ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет «Социальная педагогика»
Курсовая работа по дисциплине:
«Социальная педагогика»
Тема: «Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Выполнил:
студент II курса III группы
протоиерей Андрей Евгеньевич Федосов
Научный руководитель:
Новожилова Татьяна Николаевна
к.п.н., доцент
САМАРА, 2010
Содержание:
Введение……………………………………………….……………...........3
Глава I Основы Православной культуры и духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
1.1 Сущность понятий «духовность» и «нравственность»……………...6
1.2 Особенности духовного мира детей младшего школьного возраста…...………………………………………………………………………10
1.3 Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста………………………………………………………………14
1.4 «Основы Православной культуры» в системе средств духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста……………15
1.5 Воспитательный потенциал курса «Основы Православной культуры»………………………………………………………………………....17
Выводы…….…………………………………...………………….............21
Список литературы…………………………………...……………...........23
Введение
До недавнего времени само понятие «духовного» в нашей стране находилось под запретом: с одной стороны, оно не соответствовало господствующей в стране марксистско-ленинской идеологии, с другой - никак не вписывалось в естественнонаучную парадигму. Если же оно каким-то образом и принималось, то только в качестве очень размытого понятия мира культуры, прежде всего, в его эстетических и этических проявлениях. Говорить о проявлении духа в религиозном смысле считалось неприличным, а идеализм во всех его формах воспринимался как суеверие.
В конце XX века с крахом социалистической системы ситуация в нашей стране коренным образом изменилась. Можно даже говорить о том, что само слово «дух» и «духовность» стало модным[1] - полки книжных магазинов завалены философской, психологической, религиозной и псевдорелигиозной литературой о «духе» и «духовном». Эти термины можно встретить и в современных педагогических изданиях, очень часто они встречаются в средствах массовой информации, о «духовном единстве» говорил президент РФ в своем ежегодном обращении к федеральному собранию в 2007 и 2008 годах. Все это наряду с возросшим интересом молодого поколения к истокам русской культуры, обращение к исторической, философской и религиозной литературе свидетельствует от актуальности введения в школьную программу учебного курса «Основы Православной культуры».
Однако время от времени в средствах массовой информации вспыхивают жаркие споры о возможности введения в общеобразовательных учреждениях на обязательной основе изучения этого курса. Особенно жаркими эти споры стали после того, как в 2007 году в «Закон об образовании» были внесены поправки, в результате которых в нем появилось такое словосочетание, как «духовно-нравственное воспитание». Причем в число «противников» введения в школах курса «Основ Православной культуры» кроме рядовых граждан России входят и высокопоставленные чиновники, и депутаты, и ученые, и, как это не парадоксально, служители Православной Церкви, правда с оговоркой о несвоевременности и неподготовленности такого введения.
Столь пристальным вниманием к вопросам духовности и нравственности, а так же обозначенным противоречием с ним связанным и обусловлена актуальность настоящей работы.
Объект исследования: Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: «Основы Православной культуры» в системе средств духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, рассмотреть его цели, задачи и средства, а так же выявить воспитательный потенциал предмета «Основы Православной культуры» как средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. На основании теоретического анализа философской, психологической, педагогической, социально-педагогической, методической литературы, а так же святоотеческого наследия Православной Церкви определить сущность и структуру понятий «духовность» и «нравственность»;
2. Выявить особенности духовного мира детей младшего школьного возраста;
3. Раскрыть цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
4. Дать характеристику Основам Православной культуры в системе средств духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
5. Выявить воспитательный потенциал курса «Основы Православной культуры»
Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, социально-педагогической, психологической, методической литературы, а так же святоотеческого наследия Православной Церкви по проблеме; сравнительно-сопоставительный анализ, синтез и наблюдение.
Глава I Основы Православной культуры и духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
§ 1.1 Сущность понятий «духовность» и «нравственность»
Прежде чем говорить об Основах Православной культуры как средстве духовно-нравственного воспитания, нужно четко определиться в том, что же мы понимаем под «духовностью» и «нравственностью» и как эти понятия соотносятся друг с другом.
Слово «нравственность» близко по смыслу словам «мораль» и «этика», только возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греческого ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведении — мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от mos (множественное число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав, обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность»— слово русское, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII веке и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением[2]. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга, но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы, а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту[3].
Таким образом, нрав есть способ поведения, а нравственность лежит в сфере внешней деятельности людей и есть исполнение правил поведения в обществе.
В понимании термина «духовность» царит невероятное разнообразие. Под «духовностью» иногда понимают образованность; культуру; интеллектуальное и эстетическое развитие; воспитание; умение вести себя; объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, и т.д.
Что же мы понимаем под «духовностью»? Поскольку речь идет о духовно-нравственном воспитании, представленном не в виде основ светской или Исламской или Буддийской культуры, а в виде основ именно Православной культуры, то и в понимании этого термина будем исходить из его Православного понимания.
Слово «духовность» происходит от слова «дух». Христианство утверждает, что «духом» в подлинном смысле этого слова является Бог: «Бог есть дух»[4], и, следовательно, духовность – это «богоподобие». Подобие Божие вложено в человека при его сотворении как потенциал, как перспектива[5], и человек призван раскрыть в себе это подобие; иными словами: подразумевается, что Божество обладает некоторыми качествами, которые человек призван раскрыть в себе. Что же это за качества? На них указывает, в частности, апостол Павел в послании к Галатам: «…плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…»[6].
Таким образом, под духовным воспитанием может пониматься целенаправленная, содержательная, профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию духовных свойств личности ребенка.
Как же соотносятся понятия «духовности» и «нравственности» и почему мы не может говорить только о нравственном воспитании? Для наглядности рассмотрим пример.
Допустим, что в ходе исследования материнского поведения было отмечено, что у матери, отказывающейся от ребенка в роддоме, редуцировано материнское чувство, дефектная материнская матрица, негативная установка на беременность и негативная оценка социальной ситуации. И таким образом было установлено, что вследствие именно этих причин она отказывается от ребенка.
Кажется все учтено: есть поступок, есть причины, но в данном случае поступок матери рассматривается только с позиции нравственности, а не духовности. Вячеслав Владимирович Летуновский в своем труде «Психология духовного бытия» пишет: «Под духовностью понимается, прежде всего, ориентация человека в своем существовании на идеалы абсолютного бытия, проявляющаяся в его конкретном существовании как свобода от витальной и социальной детерминации и ответственность за свои поступки в свете абсолютного бытия. При чем речь идет не о каких-то абстрактных вещах, а о предельно конкретных, проявляющихся в реальных поступках, прежде всего в ситуациях выбора и принятия решения. Только в этом смысле мы можем говорить о бытии человека как о бытии духовном»[7]. В рассмотренном выше примере с точки зрения исследователей мать – объект, движущийся именно в детерминированном поле. Ими установлены причины, вследствие которых она отказалась от ребенка, но ускользнуло самое главное – почему эти причины определили ее выбор, почему она вела себя как полностью детерминированный внешними причинами объект.