Смекни!
smekni.com

Проект Работу Подойников Сергей, 14 лет, ученик 7 класса «А» моу «сош №1» (стр. 4 из 4)

В романе явно противопоставление детского мира и взрослого. Детским персонажам Роулинг приходится проживать и решать совсем уже не детские проблемы, и с каждой книгой это становится все более явно и все более важно. Она ставит перед детьми задачи, которые им не всегда под силу, раскрывает в решении этих вопросов эмоциональный мир своих героев. Она противопоставляет мир детский и взрослый, как сказочный и реальный - ведь в сказке все решилось бы мановением волшебной палочки, а в реальности приходится думать о последствиях каждого поступка и взвешивать каждый шаг. Наверное, и в этом часть секрета Роулинг - она не дает возможности все проблемы решить волшебством, а заставляет своих героев и читателей думать над решением и чувствовать вес каждого такого решения. Дети, наконец, предстают здесь не как образцы идеальности, невинности. Детство в «Гарри Поттере» не волшебный мир, в который взрослым хочется вернуться, но сложный, с массой своих проблем, период жизни человека.

А за периодом детства следует период отрочества, взросления, период становления личности, ее самоопределения. Роулинг психологически точно описала проблемы подросткового возраста в пятой книге «Гарри Поттер и Орден Феникса». Гарри то чувствует себя взрослым, умудренным жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно; то ощущает себя ребенком и нуждается в защите и отеческом участии. Очень характерен в этом отношении его срыв по приезде в дом Сириуса («я уже взрослый, я столько сделал, а со мной обращаются как с маленьким»), а также обида на Дамблдора, что тот не обращает на него внимания («мне так нужна поддержка, а вы…»). Поведение героя типично для подростка: перепады настроения, срывы, истерики, недовольство собой и в то же время глубокие раздумья о своей жизни и анализ своих поступков, слов, действий.

Роулинг ненавязчиво подталкивает читателя к мысли о том, что детское, незамутненное понимание и видение вещей – самое верное и точное, ребенок не делит жизнь на обыденную и фантастическую, для него необычное – это, скорее, норма, чем исключение. Взрослые же люди почти утратили способность видеть удивительное вокруг себя. Обыватели не прощают проявления индивидуальности, а уж тем более таланта волшебника. Дурсли записывают Гарри в школу для неполноценных, так как его способности разрушают их обывательское убеждение, что только соблюдение стандарта является залогом процветания. Дурсли гордятся своей обычностью, они никогда не признаются, что заурядны и, как всякие ничтожества, агрессивны. Главный закон мещанина – не выделяться, не высовываться, быть похожим на других.

Роулинг на редкость убедительно выстроила свою концепцию волшебства как метафоры творчества вообще. Чтобы сотворить чудо, нужно работать не только руками и головой. Конечно, и то и другое обязательно, но в первую очередь должна трудиться душа. Чудо получится только в том случае, если вложишь в него душу. «Мои книги - о власти воображения», - говорит Роулинг.

Автор очень дружелюбно пишет о людях разных национальностей из разных стран, чем и формирует положительное отношение к ним. Здесь нет стереотипов, нет предвзятых взглядов, каждый человек хорош по-своему, и неважно, какие у него глаза и какого цвета кожа и волосы. Таким образом в юном читателе формируется толерантность, уважение к чужим взглядам и интересам.

Джоан Роулинг так много пишет о дружбе, верности, доблести, что нельзя, прочитав книгу, не задуматься об этом. К сожалению, сейчас многие, хотя и не все, стали забывать о поступках во имя дружбы, о честности - как перед собой, так и перед другими. Немало примеров таких поступков можно найти в «Гарри Поттере» - скажем, в четвертой книге «Гарри Поттер и кубок огня», где герой пытается спасти не только своего друга Рона, но и всех оставшихся под водой.

Еще одна не менее важная проблема интересует автора романа. Это проблема власти и ответственности. Дж. Роулинг уверена, что лишь тот, кто чувствует ответственность, не сможет злоупотребить властью, использовать ее во вред другим. Таким является директор школы чародейства и волшебства Хогвартс Дамблдор. Он чувствует свою ответственность прежде всего за судьбу Гарри, поэтому старается уберечь его от излишней информации, которая может ранить юного мальчишку. Напротив, Долорес Амбридж, заместитель министра магии только и мечтает занять кресло директора школы Хогвартс. Став же директором, превращается в настоящего тирана для всех учащихся и преподавателей, замучив их инструкциями, запретами и проверками.

Заключение

Таким образом, проанализировав форму и содержание романа Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер», я пришел к выводу, что его успех складывается из многих составляющих: синтез жанров, сложность, неоднозначность характеров героев, эволюция персонажей, переданная на уровне композиции, занимательность сюжета, яркий, увлекательный язык произведения, комплекс нравственных и философских проблем.

Безграничный оптимизм – черта романов Джоан Роулинг. Она дала возможность людям поверить в чудеса сейчас, когда зачастую кажется, что никто никому уже не нужен и не дорог, и многие дальше своего носа и своих проблем вообще ничего не видят. И это учит верить в себя, в лучшее, чего нам так часто не хватает в жизни! Может быть, именно поэтому «Гарри Поттер» был так популярен, и именно в этом и заключается его «тайна»? Он, как бы громко это ни звучало, учит жить, понимать и сострадать. Помогает стать Человеком с большой буквы, с широкой душой, для которого даже сегодня чудо - это не просто слово.

Список литературы

Художественная литература

1. Ролинг Дж. Гарри Поттер и философский камень // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2001

2. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Тайная комната // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2001

3. Ролинг Дж. Гарри Поттер и узник Азкабана // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2001

4. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Кубок огня // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2002

5. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Орден Феникса // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2003

6. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Принц Полукровка // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2005

7. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Дары Смерти // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2007

Интернет-ресурсы:

1. http://ru.harrypotter.wikia.com

2. http://ru.wikipedia.org

3. http://www.hp-chistmas.ru (Доклад на Студенческую Научную Конференцию «Феномен Гарри Поттера в современной культуре»)

4. http://www.iaclub.ru (Статья «Гарри Поттер: в чем причина популярности?» Автор Виктория Дегтярёва)

5. http://rutracker.org (Биография Дж.К. Роулинг)

6. http://harrypotter-2.narod.ru (проект Независимого Интернет Издательства «Гарри Поттер»)

7. http://www.grimmauldplace.ru («Министерство Магии Дж.К. Роулинг» Стивен Кинг о седьмой книге)