Смекни!
smekni.com

Лекции по зарубежной литературе (стр. 40 из 43)

В самолете Крейгу приходит на ум недурная мысль. Все пассажиры, приходит он к выводу, - посторонние или специально нанятые люди. Все делается с одной целью – не допустить нашего героя в Бостон.

Затем следует длинный фрагмент, повествующих о любовных увлечениях Лорел Стивенсон, который не представляет особого интереса для исследователя.

Самолет совершает посадку в Бангоре. Пассажиры спускаются с трапа. Из самолета выходят пилот Брайан, Ник Хопуэлл, лысый пассажир, молодая Бетани Симмс, «ковбой» Альберт Косснер, сообразительный Роберт Дженкинс, слепая девочка Дайна, Лорел, Дон Гаффни и Крейг Туми. Затем они направляются к зданию аэропорта. При ближайшем рассмотрении выясняется, что аэропорт совершенно пуст. Не работают телефоны ( так же как в романе «Туман» ). Зато Крейг Туми явственно слышит голос отца из много мира, намекающий Крейгу, что лангольеры уже идут. Причем в это же время девочка Дайна уже слышит «плохой, ужасный» звук, надвигающийся с востока. Крейг находит в штаб-квартире службы безопасности аэропорта револьвер. Крейг приближается к пассажирам и требует доставить его в Бостон. При этом он угрожает револьвером Бетани. Но Бетани оказывает яростное сопротивление, бьет Крейга и кусает его. На подмогу ей спешит Альберт. Тогда Крейг решает выстрелить. Но пуля отскакивает от Альберта, который, впрочем, успевает ударить Крейга скрипкой. Становится очевидным, что предметы, находящиеся в покинутом аэропорту изменили свои свойства. Крейга Туми связывают. Затем пассажиры разбредаются кто куда, а писатель дает читателю возможность насладиться беседой связанного Крейга и маленькой слепой девочки. Крейг рассказывает Дайне о лангольерах: «Мой отец говорил, что лангольеров тысячи. И никак не меньше, потому что миллионы плохих мальчиков и девочек носятся по миру». По мнению отца Крейга, за такими детьми и охотились лангольеры.

- А что плохого сделали эти дети? – спрашивает Дайна.

- Когда мой отец говорил, что кто-то плохой, Дайна, он имел в виду лень. Ленивый человек не мог быть частью общего замысла. В моем доме ты или участвовал в общем замысле или увиливал от работы. Убийство считалось мелким грехом по сравнению с увиливанием от работы.

Крейг поясняет Дайне, что звуки, которые она слыщит – и есть шаги лангольеров. Быстро темнеет. Пока пораженные этим обстоятельством пассажиры бросаются к окнам, Крейг распутывает узлы. Он прячется за кассовым аппаратом. В это время возвращаются Дон, Лорел и Дайна. Дайна чувствует, что Крейг спрятался за кассовым аппаратом и идет к нему. Крейг выскакивает из-за укрытия и внезапно осознает, что слепая девочка – одна из н и х, что она – главный лангольер, который созывает всех остальных. Поэтому Крейг подбегает к Дайне и всаживает в нее нож. Затем Крейг проскочил зал ожидания, слетел вниз по эскалатору, «попал» в вестибюль первого этажа. Крейг, поразмыслив, решает спрятаться в комнате с табличкой «СЛУЖБЫ АЭРОПОРТА». Он слышит голос матери: «Все правильно, Крейги-Вейги. Посиди в темноте. Посиди, пока не придет время действовать».

Тем временем пассажиры помогают девочке, обрабатывают рану. Дон и Альберт в поисках Крейга Туми направляются в комнату служб аэропорта. Здесь их и встречает Крейг. Он хорошо подготовился к встрече. Крейг вонзает нож для вскрытия писем в шею Дона Гаффни. Затем Крейг приближается к Альберту, причем заранее приносит ему свои извинения:

- Извини .. Очень сожалею, действительно сожалею, но я должен это сделать. Если бы ты взглянул на все с моей колокольни, ты бы понял.

При этом нож для вскрытия писем Крейг поднимает на уровень глаз. Альберт в ответ бьет Крейга скатертью, в которую завернут тостер. Крейг получает серьезный ушиб головы и падает. Ник Хопуэлл и Альберт, осмотрев нашего героя, принимают решение «оставить» его. Некоторое время Крейг находится без сознания, затем слышит свое имя, произнесенное слепой девочкой.

«Крейг, они идут к тебе .. те люди, с которыми ты хотел встретиться, - говорит Дайна. – Они покинули Бостон и приехали сюда. Вот как важна для них встреча с тобой. Не упусти своего шанса, Крейг».

Крейг поднимает голову и видит Дайну, окруженную сиянием. Но девочка стоит не на полу. Ее туфельки отделяются от пола на дюйм или два. Тем временем Ник и Брайен перекачивают топливо в «Боинг-767» и готовят его к путешествию ( они хотят пролететь через временную аномалию в противоположном направлении ).

Крейгу удается встать. Сияющая девочка смотрит на него, и в ее глазах читается нежность, сострадание и понимание. Кроме того, девочка улыбается, что представляет собой и вовсе невиданное зрелище для Крейга.

- Ты ангел? – спрашивает ее Крейг.

- Да.

- Ты утренний ангел? Ты будешь моим утренним ангелом?

- Да, буду. Если ты этого хочешь, буду. Но поторопись. Я знаю, тебе больно, но ты должен поторопиться.

Крейгу чудом удается выбраться на поле аэродрома. Здесь он слышит страшный звук приближающихся пожирателей пространства. Однако видит он нечто иное – морок - вдали, за «Боингом – 767», на треугольнике жухлой травы, стоит длинный, красного дерева стол для совещаний. За столом сидят два десятка мужчин в строгих деловых костюмах. Крейг внутренне торжествует. Он бежит к ним. Крейг рассказывает им, что был обманут нечестными брокерами – агентами ЦРУ. Его спрашивают, какие меры он предпринял для проверки своих контрагентов. На это Крейг отвечает, что просто покупал и не предпринимал никаких мер предосторожности. «Он уже собирался продолжить, перейти к детальному объяснению своего плана, когда его остановил звук ( лангольеров ). Внезапно у Крейга возникло желание разорвать какой-нибудь листок, любой листок. Он потянулся к блокноту, который лежал перед ним, но блокнот исчез. Вместе со столом. Вместе с банкирами. Вместе с Бостоном.

«Где я?» - в замешательстве спросил себя Крейг и огляделся. И тут же понял .. и тут же увидел и х. Лангольеры пришли за ним».

В это время в самолете пассажиры видят, как лангольеры, напоминающие мячи с вибрирующей поверхностью, - мячи с чудовищными мордами, поедая пространство и оставляя за собой черные полосы, направляются к Крейгу Туми.

Крейг Туми предпринимает попытку убежать от лангольеров. Он бежит к зданию аэропорта, уводя таким образом лангольеров от самолета. В завершение погони оголодавшие лангольеры набрасываются на нашего героя и, по словам Стивена Кинга, разрывают его на части. Самолет под управлением Брайена взлетает.

«Боинг – 767» летит на запад. Лангольеры пожирают пространство под ним. Во время полета погибает Дайана. На прощание она говорит Лорел, что «видела глазами мистера Туми. В начале все ему казалось страшным и злым. В конце было лучше».

При подлете к пространственной аномалии, пассажиры вспоминают о том, что все они спали, когда проходили ее первый раз. Самолет делает крутой вираж. Альберт предлагает усыпить пассажиров, снизив в салоне давление. Однако, по словам автора, кто-то должен вести самолет во время прохождения аномалии, и этому персонажу грозит гибель. Эту миссию вызывается выполнить Ник Хопуэлл. Согласно замыслу автора, Ник во время прохождения «дыры» исчезает, растворяется в аномалии. Брайену удается посадить самолет. Здесь же выясняется, что аэродром пуст. Однако на сей раз пассажиры «Американской гордости» «попадают» не в прошлое, которое пожирают лангольеры, а в будущее. Постепенно его нагоняет настоящее. В зале аэропорта появляются люди. Брайен обнимает Лорел и «кружит» ее.

Неточности.

1. Для проходения пространственной аномалии самолетом героям не обязательно было кем-то жертвовать. Можно было просто доверить управление автопилоту.

2. Крейг Туми внезапно решает, что противостоящая ему девочка – «главный лангольер». Но раньше у Крейга не наблюдалось склонности к таким парадоксальным выводам.

3. В начале романа все не спящие пассажиры «Боинга – 767» исчезают. Автор так и не разъясняет, по какой формальной причине.

Роджер Желязны. Фред Саберхаген. Витки.

Тема. Место действия романа «Витки» - территория Соединенных штатов от Детройта до Майами. Время действия – середина девяностых годов двадцатого века, недалекое будущее, такое, каким оно рисовалось авторам в 1982 году. Сюжет романа прост как компьютер IBM – увозлюбленную Дональда Белпарти Кору похищают враждебные герою и всему человечеству силы, олицетворением которых являются корпорация «Ангро энерджи» и председатель правления названной корпорации Крейтон Барбье.

Композиция. По времени повествования выделяются два больших периода. Первый – это студенческая пора, к которой относится авария, где погибают родители героя. О ней герой вспоминает постепенно. Сначала – обстоятельства аварии, затем – пребывание в стенах некой больницы, где Стив Ларинг ( настоящее имя героя ) размышляет об этих странных обстоятельствах и где он впервые почувствовал работу электроники. «Словно вернулся в детство. Именно такое у меня возникло ощущение. Каким-то образом я вступил в контакт с больничным компьютером, оказавшись в его внутреннем функциональном мире молчаливым наблюдателем. В мгновенье ока я перестал чувствовать себя одиноким». Стив узнает из компьютера о тех людях, которые обслуживают его в больнице, подробностями их биографий, читает истории болезней пациентов – в том числе и свою. Причем больничный компьютер имел канал связи с другими – университетским, полицейским и так далее. Постепенно герой возвращается к жизни. Вновь учится ходить самостоятельно, принимать пищу. Стив возвращается в университет, занимается очень серьезно, воспринимая учебу как трудотерапию. Он знакомится с некой Энн Стронг, которая подбирает людей для работы в «Анго энерджи». Энн – телепат, она умеет читать мысли людей, и узнает, что у Стива открылась способность контактировать с компьютерами. Как раз таких людей с необычными способностями она подбирает для работы в компании. Стив дает согласие работать в «Ангро энерджи», которая хочет «использовать уникальный дар» героя.