Стив продолжает говорить с голосом Энн. Энн утверждает, что ( а ) оно есть, ( б ) оно «знает» Стива, в ) оно «посадило» Энн в некоем саду и будет за ней ухаживать. Этот символисткий фрагмент перекликается с размышлениями Стива о невидимом наблюдателе, который смотрит за его действиями во время проникновений в компьютерные сети.
Затем Стив пробирается на территорию исследовательской станции. По старой привычке он проникает в компьютер и связывается с Корой, у которой тоже был «домашний компьютер». Она подробно описывает Стиву место расположения здания, где она находится. Затем в романе описывается сражение с приспешниками Барбье, с использованием лазеров. Барбье, видя, что проигрывает, производит взрыв – здание рушится. Но Стив чудесным образом спасает Кору. Неподалеку томится раненый малыш Уилли. Стив просит его исцелить Кору ( Мэтьюс когда-то был религиозным проповедником и исцелял людей ). Мэтьюс обращается с молитвой к Господу. «Когда-то мы с тобой вместе вершили такие дела! – восклицает он.. Может по старой памяти, во имя любви, сострадания и всего такого..» Затем Мэтьюс заявляет, что действительно чувствует дух Божий. Он снова обращается к Господу с молитвой.
После исцеления Коры малыш Уилли уходит в мир иной.
В эпилоге романа есть несколько страниц, посвященным рассуждениям о разуме в недрах информационной сети, который писатель называет также «существом» ( «оно» ). Именно это «существо» якобы помогло Стиву подняться с больничной койки. Стив немного говорит с этим «существом», то обещает, что они еще «обязательно встретятся». Завершается роман довольно умилительными объятиями Стива и Коры.
Дуглас Коупленд. Поколение икс.
Тема. Повесть «Поколение икс» ( сказки для ускоренного времени ) – рассказ о поколении, именно так определяется ее жанр. Речь идет о поколении одна тысяча девятьсот девяностых, последних годов второго тысячелетия нашей эры. В повести несколько основных персонажей, принадлежащих к указанному поколению». С каждым из них связана та или иная сюжетная линия и другие персонажи. Особенности повести:
- иллюстрации, отражающие мир представлений, в которых воспитывались молодые люди «поколения икс»,
- небольшой словарь, поясняющий важные для героев повести понятия.
Начнем, пожалуй, с наиболее наглядной части, то есть с иллюстраций.
1.
Молодые герои повести весьма критически оценивают устоявшиеся привычки предыдущего поколения, среди которых выделяется чревоугодие, воровство, человекоугодие. Некоторые герои работают в ресторанах, где узнают людей не с самой выгодной стороны.
2.
Ценности предыдущего поколения оцениваются как некая коллекция «отбросов». Особенно это касается буквального понимания этой метафоры: герои повести не принимают атмосферу «обществ анонимных алкоголиков» и «Нью-Эйдж».
3.
На рисунке изображен ЗАГОНЧИК ДЛЯ ОТКОРМА МОЛОДНЯКА - маленький, тесный отсек офиса, образованный передвижными перегородками; место обитания младшего персонала. Название происходит от небольших загончиков, используемых в животноводстве для откорма предназначенного на убой молодняка. Именно в таком загончике работает одно время Дэг, решавший задачи по внедрению в массы маркетинговых новинок, и его коллеги – девушки-компьютерщицы Карен и Джеми.
4.
О страхе перед завтрашним днем говорит ряд героев «Поколения икс». Кто-то вспоминает о фермере в России, который плачет, недополучив свой урожай. Кто-то страшится наступления рокового по своим последствиям для Соединенных штатов дня 1 января 2000 года.
5.
Этот призыв относится к чтению книг и знакомству с интересными людьми – сверстниками. В нем отражен основательный страх отстать от времени, эпохи, своего поколения, своей маленькой группы, в которой можно рассказывать сказки вечером.
6.
«Почему я такой бедный?» - этим вопросом задаются молодые герои повести. Основная часть времени жизни уходит на то, чтобы работать на неинтересной работе, быть уволенным с нее, поселиться в маленьком домике, снова искать работу – и не находить ее, потому что «система» - не принадлежит этому молодому поколению, она – чужая, и отстаивает интересы других, весьма специфических, групп.
7.
Личные воспоминания – вот что представляет ценность для героев поколения «икс». Они придают им необходимую индивидуальность. Особенно ценятся ранние воспоминания и связанные с ними вещи из середины или второй половины двадцатого века.
Тема «Поколения икс» - то, что предыдущие поколения сформировали некое абсолютно обезбоженное общество, в котором нет места новому поколению. Так называемые «боссы» - собирательный образ начальников в «Поколении икс» - представляют собой образцы периферийного мышления, профанного поведения, которые напоминают образ незабвенного Полиграфа Полиграфовича Шарикова, обосновавшегося на своих четырнадцати аршинах и не желающего слышать об общественных преобразованиях и переменах ( кроме понятного ему лозунга «Взять все и поделить» ).
Эта тема раскрывается в «историях болезней» героев романа Дугласа Коупленда, каждая из которых – личная история, рассказанная автору.
Первая из них – история Дэга, который работал в сфере маркетинга, но, к собственной незадаче, поссорился со своим «боссом» ( которого он должен был уважать согласно этике корпорации – маленького сколка современного общества ). Дэг работал с восьми до пяти перед компьютерным монитором, где я решал абстрактные задачи, косвенно способствующие порабощению «третьего мира».
— Эй, Мартин, — сказал Дэг, войдя в кабинет «босса», самый что ни на есть джеймс-бондовский кабинет с видом на центр города; он сидел в пурпурном, компьютерного дизайна, свитере из Кореи, фактурном таком, материальном (Мартин обожал все материальное), — поставь себя на мое место. Неужели ты и вправду думаешь, что нам нравится работать на этой свалке токсичных отходов? — Безотчетный порыв подхватил меня и понес. — И вдобавок слушать, как ты целыми днями болтаешь со своими приятелями-яппи о новейших операциях по отсасыванию жира, а сам раскручиваешь в нашем Ксанаду1 искусственно подслащенное желе?
Сам того не желая, я зашел tres2 далеко. Ну что ж, раз все равно увольняться, заодно можно и душу облегчить.
— Прошу прощения, — произнес Мартин; пылу в нем поубавилось.
— Или, коли на то пошло, ты действительно считаешь, что приятно слушать о твоем новеньком домишке за миллион долларов, когда нам едва хватает на дохлый сандвич в пластиковой коробке, — а ведь нам уже под тридцать? И позволь добавить, что дом ты выиграл в генетическую лотерею исключительно потому, что родился в исторически верный момент. Был бы ты сейчас моим ровесником, не протянул бы и десяти дней. Я же до конца своей жизни вынужден буду мириться с тем, что всякие дубоголовые, типа тебя, жируют, и смотреть, как вы вечно хватаете первыми лучший кусок пирога, а затем обносите колючей проволокой все оставшееся. Глаза б мои на тебя не глядели, Мартин.
К несчастью, зазвонил телефон, и я упустил возможность выслушать его - бьюсь об заклад - слабые возражения... Звонил кто-то вышестоящий - из тех, кому Мартин в данный период планомерно лизал задницу, а потому неотшивабельный.
Следующая глава романа называется «Бросай работу» и передает беседу Дэга с Маргарет, его коллегой, которая пытается ему возразить по поводу предстоящего увольнения с работы. Такова история Дэга.
За ней следует история Клэр. Автор повстречал ее в кафе, где она в компании многочисленного и не слишком интеллектуального семейства останавливается на пути в Диснейленд.
— Боже, выключит кто-нибудь этот вентилятор? У нас что, рекламные съемки?
—— Брось косить под фотомоделя’.
—-А я счас спою какое-нибудь евродиско.
(В этот момент бумажные тарелки с говядиной, приправой и молоденькими овощами соскользнули с ослепительно белого стола в бассейн).
Клэр забирает коктейли и знакомится с рассказчиком, который предлагает ей обосноваться в городе.
Затем следует рассказ Клэр об астронавте по имени Бак. Однажды он приземлился на Тетлахоме – вымышленной планете, где обитают все уволенные с работы представители «поколения икс». Бак «попадает» в дом к миссис Монро, которая кормит его местной пищей. Однако на глазах миссис Монро Бак начинает зеленеть, голова его приобретает квадратную форму. Словом, налицо все симптомы отравления космосом. Миссис Монро определяет Бака в комнату для гостей. На астронавта с земли приходят посмотреть дочери Монро - Арлин, Дарлин и Сирина. По очереди к ним Бак обращается с просьбой помочь ему завести корабль ( на котором он приземлился ) и улететь с Тетлахомы на луну. Арлин и Дарлин внимательно выслушивают Бака, но отказываются, узнав, что придется рисковать жизнью.. Селина, которой Бак признается в любви, соглашается выполнить его просьбу. Они забираются в корабль, который, преодолев притяжение Тетлахомы, устремляется в небеса.
В это время Арлин и Дарлин ( обе уволенные с работы ) возвращались домой — как раз когда взлетела ракета и их сестра исчезла в стратосфере, оставив за собой длинную рассеивающуюся белую полосу. Входить в дом им было невмоготу, и они сели на качели, глядя в точку, где исчезал след от корабля, вслушиваясь в скрип цепей и завывание ветра над прерией… «И две сестры сидели дотемна на фоне люминесцирующей Земли, соревнуясь — кто выше раскачается».