Смекни!
smekni.com

Проект Работу Подойников Сергей, 14 лет, ученик 7 класса «А» моу «сош №1» (стр. 2 из 4)

Одним из главных качеств Гарри является храбрость. В первой книге он не побоялся противостоять Волан-де-Морту и не отдал философский камень. «…ты отсрочил возвращение Волан-де-Морта во всей полноте его могущества. Это был подвиг, достойный взрослого мужчины», - такова оценка поступка мальчика директором школы Хогвартс Дамблдором. Во второй книге Гарри победил василиска. Его храбрость и смелость подтверждается еще и тем, что василиска он победил мечом великого волшебника Годрика Гриффиндора, который он достал из шляпы. Дамблдор объясняет, что сделать это может только настоящий гриффиндорец, то есть человек по-настоящему храбрый.

Ценным качеством Гарри является его умение дружить. Его лучшими друзьями являются Рон Уизли и Гермиона Грейнджер. Ради друзей он готов пожертвовать жизнью. Одним из испытаний Турнира Трех Волшебников было спасение близкого человека. Им для Гарри оказался Рон, которого он спас. Он поддерживал Рона, когда того приняли вратарем в команду по квиддичу. Настоящий друг будет радоваться успеху товарища. Так было и с Гарри, когда он узнал о том, что Рона назначили старостой факультета. Гарри понимал, что он более достоин этого звания, но смог принять превосходство своего друга.

В Гарри есть поистине редкое качество – благородство. Например, оно проявляется в четвертой книге на Турнире Трех Волшебников. В последнем испытании, когда нужно было пройти лабиринт и найти кубок огня, Гарри помог своему сопернику спастись от смерти, хотя он мог спокойно взять кубок и победить.

Гарри Поттер – человек чести. Злодею позволено напасть из-за угла, обмануть, предать и украсть, что делают приверженцы Волан-де-Морта. Положительному герою, каким является Гарри Поттер, не позволено подличать, правда, ему разрешено сплутовать, особенно если это для пользы дела. Ему присущи щедрость, вера в справедливость и защита слабых, служение добру. Щедрость проявляется в том, что Гарри отдал деньги братьям Уизли на открытие магазина, когда выиграл денежный приз на Турнире Трех Волшебников. Во второй книге ради Джини Уизли Гарри открыл Тайную комнату и спас её от гибели. Гарри всегда верит в победу справедливости, поэтому никогда не сомневается в том, на чьей стороне быть.

Но образ Гарри Поттера был бы неинтересен читателю, если бы характер героя состоял только из положительных качеств. В Гарри есть и качества обычного подростка: лень, легкомыслие, нежелание подчиняться установленным правилам. Как обычный подросток Гарри не любит делать уроки, иногда невнимательно слушает объяснения учителя, некоторые действия совершает импульсивно, под влиянием сильных чувств, о чем герой признается сам. Очень часто Гарри приходится нарушать школьные правила и различные правила волшебного мира. Герой вместе с друзьями варит запрещенное Оборотное зелье, разгуливает по школе по ночам, ходит в Запретный лес, пользуется волшебством в обычном мире людей. Но все эти нарушения по большому счету оказываются полезными для раскрытия различных тайн.

Ролинг угадала самую отзывчивую, самую тонкую струну ребячьей души: страстное желание, будучи простым и обыкновенным, стать могучим и волшебным. Секрет Гарри Поттера в том и состоит, что он мало похож на героя – на того, на кого трудно было бы равняться, кто мог бы устыдить не слишком ловкого, не слишком быстрого и не слишком находчивого своей всепобеждающей умелостью и превосходством. Он – такой, как все! И каждый ребенок может сказать: «А ведь Гарри Поттер – это я! Вот только бы и мне поучиться чуть-чуть в такой же волшебной школе – и тогда я тоже смогу все на свете!»

Таким образом, Гарри Поттер обладает такими качествами, которые может отыскать в себе каждый подросток.

Интересными, на мой взгляд, являются и характеры других не менее важных героев, которые окружаю Гарри Поттера. Этой теме можно посвятить отдельное исследование.

Проведя анализ образа главного героя, я выяснил, что его характер показан разносторонне. И это тоже является залогом успеха романа.

Особенности композиции и сюжета романа

Ещё одно составляющей успеха романа «Гарри Поттер» является, на мой взгляд, композиция и сюжет. Хочу обратить внимание на то, что 40 человек из 61 опрошенных мной на вопрос о том, что их привлекает в романе, ответили: «Захватывающий сюжет».

Начну с композиции. Композиция - это построение художественного произведения. Роман состоит из семи книг, которые рассказывают о семи годах обучения Гарри Поттера в школе Хогвартс. Романы Роулинг о Гарри Поттере написаны по принципу серии, каждое последующее произведение начинается кратким изложением истории героя, его непонимания семейством Дурслей и столкновения с Волан-де-Мортом. Книги о Гарри Поттере можно читать по отдельности, а можно вместе, перелистывая страницы в нетерпении: что же будет дальше? Принцип сериальности, магическая формула «продолжение следует» была изобретена более ста пятидесяти лет назад, в 1829 г., доктором Вероном для газеты «Ревю де Пари». И не всякий писатель преуспевал в этом жанре, хотя литература знает его блистательные образцы, например, трилогию о мушкетерах А.Дюма или романы Ж.Верна, детективные рассказы К.Дойла или романы А.Кристи и Ж.Сименона. Каждая книга романа «Гарри Поттер» – это новое приключение героя и его друзей. Но при этом все романы Роулинг не похожи друга на друга. В них прослеживается непрерывная эволюция героев. Эволюция составляет важнейшее отличие «Гарри Поттера» от литературных сериалов. Мальчик, который выжил, взрослеет на наших глазах. Вместе с взрослением детей более проработанными оказываются и взрослые персонажи. Клубок проблем в многодетном семействе Рона Уизли выписан очень правдоподобно и жизненно. А безупречный волшебник Дамблдор признается, что стареет, что он переоценил свои силы и на многое закрывал глаза. Еще пример - перемена обстановки в доме дяди и тети Гарри. В первых романах семейство Дурсли выглядело комичным сборищем шаблонных негодяев. В "Ордене Феникса" до тех пор безнадежный кузен Дадли худеет и начинает заниматься боксом. Тетя Петунья, как выясняется, добровольно согласилась воспитывать осиротевшего племянника и делала это не лучшим образом в силу своей ограниченности, а не патологической злобности. Всё это делает роман привлекательным для читателя.

Любое произведение — это смена различных форм повествования, описаний, высказываний. Композиция сцепляет разнородные элементы и придает произведению целостность. Причем, целостность эта не только (и не столько) внешняя (система образов, план произведения), но скорее внутренняя, отражающая логику художественного мышления писателя. Особенности композиции очень тесно связаны с тем, кто воспринимает, в чьем сознании воспроизводятся происходящие события. Во всех семи книгах все события показаны через призму восприятия Гарри. И хотя повествование ведется не от первого лица, мы оцениваем все происходящее именно его глазами. По-моему, этим и обусловлены различия между книгами. Каждая следующая книга серьезнее и «взрослее» предыдущей. Растет главный герой, а вместе с этим меняется и взгляд на мир, и его оценка, и общее настроение. В «Ордене Феникса» Гарри уже пятнадцать лет. В этом возрасте человеку свойственно задумываться о жизни, размышлять над последствиями своих поступков. Неудивительно, что это отразилось и на композиционном строе книги: динамическое повествование теперь часто сменяется внутренними монологами и размышлениями. Это естественно для взрослеющего человека, и Роулинг удалось передать это на уровне композиции. Ослабление динамики, как правило, свидетельствует о том, что персонаж живет напряженной внутренней жизнью.

Элементы композиции помогают автору дать какую-либо оценку персонажей. Например, в пятой книге «Гарри Поттер и Орден Феникса» дан портрет Долорес Амбридж, заместителя министра магии: «Он подумал, что она поразительно похожа на здоровенную бледную жабу… Даже крохотный бантик из черного бархата, торчащий над короткими завитыми волосами, показался ему большой мухой, которую она почти схватила своим длинным липким языком». Внешний вид этой женщины не вызывает у читателя никакой симпатии. И не случайно: автор хотел внушить читателю отвращение к этой женщине, скрывавшей за вполне безобидной внешностью амбициозность, жестокость и грубость. Описание обстановки также помогает раскрыть характер героев. Например, кабинет Амбридж «весь в кружавчиках и сушеных цветочках, с этими котятами, которые были так омерзительны, что Гарри остолбенело таращился на них». Такое описание помогает автору раскрыть слащавость и в то же время омерзительность характера героини. Пейзажные описания тоже помогают передать душевное состояние героев. Так, например, в пятой книге описан бесконечный унылый осенний дождь, который все идет и идет, и конца ему не видно. Этот образ помогает передать подавленное состояние Гарри, которому никто не верит, которого считают все чуть ли не сумасшедшим. Ведь он объявил, что Волан-де-Морд жив и вернулся. Вспомним первую книгу романа «Гарри Поттер и философский камень» и первое появление хранителя ключей Хагрида. Он появляется во время бури, подчеркивающей его силу и мощь.

Фабула произведения невероятно проста и схематична, понятна как десятилетнему читателю, так и читателю постарше. Создавая сюжет, Дж. Роулинг использует прием занимательности. Сюжет произведения очень динамичен, насыщен событиями, невероятными приключениями, что помогает удержать внимание читателя. Ведущее место в поэтике произведения занимает игра: автор приглашает читателя войти в отличный от обыденной реальности мир. Правила игры таковы, что и писательница, и читатели прекрасно понимают ее искусственность, что ничуть не умаляет притягательности книг.