Смекни!
smekni.com

по предмету «Методика преподавания» тема: Специфические особенности преподавания истории мировой культуры как интегрального курса (стр. 2 из 2)

Еще один метод можно почерпнуть из еще одного направления философии и социологии - феноменологии. В этом направлении внимание сосредоточено на конкретной жизни, повседневности, в которых необходимо искать решение философских проблем. Один их самых ярких способов подачи материала при таком подходе - биографический метод, при использовании которого происходит раскрытие истории культуры через одну судьбу (возможно выдающегося деятеля культуры или наоборот, рядового члена сообщества), одно происшествие, достаточно ёмкое, чтобы отразить суть времени.

Также возможно изучение истории культуры в рамках какого-либо художественного произведения. Ярчайшим примером изучения истории культуры отдельной эпохи по тексту романа является исследования Ю. М. Лотманом романа «Евгений Онегин».

Также одним из наиболее богатых по межпредметным связям методов является проектный. При таком подходе за основу берется какое-либо художественное произведение, либо историческая эпоха, и курс литературы, уроков ИЗО, театрального мастерства, истории и т. д. так или иначе, но связывает свой курс, либо часть занятий с выбранным предметом. Более подробно этот метод описан в статье Медковой Е.и Рудишиной Т. «Запишите меня в щелкунчики». В данном реферате мы лишь кратко изложим основные этапы создания проектов.

За основу изучения предпочтительно взять любое хорошее произведение детской литературы. Выбор обговаривается со всеми заинтересованными и вовлеченными в общее дело преподавателями. Следующий этап – концентрация – предполагает активизацию детского интереса. Одним из способов такой активизации является выставка разных изданий выбранного произведения, иллюстраций к нему, детских рисунков, игрушек и т.п. – все это работает на цель, создавая яркий образ и возбуждая детский интерес. Это особенно эффективно действует в стенах библиотеки, музея, где дети убеждаются, что то, чем они собираются заниматься, является важным и значимым делом в глазах столь уважаемых людей и учреждений. Повышенный интерес ребенка заставит родителей извлечь нужную книгу из домашней библиотеки (если таковая имеется) или купить её, заодно обновив (идеальная ситуация) свои детские впечатления. Изучение-действие ведется одновременно на всех уроках (чтение, ИЗО, музыка, театр, внеклассная работа) и по всем направлениям. На уроках чтения это – традиционное знакомство с автором произведения, временем и местом его создания, прочтение, изучение, комментарии к тексту, исторические, литературные, мифологические аналогии, сравнение разных вариантов (например, «Страна Оз» Баума и «Волшебник Изумрудного города» Волкова), анализ различных интерпретаций источника (мультфильмы, игровые фильмы, спектакли и проч.). На уроках изобразительного искусства и труда: знакомство и сравнение различных вариантов иллюстраций, изучение художественных источников, связанных с эпохой и местом написания сказки или литературного произведения (архитектура, природное окружение, костюм, интерьер и т.п.), создание собственных иллюстраций, разработка декораций, костюмов, кукол для театральных постановок; создание своего изобразительного варианта сказочного мира, подобного или парадоксально отрицающего первоисточник. Уроки музыки предполагают знакомство и сравнительный анализ музыкальных произведений, созданных по мотивам избранного литературного источника (опера, балет, музыка к игровому или анимационному фильму), самостоятельный подбор музыкального ряда для спектакля. На занятиях по театральному искусству, а если их нет, то на классных часах, на уроках чтения, музыки, ИЗО, во внеурочное время идет общая подготовка к воплощению выбранного литературного произведения в театральной постановке. Последняя, как некое всеобъемлющее действо, синтезирующее в себе все стороны бытия литературного произведения и детей в нем, является наиболее актуализирующим и действенным фактором, поскольку обеспечивает реальное действие, проживание по принципу «здесь и сейчас» и обязательный выход на общественную оценку (зрители, родители).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полное познание мировой художественной культуры едва ли реально даже в какой-либо «модельной» форме, так как смысл термина «культура» не исчерпывается многими сотнями определений. Его пытались раскрыть не только философы, но и языковеды, антропологи, психоаналитики, сами творцы культурных и художественных ценностей. Уже в простом перечислении этих специализаций можно увидеть, насколько комплексным предметом является МХК. Этот курс интегрирует знания по музыке, изобразительному искусству, философии, этике, социологии, культурологи, выводит взаимодействие учащихся с миром художественной культуры на новый функциональный уровень. Для того чтобы ориентироваться, а тем более выработать и развить навыки индивидуальной оценки явлений и процессов современной культуры, необходимо, с одной стороны, владеть весьма обширным знаниями в области фактологии (эпохи, стили, национальные школы, персоналии и т. д.), а, с другой, – иметь хотя бы элементарные теоретические знания в области закономерностей и логики развития культуры и искусства.

Воспитательные задачи курса МХК велики, о них было сказано в разделе «Цель курса МХК». Также необходимо отметить и роль курса МХК в формировании национального самосознания, которое особенно важно в нынешний период глобализации. Термин «сближение культур» означает лишь то, какой из культур будет отдан приоритет, какая окажется более жизнестойкой и способной поглотить другие. Главное же слабое звено глобализационных процессов ученым всех стран видится в полном нивелировании национально-культурных начал.

Самая же главная роль курса МХК – в формировании мудрости. ректор МГУ академик В.А. Садовничий «В отличие от знания, образованности, информированности мудрость, в моем понимании, – это способность принимать и усваивать опыт жизни предыдущих поколений. Без этого невозможно развитие науки и культуры, а значит, и цивилизации». Аналогичную мысль находим у Х. Ортеги-и-Гассета, писавшего, что превзойти прошлое можно только при одном условии: надо его целиком, как пространство в перспективу, вместить в себя, и неуспех будет ждать каждого, кто «точит зубы на ту или иную порцию прошлого, вместо того чтобы приступить к его перевариванию».

Будем учиться мудрости у классиков и вопреки историческим недоразумениям учить «мудрости красоты» тех, кто приходит сегодня к нам в школу.

Список литературы:

1. ГОСТ по дисциплине МХК.

2. Медкова Е. С. «Актуальность изучения мировой художественной культуры» // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Москва, 2002.

3. Медкова Е., Рудишина Т. «Запишите меня в щелкунчики»// http://lib.1september.ru/2004/09/lib.css

4. Медкова Е. С. «Возможности обогащения преподавания МХК методами гуманитарных наук // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Москва, 2003».

5. Себар Т. «Быть или не быть МХК в школе?»


[1] «Возможности обогащения преподавания МХК методами гуманитарных наук» // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Москва, 2003