Смекни!
smekni.com

Лекции по зарубежной литературе (стр. 3 из 43)

На улице Невидимка простужается. Но ему удается проникнуть и обосноваться в доме хозяина лавки, которого он оглушает и спускает с лестницы. Гриффину нужно было обязательно покинуть этот дом одетым, именно этим обстоятельством он объясняет свой необычный поступок. Он находит в доме одежду, саквояж, пудру, румяна и пластырь, а также маску, бакенбарды и парик.

Схожие произведения.

Тема повести «Человек – невидимка» продолжена в рассказах Уэллса «Новейший ускоритель» и «Страна слепых». В рассказе «Новейший ускоритель» друг героя профессор Гибберн, «прославившийся среди физиологов своими работами по изучению действия медикаментов на нервную систему», так же как и Гриффин, делает уникальное открытие, которое он называет «Новейший ускоритель». Прежде чем приступить к его продажам ( профессор говорит, что он вправе рассчитывать «на приличную мзду» и восклицает – «В конце концов почему все лучшее от жизни должны получать какие-то колбасники!») профессор опробует препарат, содержащийся в маленьком зеленом пузырьке, на себе и на своем друге. Герой пробует препарат ( вместе с профессором ), и выясняет, что он действительно дает увеличение скорости процессов в организме как минимум в тысячу раз. Вокруг героев все как бы замедляет ход. Так, стакан, выпущенный профессором из рук, не разбивается, а вопросительно повисает в воздухе.

« - Грубо говоря, - поясняет Гибберн, - в наших широтах падающий предмет пролетает в первую секунду футов шестнадцать. То же самое происходит сейчас с моим стаканом .. Но он не успел пролететь и сотой доли секунды» ( Г.Уэллс, 1981, 465 ).

Этот стакан медленно опускается, и тогда герой понимает, что время вокруг него словно бы замедлило ход. Так же как герой повести «Человек-невидимка» герои рассказа проходят по улице мимо остановившегося омнибуса, застывших, бездвижных прохожих и экипажей совершенно незамеченными – просто они движутся слишком быстро, чтобы чей-то глаз мог бы их увидеть. Они видят медленно перебирающую крылышками, летящую по воздуху пчелу, затем подмигивающего девицам молодого человека ( причем его глаз форменно страшен ), оркестр, с напряженным видом выдувающий отдельные звуки. Среди сидящих в неподвижности на лужайке Гибберн обнаруживает свою соседку с болонкой, которая досаждает ему тем, что «вечно лает». Гибберн решает отомстить соседке, хватает собачку и мчится с ней к скалистому берегу. И участь бедной собачки была бы незавидна, если бы герой не обнаружил, что действие препарата уже на исходе. Таким образом, месть здесь также не удается. Гибберн довольствуется тем, что швыряет собачку в воздух.

Она шлепается на зонтик одной из дам, чем отвлекает всеобщее внимание от неожиданного появления героев рассказа на лужайке. В своеобразном эпилоге рассказа герой замечает, что история «Новейшего ускорителя» также не исчерпала себя и может иметь продолжение. До сведения читателя доводится, что скоро «Ускоритель для нервной системы» доктора Гибберна будет продаваться в любом аптекарском магазине и трем его степеням ускорения: 1 : 200, 1 : 900, 1 : 2000, будут соответствовать разноцветные этикетки – желтая, розовая и белая.

В рассказе «Страна слепых» речь идет о таинственной горной долине, лежащей якобы в самой глуша Эквадорских Анд – Стране слепых. Про попытке группы англичан взойти на Параскопотел – «исчезает» их проводник по имени Нуньес. Ему и суждено стать героем рассказа. Кубарем скатившийся по обширному склону Нуньес остался жив и обнаружил луговину с домиками, где жили слепцы. Нуньес спускается в зеленую луговину, осматривает домики и оросительные ручьи его жителей. Он видит трех обитателей долины, кричит им, махает руками, но его взмахи нисколько не привлекают внимания слепцов. «Дурачье! Слепые, они что ли?» - первая мысль, которая приходит на ум герою.

Нуньес знакомится со слепыми, причем те принимают его – в соответствии со своим уровнем образования – за духа, вышедшего из скал. Но когда они обнимают и ощупывают героя, то убеждаются в том, что он – человек.

Для слепых Нуньес – «странное создание», «чудище». У него жесткий волос, «как у ламы», подбородок его «шершав». Слепцы решают отвести Нуньеса к представителям местной власти – старейшинам.

Нуньес говорит, что пришел из города Боготы. Название города слепцы, в силу своей наивности, принимают за имя героя. Отныне они называют его исключительно Боготой.

Нуньес в доме без окон, куда его привели, пытается рассказать старейшинам о «большом мире, откуда он упал к ним, о небе, о горах, о зрении». Но понимания среди слепцов он не находит. Старейшины племени находят, что этот человек еще недавно сотворен и ум его еще не сложился, а чувства – не развиты.

В целом положение Нуньеса в стране слепых напоминает положение незадачливого студента перед мужиками в рассказе Аркадия Аверченко «Русская история». Что бы ни рассказывал Нуньес о зрении и видимом мире, его повествование не находит отклика у слушателей, за исключением двоих – троих слепцов. Когда слепцы в очередной раз высмеивают Нуньеса, он решает, что наступила пора перейти к действию. Он завладевает лопатой и заявляет слепцам, что будет делать в долине все, что захочет. Слепцы предпринимают попытку изловить Нуньеса, но тому удается пробиться к калитке в окружной стене. Два дня и две ночи проводит герой за стеной долины слепых. В отличие от человека – невидимки, Нуньес – герой вполне цивилизованный. Он не может себя заставить прибегнуть к индивидуальному террору – напр., пойти и убить какого-нибудь слепца, чтобы показать свою силу и вселить в обитателей долины страх. Он пробует искать пищу или изловить ламу – напрасно. На третий день в состоянии, близком к отчаянию, он вступает в переговоры с слепыми.

Он подтверждает тезис о том, что был недавно создан и поэтому не обладает столь высоким умом, как слепцы. Речь Нуньеса нравится слепцам. Его принимают снова в поселок. В качестве наказания его выпарывают и заставляют делять тяжелую работу. Нуньеса определяют к некоему слепцу по имени Яков, у которого есть красивая младшая дочь Медина-Сартоэ. Нуньес начинает питать к ней нежные чувства и думать о том, как получить ее в жены. В беседах с Мединой-Саротэ Нуньес рассказывает ей о зрении, которое представляется его возлюбленной всего лишь поэтическим вымыслом. Но слепцы, в частности, Яков, считали мысль о женитьбе Нуньеса и Медины-Саротэ «невозможной», - Нуньес представлялся им кретином, идиотом. «Всю молодежь страны слепых приводила в ярость мысль о порче расы, а один парень так разошелся, что грубо обругал Нуньеса и ударил его».

Один из старейшин страны, слепой врач, решает пойти навстречу пожеланиям Нуньеса и «излечить» его. По мнению этого доморощенного «врача», у Нуньеса не больше и не меньше как поврежден мозг – «Те странные придатки, которые называются глазами и предназначены создавать на лице приятную легкую впадину, у Боготы поражены болезнью, что и вызывает осложнение в мозгу». Затем слепой продолжает развивает свою теорию и в завершение беседы высказывает мысль о некой «хирургической операции» на глазах, которая могла бы Нуньеса спасти ( сделать его таким же слепым, как и собственно лекарь ). Медине-Саротэ приходится по душе эта мысль старейшины и она принимается уговаривать Нуньеса согласиться на операцию. « - Тебе будет только чуть-чуть больно, - сказала она, - И ты пройдешь через эту боль .. ты пройдешь, через нее, любимый, ради меня .. Я вознагражу тебя». Этот мелодраматический пассаж говорит сам за себя.

Однако Нуньес вовсе не собирается участвовать в предложенном ему проекте. Он видит прекрасный мир над долиной слепых – горы, залитый солнцем лед, снега, их «безконечную красоту» и думает о Боготе – многообразном городе с его дворцами, статуями и фонтанами. Он начинает карабкаться в гору. К закату он забирается довольно высоко. В финале рассказа Нуньес предстает «примиренным и довольным», и читатель понимает, что ему удалось вырваться из долины слепцов.

Сходство повести «Человек – невидимка» и рассказа «Страна слепых» было отмечено исследователями творчества Герберта Уэллса, назвавших Гриффина «зрячим в городе слепых».

Джеймс Джойс. Улисс.

Я услышал как-то раз из-за кулис:

Нету пьесы лучше, братцы, чем «Улисс».

Я прочел ее три раза и еще разок «на бис».

Что он пишет там, зараза, этот рьяный модернист!

Припев:

Джеймс Джойс, уа – уа – уа,

Джеймс Джойс, уа – уа – уа ..

Вдруг гляжу – в конце романа комментарий,

Комментарий для обоих полушарий, -

И хоть, братцы, я совсем не пролетарий,

Сразу бросился в ближайший дельфинарий.

Из стихотворения Алексея Липина.

Тема. Роман содержит описание событий одного места – Дублина – и одного дня – 16 июня 1904 года. У героев его, по мнению исследователей, есть прототипы: Блум – Одиссей ( он же – Улисс ), Стивен – Телемак, Молли Блум – Пенелопа, Белла Коэн – Цирцея. У каждого из эпизодов романа – особая словесная техника, напр.:

Эпизод 7 – имитация газеты,

Эпизод 10 – синхронные субэпизоды,

Эпизод 11 – словесное моделирование музыки,

Эпизод 12 – городской анекдот и высокая пародия,

Эпизод 13 – пародия на дамскую прессу,

Эпизод 14 – модели английского литературного стиля от древности до современности.

Эпизод 15 – драматическая фантазия,

Эпизод 16 – антипроза,

Эпизод 17 – катехизис,

Эпизод 18 – поток сознания.

Композиция. Часть первая называется «Телемахида».

Эпизод первый – «Телемак». Место действия – башня Мартелло, время – восемь часов. Фальшивый друг и завистник Стивена Бык не без помощи старушки-молочницы выживает героя из места его обитания – этой башни ( актуализируются оппозиции Англия – Ирландия, имеющий отца – оставшийся без отца ( Гамлет ), вампир – жертва, богохульник – теолог ).

Эпизод второй – «Нестор». Стивен дает урок истории в школе, затем беседует с директором школы Гэрретом Дизи, ольстерским ирландцем, об истории ( аналогия с песнью, в которой Телемак в надежде узнать о судьбе отца посещает старца Нестора; прототип Дизи, таким образом, - Нестор, Кити О’Ши – Елена Троянская. Дизи обрисован с некоторым ироническим сдвигом. Тема урока Стивена – безсмысленность истории. Стивен наблюдает также игру учеников в хоккей и сравнивает ее с «турниром жизни», битвами и войной.