Смекни!
smekni.com

01: Жизнь Авраама. Структура и (стр. 2 из 4)

12. Во-первых, как и следовало ожидать, Моисей начинает свое повествование с предыстории Авраама и первого опыта его общения с Богом. Этот раздел включает родословие Авраама, рассказ о его отце и о первом переселении в Ханаан. Перед нами разворачивается история Аврамова рода, переселения патриарха в Землю обетованную, и поясняется, как Авраам вступил в особые отношения с Богом.

13. Вторая группа эпизодов сосредоточена на первом опыте отношений Авраама с другими народами (12:10-14:24). Здесь рассказывается о его благополучном исходе из Египта, о его отношениях с Лотом и о том, как Авраам освободил своего племянника Лота из плена.

Эти три эпизода объединяет общая тема: встречи и взаимоотношения Авраама с представителями других народностей. В этих главах мы читаем о встрече патриарха с фараоном Египетским, о его отношениях с племянником Лотом, с царями-захватчиками с востока, царем Содома, и Мелхиседеком, царем Салима.

14. Третий, центральный раздел истории об Аврааме (это главы с 15:1 по 17:27) посвящен заветным отношениям патриарха с Богом. Этот этап жизни патриарха включает три эпизода: завет Бога с Авраамом, нарушение завета со стороны Авраама (рождение сына от Агари), и утверждение заветных обязательств для Авраама и его потомков.

15. Четвертый раздел (18:1-21:34) освещает дальнейшие контакты Авраама с другими народами. Эта тема объединяет четыре эпизода: отношения с жителями Содома и Гоморры; заступничество Авраама за Авимелеха; отношения патриарха с Исааком и Измаилом и союз Авраама с Авимелехом. Из этих эпизодов мы больше узнаем об отношениях патриарха с Лотом и его семьей, о его отношениях с народами Содома и Гоморры и с Авимелехом Филистимлянином.

16. В пятом - и последнем – разделе истории патриарха (22:1-25:18), естественно, говорится о жизни Авраама на склоне лет, и в частности, о потомках патриарха и его смерти. Здесь мы читаем об испытании, которое Бог послал Аврааму; о том, как Авраам приобрел для себя погребальное владение; о том, как была найдена жена для Исаака, и, наконец, о кончине патриарха. В этих главах Моисей уделяет основное внимание жене Авраама, Сарре, и его сыну Исааку (истинному наследнику своего отца), имевшим преимущество перед другими женами патриарха и их детьми.

17. Face: Поскольку эпизоды из жизни Авраама, на первый взгляд, кажутся не связанными между собой, у читателя, впервые знакомящегося с этой историей, часто возникает ощущение, что Моисей бесцельно переходит от одного события к другому. Создается впечатление, будто он бездумно и бессвязно упоминает то один эпизод, то другой. Но впечатление это обманчиво: на самом деле истории из жизни Авраама организованы в группы, объединенные центральной темой. Наш несложный план, состоящий из пяти этапов, показывает, что Моисей тщательно продумал все, что намеревался написать об Аврааме. Таким образом, история жизни Авраама приобретает, в целом, симметричную форму. Все ее разделы взаимно уравновешены.

18. Первому разделу – предыстория Авраама, его семья и общение с Богом (11:10-12:9) - соответствует заключительный раздел, который сообщает о конце его жизни и его потомках (22:1-25:18).

Далее, второму разделу, который главным образом посвящен отношениям Авраама с другими племенами и народностями, соответствует раздел четвертый, где эта же тема получает дальнейшее развитие.

19. И, наконец, центральный раздел и своеобразный стержень всей истории – это три главы, которые акцентируют внимание читателя на завете патриарха с Богом. Эти главы составляют центр всего повествования и объясняют многие аспекты отношений Авраама и его потомков с Богом.

20. Face: Из этого симметричного плана видно, что в главах, которые на первый взгляд представляются несвязными и непоследовательными, по некотором размышлении обнаруживаются тщательно продуманные форма и структура. Моисей составлял литературный портрет первого израильского патриарха, имея перед собой вполне осознанную цель: привлечь внимание читателей к определенным аспектам его жизни – богоизбранности и благословенности Авраама, к его законному потомству, к его первым и последующим контактам с другими народами, к его заветным отношениям с Богом. Как мы с вами увидим далее, акцентируя внимание на этих аспектах, Моисей стремился восполнить нужды израильтян, для которых и писались эти истории. Глядя на жизнь Авраама, израильтяне, шедшие за Моисеем в Землю обетованную, учились следовать по пути патриарха. Изучая Книгу Бытия и анализируя повествование Моисея, мы будем снова и снова опираться на эти его изначальные намерения.

III. Главные темы

21. Наш урок посвящен структуре и содержанию истории Авраама. Мы коснулись общей литературной структуры этого раздела книги Бытия, а теперь перейдем ко второй теме урока, то есть к главным темам Книги Бытия 11:10–25:18. И хотя к содержанию этой истории существует немало подходов, мы увидим, что схема, составленная нами, вполне согласуется с главными темами, раскрытыми в этих главах.

F: Не приходится и говорить о том, что раскрывать главные темы такого обширного и сложного библейского повествования, как история жизни Авраама – задача очень и очень непростая. Охватить и перечислить все мотивы и темы, которые появляются в этом жизнеописании, практически невозможно. Но можно выделить из них несколько наиболее важных. Как мы убедимся, заложенные в этих главах ключевые темы связывают воедино все истории о жизни Авраама. Ключевые темы истории помогают нам понять важнейшее, что Моисей хотел донести до своих первых читателей на примере патриарха, и вместе с тем они раскрывают перед современным читателем то, чему Бог учит нас посредством этой истории.

P

22. Исследовать главные темы жизнеописания Авраама мы будем с двух сторон. Вначале изучим ключевой отрывок, который знакомит нас с четырьмя главными темами в этой истории. Затем рассмотрим, как эти темы разворачиваются на протяжении жизни Авраама.

A. Ключевой отрывок

Для начала обратимся к отрывку, который знакомит нас с четырьмя главными темами в истории Авраама.

23. Вы, несомненно, помните, что эта история открывается Божьим призывом к Аврааму (Бытие 12:1-3). Авраама, который жил в Месопотамии, в Уре Халдейском, Бог зовет идти в Землю обетованную. Толкователи Писания давно признают, что эти стихи играют решающую роль в понимании всей истории патриарха.

24. Послушайте, что в них сказано:

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

Эти три стиха исполнены глубокого смысла и могут быть обобщены на различных уровнях.

25. Для начала рассмотрим более детально их грамматическую структуру. Стих первый начинается с вводных слов. Далее следуют слова Бога, которые можно подразделить на две части. Часть первая (начиная со второй половины стиха 1 и почти весь стих 2) состоит из глаголов в повелительном наклонении, за которыми следуют еще три независимых глагола. Часть вторая (последняя часть стиха 2 и стих 3) повторяет ту же грамматическую схему, какую мы наблюдаем в части первой: императив, вслед за которым идут три независимых глагола. Держа в уме структуру этих трех стихов, мы глубже проникнем в суть данного отрывка.

27. Во-первых, в качестве введения к Божьим словам Моисей использует обычную фразу: «И сказал Господь Авраму».

Некоторые толкователи справедливо отмечают, что в прошедшем времени это глагол означает: «прежде/ранее сказал», а не просто «сказал».

28. Этот момент весьма важен, так как, судя по речи Стефана (Деяния 7:2-4), Авраам был призван Богом еще в Уре, до того как его отец скончался в Харане (о чем упоминает Бытие 11:32). Однако из Книги Бытия мы узнаем прежде о смерти Фарры (глава 11:32) и лишь затем, в главе 12:1, читаем о том, что Бог призвал Авраама. Итак, Бытие 12:1 ссылается на более раннее событие из жизни патриарха, которое имело место прежде, чем он, отвечая на Божий призыв, отправился в Землю обетованную.

29. За этим вступлением следуют первые слова, с которыми Бог обратился к Аврааму и которые звучат как приказ.

30. мы читаем их в Книге Бытия 12:1:

Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;

Как видим, эта часть открывается глаголом в повелительном наклонении: «Пойди» (или, в переводе NIV: «оставь… и иди»). Бог велит Аврааму идти в землю Ханаанскую. Это первое и главное повеление, которое Он дает патриарху.

31. За повелением «идти» первая часть Божьего обращения к Аврааму подразделяется на три части, обозначенные тремя глагольными утверждениями в первой части стиха 2.

32. Обратимся снова к Бытию 12:2:

«Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое…».

Главный смысл этих слов – предназначенные Аврааму благословения. Во-первых, Бог обещает произвести от него великий народ. Во-вторых – дать ему материальное процветание. И, в-третьих, Он обещает Аврааму и его потомкам возвеличить, то есть прославить, их имя.

33. Перейдем теперь ко второй части Божьего обращения к Аврааму. Она также начинается с императива, за которым следуют три независимых глагольных утверждения, хотя в большинстве современных переводов эта структура не отражена.

  1. В Бытии 12:2-3 мы читаем:

«…и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».

Древнееврейский глагол, переведенный здесь: «будешь в благословение», в оригинале стоит в повелительном наклонении, вероятно, по аналогии с повелением «пойди» в стихе первом. Однако этот глагол не исполняет функции императива. Его можно перевести по-разному: «и будешь ты в благословение» или «да будешь ты благословением» или «ты обязательно будешь благословением». Во всех трех случаях он исполняет важную функцию, переключая внимание с Авраама, которому предназначены благословения (в первой части стиха 2го), на Авраама, через которого благословения изольются на других.