Смекни!
smekni.com

Лекции по зарубежной литературе (стр. 33 из 43)

Беренгар рассказывает Вильгельму, что в прошлую ночь он видел Адельма на .. кладбище. Тот якобы был очень бледен. «Только на следующее утро я понял, что разговаривал с тенью .. когда узнал о его гибели» «И что он сказал?» «Я проклят! А ты – наставник во грехе!» «Умоляю вас, святой отец, исповедуйте меня!» - завершает свой рассказ Беренгар. «В отказах посмотри», - ответствует Вильгельм.

Монах Имарос Александрийский, встретивший Вильгельма по дороге в скрипторию, замечает иронически: «Ну что, брат Вильгельм, обживаетесь в нашем сумасшедшем доме?»

Бенций, бывший свидетелем таинственных ночных происшествий, открывает Вильгельму и Адсону, что Беренгар, будучи содомитом, поведал в результате «низостной сделки» тайну «предела Африки» Адельму. Бенций видел, как последний выбежал из почивальни Беренгара и побежал сразу к Хорхе каяться в совершенном грехе. Бенций, кроме того, заметил, что за Адельмом следил и Венанций, который последовал дальше за Адельмом. «Очевидно, - сделал вывод Вильгельм, - Беренгар видел Адельма на кладбище уже после того, как Хорхе наложил на него некое тягостное взыскание. И тот после этого решился на .. самоубийство».

Ужин монахов проходит в мрачном настроении. Когда церковь опустела, Адсон и Вильгельм, воспользовавшись советом старца Алинарда, через оссарий ( переход под землей с черепами, уложенными аккуратными пирамидками ) проникают в кухню храмины, из нее – в скрипторий. У стола Венанция Вильгельм находит зашифрованную записку. Некто в сером утаскивает книгу Венанция из-под носа наших героев. Погоня за серой фигурой приводит лишь к тому, что Вильгельм теряет очки. С наступлением ночи Адсон и Вильгельм поднимаются в библиотечный лабиринт, где каждая комната озаглавлена цитатой из Откровения Иоанна Богослова, и начинают плутать по нему. Адсон пугается собственной тени и видит ( под воздействием дурманящих трав ) ожившего десятиголового дракона и множество змей. Совершенно случайно они находят выход. В церкви они встречают аббата, сообщившего, что Беренгар отсутствовал на службе.

День третий начинается с того, что в келье пропавшего Беренгара обнаруживается кровавая простыня. Сальвадор, увиденный Адсоном на кухне за поеданием пирога, рассказывает ему историю своей жизни: он скитался, попрошайничал и приворовывал с мошенниками, вагантами и прокаженными, убивал с пастушатами евреев, тусовался с дольчинянами – еретиками, одним словом, веселился как мог. Аббат сообщает Вильгельму о приезде в аббатство делегации под управлением заслуженного инквизитора, «молота еретиков», «перла учености» Бернарда Ги.

Убертин рассказывает Адсону о секте дольчинян ( хорошие ребята, но им не повезло – Дольчина сожгли на костре ). Адсон на свой страх и риск идет в библиотеку, а на обратном пути встречает девицу прямо из Песни песней Соломона ( далее идет эротическая сцена, которую не могу описывать ). С наступлением ночи Адсон исповедуется Вильгельму в совершенном грехе. Вильгельм его слегка журит. В церкви они встречают Алинарда. «Смотрите, убийца ремиксирует Апокалипсис, - говорит он, -

С первой трубой падет град – гибель Адельма,

Со второй – третья часть морей сделается кровью – в крови найден Венанций.

Третья труба предвещает, что большая звезда падет на третью часть рек и источники вод.

«Но в стенах аббатства нет ни реки, ни источника», - бормочет Вильгельм.

«Тут только баня», - замечает Адсон.

В бане наши герои и находят тело убитого Беренгара.

День четвертый .. Еще до рассвета весь монастырь был уже на ногах. Отовсюду неслись крики ужаса. Адсон, Вильгельм и травник Северин, осмотрев тело Беренгара, установили, что он утоп еще прошлой ночью ( тело сутки уже находилось в воде ). Пальцы и язык у Беренгара были черного цвета. Северин – знаток ядов и трав – вспоминает, что несколько лет назад из его лечебницы во время урагана – исчезла склянка с ядовитым желтым снадобьем. «Адсон, - замечает Вильгельм, - ты, надо полагать, заметил, что в этом монастыре самое интересное происходит по ночам. По ночам ходят в скрипторий, по ночам водят женщин из поселка .. существует аббатство дневное и аббатство ночное». Вильгельм с пристрастием допрашивает Сальватора и выясняет, что девушка, которая была в храмине ночью, была «поставлена» им келарю Ремигию. Вильгельм вызывает келаря. «Брат Вильгельм! – восклицает тот, - я – бедный раб своего тела, безсильный перед соблазнами плоти! Я человек необразованный .. Я – старый обжора» «Хватит, Ремигий, - прерывает его Вильгельм, - Кто убил Венанция?» «Клянусь, не знаю. Знаю только, когда и где. В тот день в 19.15 я видел его на кухне храмины. Он уже почил в Бозе. Рядом с ним валялась разбитая чашка и на полу была разбрызгана вода».

Адсон охвачен любовным томлением. Вильгельм выводит его из меланхолического состояния радостным известием – он расшифровал записку Венанция: «Ужасный яд дает очищение ( ? – И.П. ) В сельских хижинах .. после обильной пищи и возлияний .. приземистые тела, безобразные лица .. ложатся с блудницами, не злоумышляя .. Другая истина. Другой образ истины. Досточтимые фиги .. Безстыдный камень катится по равнине».

«Это точно выписки из предела Африки, сделанные Венанцием. Надо найти эту книгу, ради которой убивают», - говорит Вильгельм.

В монастырь прибывает делегация, состоящая из кардинала Поджерского, Бернарда Ги ( доминиканец семидесяти лет с «ледяными» глазами ) и других авиньонцев. Бернард Ги начинает расследовать убийства.

Затем следует описание великолепного ужина в честь делегации. В это время Адсон у огородов ловит Сальватора, крадущегося с тюком под мышкой. Сальватор признается, что в мешке – черный кот, который нужен ему для любовной ворожбы в отношении одной деревенской «розы».

Затем Адсон и Вильгельм снова проникают в библиотеку, где жадно рассматривают книжки и рисуют план лабиринта. Выйдя из храмины, Адсон и Вильгельм видят, что Сальватор и девушка, которую любил Адсон, пойманы лучниками Бернарда Ги. У Сальватора был изъят черный кот, у девушки – черный петух, которого она получила от него. «Так, так! – воскликнул Бернард Ги, - знакомый набор!!»

День пятый начинается с того, что Адсон в качестве писца присутствует на дискуссии миноритов и католиков. В ходе ее выступает Убертин, убедительно доказывая постулат об абсолютной бедности Христа. Разгорается спор. Суть его в том, что минориты – фэны бедности – по сути, играют на стороне императора против папы. То есть они за то, чтобы церковь не диктовала волю земным владыкам. В церковь прибегает Северин и вызывает Вильгельма: «Я нашел у себя в лаборатории очень странную книгу». «Должно быть, та самая. Неси сюда». «Не могу. Я обнаружил.. Я покажу тебе книгу .. Очень осторожно». Келарь, Хорхе и Имарос видят это.

В половине двенадцатого лучники находят убитого Северина. На месте преступления – в лечебнице – схвачен келарь Ремигий. Северен был в перчатках ( боялся яда ), но это его не спасло от удара глобусом по голове. «Поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд! – восклицает Вильгельм. «Четвертая труба!» - вторит ему Адсон. «Что же будет с пятой трубой. И я увидел звезду, падшую с неба на землю. И дан был ей ключ от кладезя бездны .. Что, кто-то потонет в колодце?» «Пятая труба много чего обещает .. дым из печи, саранча с жалом скорпиона, кони – так что убийца располагает немалым выбором средств для иллюстрации Священной книги»

Затем описан суд, который вершит Бернард Ги над келарем Ремигием. Малахия дает показания против Ремигия. Бернард обвиняет Ремигия в приверженности ереси Дольчина и дольчинян и в убийствах. «Но я не убивал!» «Хорошо, - отвечает Ги, - закон суров, но он – закон. Тебя будут пытать». Ремигий в шоке. «О, нет, только не это! – голосит он, - только не пытка!» - и тут же сознается во всех нераскрытых убийствах. Еретики посрамлены, тихо стоят в сторонке и покашливают ..

Вильгельм советует Убертину бежать из монастыря. На вечерней проповеди старец Хорхе произносит речь о грядущем наступлении антихристова царства, обвиняет всех в греховности. Монахи идут спать. Адсон, отходя ко сну, мечтает о своей возлюбленной, которая, по словам Вильгельма, скорее всего, скоро сгорит на костре.

День шестой начинается с полуночного бдения в церкви. Все пришли, кроме Малахии. Идет литургия. Малахия появляется, садится на свое место и тут же падает без чувств. Начинается суматоха. Малахия, еле ворочая черным языком, сообщает Вильгельму и автору: «Меня предупреждали .. Это правда .. Там сила тысячи скорпионов» - и тут же уходит в мир иной ( к слову, подушечки пальцев правой руки были у него также черного цвета ).

Аббат назначает келарем Николая Моримудского, а Бенция – библиотекарем без права входа в библиотеку. «Не исключено, что следующее преступление произойдет возле конюшен, - говорит Вильгельм, - шестая труба предвещает коней .. Потом прозвучит седьмая труба». Николай, став келарем, показывает нашим героям сокровища аббаства – часть Креста Господня, наконечник копья и кучу безценных реликвий. Он намекает на то, что Малахия и Беренгар стали жертвами преступного заговора между монахами – итальянцами. Адсон видит странный сон: двигаясь по винтовой лестнице, он попадает в огромное помещение, где аббат устраивает кровавую трапезу для всех святых. Там находятся Иона, Исайя, Иезеркииль, Каин и Авель, Ева и Адам, Ной и Иосиф .. Они гуляют и пьют, после чего режут первую подвернувшуюся под руку ведьму. После пробуждения Адсон пересказывает учителю необычный сон. «Это же «Киприанов пир», - догадывается Вильгельм, - На тебя оказали большое впечатление недавние страхи и отчаяние. Оттолкнувшись от этого сочинения, ты дал жизнь веселому карнавалу, в котором все на свете как бы перевернуто вверх тормашками .. И в конце концов ты сам задумался во сне: какой же из миров перевернутый? И в каком положении вещи поставлены с ног на голову? Твой сон опровергает все заповеди, которые в тебя вдолбили. Но в нем есть аллегорический смысл».