Смекни!
smekni.com

«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста (стр. 3 из 4)

§ 1.3 Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Профессор Свято-Владимирской Духовной Семинарии Софья Сергеевна Куломзина, доктор богословия и магистр по педагогике, посвятившая религиозному воспитанию детей всю свою жизнь, обобщая свой многолетний опыт церковно-педагогической работы за рубежом, так формулирует главные задачи православного воспитания: помогать детям обрести ощущение реальности Бога в нашей жизни[13].

Но это может быть целью именно религиозного воспитания, которое осуществляют соответствующие институты – семья или воскресная школа, православная гимназия, т.е. именно религиозные учреждения. В светских учреждениях подобная цель не может быть поставлена, и именно этим определяется их светских характер. У нас же порой любое духовное воспитание ассоциируется с постановкой именно таких задач, отсюда и большое количество споров вокруг вопроса о введении в общеобразовательных школах курсов духовно-нравственного содержания.

Что же может быть целью духовно-нравственного воспитания в светских общеобразовательных учреждениях? Только то, с чего вообще начинается духовная жизнь – познание самого себя. Ведь для того чтобы стремиться к раскрытию в своем сердце таких качеств как, например любовь, кротость или милосердие нужно осознать их отсутствие или поврежденность в себе. А вся духовная жизнь человека как раз и направлена на такое раскрытие. Без осознания своего несовершенства всё духовно-нравственное делание, как то - молитва, пост, участие в богослужениях или дела милосердия, помощь нуждающимся, благотворительность, прощение обид и т.д. приведет только к одному знаменателю – фарисейской гордости. И причем к тем большей, чем усерднее будет это делание.

Познание самого себя, своего внутреннего мира – вот цель духовно-нравственного образования и воспитания в светских школах, которая, в свою очередь может стать фундаментом уже для религиозного воспитания в семье или религиозном образовательном учреждении, приходе и т.д.

В младшей школе в задачах духовно-нравственного воспитания целесообразным будет ограничиться тем, чтобы сориентировать детей в сложном мире духовных ценностей, определиться с духовно-нравственными понятиями и тем смыслом, которым они наполняются и как проявляются в реальной жизни. Например, дети должны усвоить, что кротость – это способность понять и простить другого человека; а смирение – решимость исполнить волю Божью и оно совсем ничего общего не имеет с трусостью или слабостью. При этом жития святых, эпизоды Священного Писания, церковной или отеческой истории будут являться средством к выполнению поставленной задачи.

§ 1.4 «Основы Православной культуры» в системе средств духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Пока трудно говорить о «системе» средств духовно-нравственного воспитания - никакой «системы» еще нет, как чаще всего нет и четкого понимания целей такого воспитания. Однако это не означает, что нет никаких подвижек в этой области. Путем проб и ошибок делаются попытки «нащупать» путь духовно-нравственного воспитания как на уровне отдельных учебных заведений, так и на уровне целых субъектов Российской Федерации. И есть уже некоторый опыт, позволяющий делать выводы и определить место учебного курса «Основы Православной культуры» среди других возможных средств духовно-нравственного воспитания.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. При этом нравственность лежит в сфере общечеловеческих ценностей: не убивай, не кради, не лги, - одинаково звучит на всех континентах и у всех народов и во всех религиях, а духовность – специфическая религиозная область. У каждой религии свое представление о духовности, которое является важнейшей глубинной характеристикой данной религии, отличающей ее от других религий. Обусловлено это, прежде всего представлением конкретной религиозной традиции о Боге и о Его промысле.

Например, как уже указывалось выше, Православие считает, что человек призван к богоподобию, т.е. приобретению качеств, свойственных Божеству, при этом указываются и сами эти качества. Но, во-первых, далеко не каждая религия считает нужным и уж тем более возможным приобретение богоподобия в силу своих специфических антропологических, богословских воззрений и взглядов на взаимоотношение Бога и человека. А во-вторых, религии различно воспринимают Бога: так, если первейшей характеристикой Бога в Православии является любовь, то в Исламе – это скорее милость, справедливость и милосердие. Для христиан Бог – любящий Отец, для мусульман – милостивый Властелин. Или, если для православных Христос – прежде всего Спаситель, то для католиков – Искупитель, а для протестантов – Избавитель. Отсюда, даже если бы была одинаковая устремленности к богоподобию, результат будет существенно отличаться в различных религиях.

Кроме того, сами духовно-нравственные категории в различных религиозных практиках наполняются различным смыслом, проистекающим из специфичности антропологических воззрений конкретной религии. Все это обуславливает различное духовное содержание при видимой внешней схожести нравственных установок как религиозных практик так и светской культуры. Даже само понятие «духовность» в различных религиях понимается по-разному.

Всем этим и обусловлено наличие большого выбора средств духовно-нравственного воспитания, которое может быть представлено в трех основных направлениях: в виде основ светской этики, в виде основ религиозной культуры вообще, либо в виде основ конкретной традиционной религиозной культуры[14].

Светская этика представляется предметами философской направленности, например философия, история философии, или история мировой художественной культуры, основы жизненного самоопределения и другими подобными курсами. Кроме того, светская этика может быть достаточно органически интегрирована в такие привычные предметы, как литература и история.

Основы религиозной культуры могут представлять предметы исторического вектора: история религий, история религиозной культуры, история религиозных идей и т.д.

И, наконец, основы традиционных религий могут быть представлены в виде Православной, Исламской, Буддистской или Иудейской культуры, поскольку именно эти религии являются для России традиционными.

Особенностью курса «Основ Православной культуры» является то, что он может быть представлен как отдельной дисциплиной, так и полностью интегрированным в школьные дисциплины. Это обусловлено колоссальной ролью Православной Церкви в формировании Российского государства и тем, что Православие для России является культурообразующим мировоззрением. Оно стало той благодатной почвой или, лучше сказать, средой, в которой взросли далеко не только православные деятели культуры. Поэтому в школах с подавляющим преобладанием православных детей желательно, чтобы «Основы Православной культуры» были представлены как в виде отдельного курса, так и интегрированы в такие школьные дисциплины как литература, русский язык, история, ОЖС, МХК.

§ 1.5 Воспитательный потенциал курса «Основы Православной культуры»

Что понимается под воспитанием? Само по себе это понятие воспитания очень объемно и может быть предметом отдельного исследования, поэтому здесь следует ограничиться только самыми общими характеристиками.

До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание», поскольку само слово однокоренное со словом «питание». В словаре Даля сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…».[15] Толковый словарь Ожегова описывает воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни»[16] В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду»[17].

В педагогике под воспитанием понимается «целенаправленная, содержательная, профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека»[18].

Наиболее обобщенная классификация включает в себя духовное, нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Кроме того, современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве важных отдельных задач следующие виды воспитания школьников: экономическое, экологическое и правовое.[19]

Каков же воспитательный потенциал курса Основ Православной культуры?

Совершенно очевиден потенциал духовного и нравственного воспитания школьников. Православная Церковь вообще и Русская Православная Церковь в частности на протяжении всей своей истории явили миру образцы высочайшей святости в лице своих лучших представителей. Жизнь таких угодников Божьих как преподобный Сергий Радонежский, праведный Иоанн Кронштадтский и многих других подвижников, безусловно может служить примером истинной и глубокой духовности и нравственности.