35. За второй формой императива также следуют три глагола. Эти три глагола указывают на процесс, в ходе которого Авраам станет благословением для других.
36. Во-первых, Бог говорит: «благословлю благословляющих тебя...». Это значит, что Он вознаградит тех, кто хорошо относится к Аврааму. Кто будет благоволить к Аврааму, к тем будет благоволить Бог. Во-вторых, Господь обещает: «...и злословящих тебя прокляну...». Иными словами, проклятие постигнет тех, кто презирает Его слугу. Бог защитит патриарха от зла, сурово поступая с теми, кто сделался его врагом. И в-третьих, Бог говорит: «...и благословятся в тебе все племена земные...». На первый взгляд, это не согласуется со сказанным прежде. Но по сути, именно проклиная врагов Авраама и благословляя его друзей, Бог через него благословит все народы земли. Итак, мы видим, что грамматическая структура в начале главы 12 подразделяется на три основные части: введение, благословения, обещанные Аврааму, и благословения, которые через Авраама Бог изольет на все народы земли.
F: Понимать структуру этих стихов в Книге Бытия 12 очень важно, поскольку истории об Аврааме покажут, как Божьи обетования исполнились в жизни патриарха. Моисей создавал их таким образом, чтобы привлечь внимание к тем словам, с которыми Бог обратился к Аврааму, призывая его в Землю обетованную.
B.
38. Помня об этой трехступенчатой структуре, мы можем перейти к четырем основным темам стихов 1-3 из главы 12 книги Бытия.
В этих стихах отражены четыре ключевых темы. Мы их рассмотрим поочередно. Вначале обратимся к теме благодати, которую Бог являл патриарху. Затем к обязанностям Авраама перед Богом. В-третьих, к благословениям, предназначенным лично Аврааму. И в-четвертых – к ниспосланным через него благословениям для всех народов земли.
Тема первая красной нитью проходит через всю жизнь Авраама: это его отношения с Богом, основанные на благодати.
1. Божья благодать
39. Божья благодать различима уже в первых словах, которыми открывается глава 12 Книги Бытия. В стихе 1 мы читаем:
«И сказал Господь Аврааму».
Эти простые слова напоминали первым читателям Моисея, что отношения патриарха с Богом существуют лишь благодаря тому, что их инициатором был Сам Господь, вошедший в жизнь Авраама задолго до того, как тот стал служить Богу.
40. Божий призыв прозвучал в молодые годы Авраама. Патриарх еще не ходил в Ханаан; он еще не победил врагов, не принял обета заветной верности, не ходатайствовал за праведников Содома и Гоморры; вера его еще не была подвергнута испытанию. Бог избрал Авраама Своим особым слугой лишь потому, что Ему было угодно явить милость к этому человеку.
Эта милость не была неким одномоментным явлением. Тема благодати пронизывает всю историю патриарха, так как Божья благодать сопутствует Аврааму во все дни его жизни. Ведь Авраам был грешным человеком, а значит, нуждался в Божьей милости непрестанно.
41. Так, из широко известного стиха 6 в главе 15 книги Бытия мы узнаем, что даже спасительная праведность Авраама была даром от Господа:
«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность».
Как указывает апостол Павел в Послании к Римлянам 4:3 и в послании к Галатам 3:6, Бог вменил Авраму веру в праведность лишь по Своей благодати. Господь сделал это по милости, а не в качестве воздаяния за заслуги. Аврам был оправдан по вере, прежде чем успел совершить какие-либо добрые дела. Именно по Божьей благодати и милости патриарх получил и это, и многие другие благословения.
Face: Мы, христиане, знаем, как много значит Божья благодать в нашей жизни. Мы знаем, что Бог исключительно по благодати устанавливает отношения с нами и благодатью же их поддерживает. Что сталось бы с нами, не будь Бог милостив к нам? То же происходило и в жизни Авраама. Столь же насущно необходимой была Божья благодать и в жизни израильтян, для которых Моисей писал историю Авраама. Они точно так же, день ото дня, нуждались в милости Божьей. Вот почему, создавая жизнеописание патриарха, Моисей снова и снова подчеркивает важность благодати в его жизни.
2. Верность Авраама
42. Нельзя не заметить, что в стихах 1-3, главы 12 звучит и тема ответственности Авраама перед Богом. Господь не просто избрал его как объект Своего милосердия. Он явил патриарху милость, чтобы тот откликнулся на нее послушанием.
43. Как мы уже видели, первый императив (Бытие 12:1) акцентирует внимание читателей на том, что Авраам призван верить и быть послушным Богу. Господь повелевает ему:
«Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе».
Не нужно обладать особо пылким воображением, чтобы представить себе, какой безоглядной верности потребовал от Авраама этот Божий призыв. Ему предстояло оставить землю, где он жил много лет, имущество, унаследованное от отца, и идти неведомо куда. Да, Бог явил милость к Аврааму, но в ответ Авраам должен был стать Ему верным и преданным слугой .
44. К сожалению, многие христиане видят в этом патриархе всего лишь образец непоколебимой веры и упования на Бога. Это, безусловно, важный мотив в жизни Авраама, и он неоднократно подчеркивается в Новом Завете. Но ни в коем случае нельзя упускать из виду тот факт, что Бог повелел Аврааму быть послушным и верным слугой и не раз требовал от патриарха подтверждать это на деле. В любых обстоятельствах Авраам обязан был хранить верность Богу.
45. Вероятно, наиболее волнующий пример этой безраздельной верности Авраама Богу описан в 22 главе Бытия: эпизод, когда Бог велит патриарху, в доказательство любви к Нему, принести в жертву своего сына Исаака. Более сурового испытания преданности представить себе невозможно.
46. Бог многократно испытывал верность Авраама, но в Бытии 12:1 подчеркнута первая и главная обязанность патриарха:
«Пойди...в землю, которую Я укажу тебе».
Как явствует из этого стиха, Авраам был обязан покинуть свой дом и пойти туда, куда повелит Бог. Ему предстояло населить своими потомками Землю обетованную. Этот мотив появляется в Писании вновь и вновь, поскольку для замысла Божьего он исключительно важен. И памятуя о том, что Моисей писал историю Авраама для израильтян, которых вел в Землю обетованную, мы не удивляемся, что он снова и снова подчеркивает это обстоятельство.
Мы, будучи последователями Христа, понимаем, что, хотя наше спасение есть Божий благодатный дар, Бог ожидает, что в благодарность за этот дар мы будем стараться исполнять Его заповеди. Моисей также понимал это. Он знал, что милость Бога к Аврааму вызвала в том ответное стремление – быть верным Всевышнему. Вот почему мы опять и опять видим, как в жизни Авраама возникает необходимость подтверждать свою верность Господу. Моисей хорошо знал людей, которых вел в Землю обетованную. Они слишком часто забывали, как важно в любых жизненных обстоятельствах оставаться верными Богу. Господь был милостив к ним: Он вывел их из Египта, поддерживал их в скитаниях по пустыне, но они пренебрегали Божьими повелениями. Именно поэтому одна из важнейших тем в жизнеописании Авраама – верность патриарха Богу. Моисей то и дело возвращается к ней, потому что его первым слушателям, как и нам с вами, необходимо постоянно напоминать о том, что люди должны повиноваться и верно служить Богу.
3. Благословения, предназначенные Аврааму
47. Итак, мы увидели, что Бог являл Аврааму щедроты Своей милости и взамен ожидал от него преданности и верности. Третья тема в отрывке Бытие 12:1-3 - это благословения, предназначенные Аврааму.
«Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое…»
Бог предлагает Аврааму три благословения. Во-первых, Он обещает произвести от него великий народ. Потомство его будет бесчисленно. В то время семья Авраама и его спутники составляли малочисленную группу. К тому же своих детей у патриарха не было. И все же Господь обещает, что число его потомков возрастет безмерно: их будет столько, сколько звезд на небе.
49. Далее Бог обещает благословить самого Авраама. По всей видимости, это выражение означает всяческое процветание. Патриарх и его потомки будут жить в полном благоденствии и довольстве. Они не будут скитальцами или пришельцами на этой земле. Если Авраам и его дети сохранят верность Богу, они смогут наслаждаться благополучием.
50. Третье благословение, обещанное Богом Аврааму – это великое имя. Иными словами, если патриарх и его потомки пойдут в Землю обетованную и станут верно служить Богу, то многочисленностью и процветанием своим они прославятся и будут чтимы по всей земле. Огромная слава ожидает патриарха и его верное Богу потомство.
Далее мы увидим, как часто Моисей подчеркивает, что эти благословения действительно щедро излились на Авраама. У патриарха родились сыновья; он нажил большое состояние и сделался широко известен в окрестных землях. Израильтяне, слышавшие эти истории, усматривали в Авраамовых благословениях провозвестие будущих благословений для себя. Дарованные Аврааму процветание, слава и многочисленное потомство были лишь прообразом будущих, еще более славных даров, которые Бог уготовал верным потомкам Авраама.
Face: Мы, христиане, получаем от Бога столько благословений, что перечислить их просто невозможно. И, конечно же, израильтяне, шедшие за Моисеем в Землю обетованную, также получали от Бога благословения. Он освободил их от рабства; число их значительно умножилось; в скитаниях Бог защищал и поддерживал их; наконец, они держали путь в Ханаан – землю, где их ожидали великие благословения. Но израильтяне, подобно нам с вами, слишком часто склонны были забывать о том, что Бог уже для них сделал и что еще уготовил им. И Моисей пишет о дарованных Аврааму благословениях, чтобы напомнить своим собратьям о Божьих щедротах и милостях и оживить в их сердцах чувство благодарности к Богу.