десяток ).