Смекни!
smekni.com

«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста (стр. 4 из 4)

Кроме духовно-нравственного потенциала воспитания курс «Основы Православной культуры» затрагивает и другие виды воспитания, например – умственное, трудовое, эстетическое и др.

Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований воспитанника. Его главная задача – вооружить школьников знаниями. В результате их усвоения должны быть сформированы основы мировоззрения, развиты умственные силы, способности, дарования, познавательные интересы, возможности личности. Курс «Основы Православной культуры» располагает для этого богатейшим фактическим материалом - Православная Церковь предлагает хорошо разработанную систему знаний и представлений о мире, и кроме вопросов, связанных с церковной историей, агиографией, Священной историей Ветхого и Нового заветов она затрагивает и «вечные» мировоззренческие вопросы.

Хотя выражение «Кто не работает тот да не ест» у старшего поколения устойчиво ассоциируется с публицистикой первых лет советской власти[20], но столь популярная формула атеистических лет взята из Библии: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»[21]. Трудовое воспитание - очень важный, веками проверенный принцип воспитания всесторонне гармонично развитой личности. В процессе трудового воспитания труд выступает как ведущий фактор развития личности, способ творческого освоения мира, обретения опыта трудовой деятельности в различных сферах, в том числе и духовной. Вся святоотеческая литература пропитана мыслью о необходимости трудиться над созиданием своего собственного духовного мира, своей души. Православное вероучение утверждает, что труд может быть не только физический или умственный, но и духовный. Понимание этого может существенно обогатить внутренний мир детей.

Основы Православной культуры предоставляют и богатейший материал для эстетического воспитания. Это и церковная архитектура, церковные песнопения, красота и поэтика церковнославянского языка, Православная икона и много другое. Имеет этот курс потенциал и для патриотического, физического, экономического и даже экологического воспитания. Так для Православия характерно отношение к телу человека, как к храму для души, к окружающему миру, как к творению Божьему, к материальным благам как к средству обеспечения возможностей для духовной, душевной и телесной жизнедеятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебный курс «Основы Православной культуры» обладает огромным воспитательным потенциалом не только в духовной и нравственной сфере, но и, что очень важно, для умственного, патриотического, эстетического, этического, экологического, культурного и трудового воспитания.


Выводы

Не смотря на то, что понятие «духовности» прочно вошло в жизнь современного общества, определение этого термина весьма туманно. Духовность весьма абстрактно понимается как нечто высшее, иногда как образованность или культура, интеллектуальное и эстетическое развитие, или объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей, и т.д. В результате такой неопределенности и смутного представления общества о целях, задачах и средствах духовно-нравственного воспитания рождается масса кривотолков, споров, а порой даже конфликтов.

В результате проведенного анализа литературы по проблеме было определено понятие духовности как ориентация человека в своем существовании на идеалы абсолютного бытия, проявляющаяся в его конкретном существовании как свобода от витальной и социальной детерминации и ответственность за свои поступки в свете абсолютного бытия. А в опоре на святоотеческое наследие Православной Церкви духовность определяется как «богоподобие».

В отличие от духовности, которая проявляется в области мотивов нравственность лежит в сфере внешней деятельности людей и определяется как исполнение правил поведения в обществе.

Одно только нравственное воспитание не может обеспечить достижения целей воспитания, - каковы бы ни были нравственные поступки человека, качество их определяется, в конечном счете, именно их духовным содержанием. Отсюда сделан вывод о том, что для обеспечения целей воспитания совершенно необходимо духовное воспитание детей, цели которого определяются как познание самого себя, своего внутреннего мира. В задачах духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста целесообразным будет ограничиться тем, чтобы сориентировать детей в сложном мире духовных ценностей, определиться с духовно-нравственными понятиями, тем смыслом, которым они наполняются и как проявляются в реальной жизни.

Методом анализа соответствующей литературы, а так же методом наблюдения, в ходе исследования выяснены особенности духовного мира детей младшего школьного возраста. Ребенок с одной стороны труден для воспитания в силу его осознания своей новой социальной позиции — позиции школьника и происходящей в этой связи переоценки ценностей, а с другой стороны он постепенно теряет ощущение реальности Бога и духовного мира в целом.

Вместе с тем выяснено, что учебный курс «Основы Православной культуры», занимая одно из центральных мест среди средств духовно-нравственного воспитания, обладает при этом огромным воспитательным потенциалом не только в духовной и нравственной сфере, но и, что очень важно, потенциалом для умственного, патриотического, эстетического, этического, экологического, культурного и трудового воспитания.


Список литературы

1. Библия

2. Выгодский Л.С.Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. [Текст] М., 1984. - Т.4. С. 377.

3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога [Текст]

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. [Текст]. М., 1989 с.45

5. Кармин А. С. Культурология: Культура социальных отношений. [Текст] Серия Мир культуры, истории и философии. - СПб.: Издательство Лань, 2000.- с.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. [Текст] М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.С. 120-121.

7. Куломзина С.С., проф. Наша Церковь и наши дети. – 2-е изд. [Текст] Составление и пер. с англ. С.С. Бычкова. – М.: «Мартис», 1994. С. 22-33.

8. Летуновский В.В. Психология духовного бытия // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова / Под ред. Б.Братуся и Д.А.Леонтьева. [Текст] М., 2002.

9. Ожегов С.И., Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка [Текст]: / Ожегов С.И., Н.Ю.Шведова. Издательство «Аз», 1992 – 944 с. С.57

10. Пидкасистый П. И. Педагогика [Текст] /Под редакцией Пидкасистого П.И.- Москва 1996

11. Спок Бенджамин Ребенок и уход за ним / Пер. с англ. Н.А. Перовой. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. С. 321-322.

12. Титов В.А. Общая педагогика (конспект лекций) [Текст]. Москва А-Приор 2008 – 271 с.

Интернет-ресурсы

13. Шестун (протоиерей Евгений Шестун) Православная традиция духовно-нравственного становления человека

http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/2g3-all.shtml

14. Резолюция участников конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся» декабрь 2007

http://mon.gov.ru/press/reliz/4376/


[1] №8

[2] №13

[3] №5

[4] №1 Евангелие от Иоанна глава 4 стих 24

[5] №1 Бытие глава 1 стихи 26-27

[6] №1 Новый Завет. Послание к Галатам глава 5 стих 22-23

[7] №8

[8] №1 Евангелие от Луки, глава 18 стихи 10-14

[9] №6 С. 120-121.

[10] №2 С. 377.

[11] №11 С. 321-322.

[12] №7 С. 22-33.

[13] №7 С. 22

[14] №14

[15] №4 С.45

[16] №9 С.57

[17] №3

[18] №10

[19] №12 С.55-58

[20] Например, в статье «О голоде», 24 мая 1918 г., В. И. Ленин пишет: «Кто не работает, тот да не ест» — это понятно всякому трудящемуся». А во 2-ом разделе 5-ой главе статье 18 Конституции РСФСР 1918 года сказано: «Не трудящийся да не ест!»

[21] №1 Второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам, гл. 3, ст. 10