доктора филос. наук, проф. кафедры социальной философии
В. Е. Кемеров, Т.Х. Керимов, Е.Г. Трубина
Тема 1.
Что такое философия?
Особенности философии как самосознающего мышления. Метафоры «первого» и «второго рождения», «спящего» и «бодрствующего сознания» как отражение индивидуально-независимого характера философствования. Философия в ее соотношении с мифологией, искусством, религией и наукой. Философия как рациональное систематическое мировоззрение. Модусы бытия философии. Специфика философских проблем и причины их «вечности». Основные линии философского осмысления действительности: космоцентризм, социоцентризм, теоцентризм, культуроцентризм, антропоцентризм.
Связь философии с социальным порядком. Философия и идеология. Философия как риторика поколения. Философия как совокупность методов и аналитических практик, обращенных к повседневному опыту чувствования, переживания и мысли. Констатации «конца философии» как симптом исчерпанности классической западной рациональности. Плюрализм традиций и инноваций как исследовательская программа современной философии.
Тема 2.
Язык философии
Варианты соотношения слова и понятия. Понятийность слова и словесность понятия. Механизм внутренного метафорического переноса как путь рождения языка греческой философии. Перенос чувственно-воспринимаемых явлений на умопостигаемые сущности как путь возникновения абстрактной лексики. Специфика философских категорий по сравнению с обыденными восприятиями и мифическими образами. «Вечность» философских понятий как фикция, вводимая претендующим на господство дискурсом. Парадоксальность языка философии. Отличие проблемы философского языка от мыслей философов о языке и от программы исправления философского словоупотребления. Зависимость языка философского текста от жанровых и содержательных правил порождения текста. Язык автора, язык описания, объектный язык. Референциальное и метафорическое, конкретное и абстрактное, логическое и нелогическое, содержательное и стилевое в языке философии. Зависимость философского языка от понимания задач и конечного назначения философии: от строгой логичности до яркой поэтичности. Философский язык как структура, как функция и как архив. Профессионально-технический и общезначимый аспекты языка философии.
Языковые и концептуальные аспекты взаимовлияния западной и отечественной мысли. Зависимость философии от проработки концептуального опыта «другой» культуры и философии. Философский язык как часть общенационального языка. Необходимость осознанных усилий по формированию национального философского языка: перевод, расшифровка, истолкование, комментирование. Проблема поиска «своих слов» для выражения нового культурного опыта. Зависимость состояния языка философии от всего набора дискурсивных практик определенного исторического периода. Вклад философии в формулирование общекультурных понятий, в выработку языка самоописания культуры.
Тема 3.
Субъект философии.
Философия как дискурс философа в отношении мира. Субъект философии как носитель индивидуального опыта переживания. Проблема «говорящего» в философии. Представление о духе как абсолютном субъекте, носителе абсолютного знания, говорящем о самом себе. Субъект философии как говорящий об ином, нежели он сам (о мире, которым он не является, или является его частью). Философ как говорящий о самом себе, лишь говоря не о самом себе.
Философия как профессия, образ жизни, игра. Личностные установки философа: трезвость самооценки, скептицизм, неуязвимость перед сиюминутным. Проблематичность авторства в философии в «эпоху Комментария». Варианты роли автора в бытии философского текста: «изгнание» автора на основе признания семантической автономии языка и текста. Феномены «смерти автора» и «интертекстуальности» как симптомы исчезновения границ платонического дискурса: между субъектом и объектом, знанием и мнением, внутренним и внешним, смыслом и бессмыслицей.
Историческое многообразие субъективных ориентаций в философии. Философ как мудрец, постигший суть счастья. Философ-классик как борец за право на монолог, как «законодатель», конструктор универсального и идеального, противостоящий мнениям, опыту, здравому смыслу и «ложному» сознанию. Философ-интерпретатор как энтузиаст диалога, уравнивающий в правах профессиональное и непрофессиональное понимание, множащий интерпретации и примирившийся с внутренне плюралистической природой мира. Философ как публичный интеллектуал, как герой масс-медиа и законодатель мод.
Значимость для философствования «местоположенности» философа. Феномены феминистской, афро-американской и т.п. философии как симптомы исчерпанности универсалистских притязаний философии и философов на «взгляд ниоткуда».
Тема 4.
Жанры философского дискурса
Философский дискурс как формальная организация мысли. Его компоненты: сверхпонятия (Событие, Мимезис, Другой, Субъект, Тело), понятия, термины, порядок и стиль высказывания. Правила конструирования философского дискурса: философское высказывание как голос самой вещи. Предпосылки авторитетности философского произведения. Пространства, в котором циркулируют философские высказывания: университетское и мирское (СМИ). Различие теоретического и нарративного дискурсов.
Жанровое многообразие философии в его исторически детерминированных практиках. Сплав дидактичности и личной убежденности в философском афоризме. Исповедь как пересечение самосознания культуры и личной судьбы. Акт понимания как самоизменение в ходе диалога. Совмещение «вечной вести» и ситуации времени в апологии «за» и апологии «против». Философский трактат как поле систематического рассуждения, как путешествие по предметной области с целью выявить ее границы. Соединение мысли, образа и бытия в философском эссе.
Структурные компоненты жанра как актуальной формы философствования: локальный дискурс, философская тема, проективная функция. Изменчивость границ стилей, жанров в современной культуре как предпосылка проблематичности границ между философией и литературой, философией и теологией.
Тема 5.
Стили философствования
Формы философского текстообразования. Стиль, «личный штамп», манера, своеобразие, почерк, интонация, настрой. Стиль и габитус. Стиль как принадлежность культурного типа. Мировоззрение и стиль, «мировоззренческий стиль». Личный стиль и стиль периода и класса. Типологии философских текстов: тексты миметические, пафосные, пасторальные.
Норма и анархия в философском стиле. Нейтральность и обезличенность, выдержанность и гомогенность стиля письма великих метафизиков. Высокая дидактичность и скрытая эзотерика устного философствования: от Сократа до Мамардашвили. Саморефлексивность философской речи. Философия как речь о Понятии. Триада практических речей, сопровождающих борьбу человека за признание: Молитва, Приказ, Моральное руководство. Философская речь как обоснование эффективности практической речи
Стилистические перепады, разнофактурность лексики, гетерогенность текста и задачи, решаемые с их помощью. Естественное состояние современного философствования – борьба философских дискурсов между собой. Кризис «метафизики» и его осмысление в марксизме, Хайдеггером, Гуссерлем и феноменологией, Витгенштейном и аналитической философией, деконструкцией. Проблематизация в постмодернизме отличия между философией и риторикой, понимание этого отличия лишь как стилевого
Напряженное сосуществование в современной отечественной философии трех стилистических полей: марксистского, религиозного русского, современного западного. Идеологическая риторика как специфическая черта марксистского философского языка. Первенство интуиции в языке религиозной русской философии. Доминирование игры слов с осознанной установкой на непонятное, нелогическое и несистемное в современной западной философии.
Тема 6.
Метод философии
Метод как выражение универсального опыта освоения реальности. Парадокс философского действия: противостояние мыслимого опыту. Порядок опыта и порядок дискурса. Противостояние мнения и понятия. Интуиция и дискурс. Медитация и мировоззренческая рефлексия. Диалектика как канон и как органон. Генетический и системный методы в их взаимосвязи. Историческое и логическое начала философствования. Эзотерическая и экзотерическая философия.
Герменевтика как признание приципиальной незавершимости любой интерпретации. Феноменология как редукция вещи к смыслу, который она предлагает сознанию. Структурализм как поиск универсальных инвариантов, как демонстрация подчинения человека знаковым системам (которые предшествуют каждому из нас индивидуально). Деконструкция как демонстрация того, как конструируются философские дискурсы. Критический характер программы деконструкции. Профессиональные философские методы – феноменологическое описание, герменевтическое истолкование, структуралистская типизация, логический анализ.
Тема 7.
Философия и история
Определение человека в истории через факт его действия, изменения им хода вещей. Прошлое в его связи с настоящим и самоопределение человека в истории как предмет изучения философии. История как информационно-культурный процесс. Историческое самосознание людей как основание их бытия во времени. Появление важнейших текстов как стержень культурных трансформаций.
Проблема поиска исторической альтернативы. История как альтернативный и незавершенный процесс. Множественность истолкований и интерпретаций событий прошлого. История как «хронологическая последовательность форм и опытов» (Ф. Бродель). История как процесс передачи ценностей и смыслов во времени. Смысл истории как история смысла.
Всеобщая история как процесс «детерриториализации». Два полюса истории‑– первобытное племя и капиталистическое общество. Реальность капитализма как подавление производства желания. Смысл истории как вытеснение сообщества обществом.