Следует разделить понятия гомогенизации и монолексики. На первый взгляд они сходны, будучи связаны со стремлением к однородности. Но в первом случае эта тенденция ведет к разрушению стиля и всей системы характерной интонационности, во втором - к развитию и обогащению их внутренних ресурсов. Кроме того, гомогенизация, в отличие от монолексики, не только категория стилевой структуры, она проявляется и в более широких сферах: на уровне бытования музыки и психологии восприятия (например, установка на потребление и рассеянно-расслабленное восприятие).
Таким образом, в гомогенизации доминирует принцип бесстильности (или безликости). В рок-музыке он проявился больше в массовых коммерческих модификациях хард-рока, хеви-металл, хард-энд-хеви, в поп-роке. В творческих и экспериментальных формах - а к ним следует отнести лучшие образцы «прото-арта», арт-рока, авангарда и «альтернативной» музыки - гомогенизации противостоит мощный дух нонконформизма, близость национальным традициям и жанрам, общение с инонациональными культурами, активное переинтонирование заимствованной музыки. Это общение «на равных», где участники диалога обогащают друг друга, давая стимул для движения вперед к обновлению стиля. Повторяем, речь идет о лучших образцах, так как и арт-рок в целом не избежал потерь, о чем свидетельствуют образцы академизма и эклектики, о которых шла речь.
Тенденция гомогенизации впрямую подводит к экологическим проблемам музыки, в частности, к проблеме «энтропийных процессов в современной культуре». Ведь гомогенизация и есть энтропия. А так как всякая энтропия равна потере информации, то естественно, что в итоге она приводит к понижению стилевого уровня. В сфере композиторского творчества это ведет к академизму, эпигонству, эклектике - всему тому, что делает музыку безликой и скучной. В массовых жанрах энтропия также нивелирует стилевой рельеф, противостоя самобытности, неповторимости авторского «голоса». И там и здесь гомогенизация действует деструктивно, разрушая интонационно-стилевой слой и замещая его удешевленной символикой расхожих и отработанных штампов1.
История музыки периодически проходит «стилевые» кризисы, как уже говорилось, они являются спутниками кризисов «интонационных». Очевидно, мы становимся свидетелями и участниками очередного из таких кризисов, когда ощущается дефицит ярких личностей, когда в композиторском творчестве пышно расцветает академизм и эпигонство. И неважно, в какие формы они облачаются: пестрой полистилистики или медитативного минималистского стиля2.
Но то, что происходит сегодня в массовой культуре или, по определению Адорно, «культурной индустрии», превосходит все масштабы. И вот уже раздаются голоса о том, что мы идем к постепенному отмиранию индивидуального стиля, когда художник из творца превратится в интерпретатора чужих идей. В воздухе витает идея о канонической культуре, новом постиндустриальном фольклоре «глобальной деревни», как ее именует канадский философ Маршал Маклюэн, где все единичные и неповторимые субъективные и национальные импульсы растворятся в общечеловеческом, что люди стоят на пороге невиданной доселе общепланетарной культуры, когда воедино сольются многообразные национальные и этнические традиции.
Размышляя об этом с тревогой, хочется надеяться, что законом этой новой культуры все же не станет гомогенизация, хотя есть все опасения, что человечество подстерегают соблазны тоталитарной диктатуры электронных средств массовой коммуникации с их неизбежной тенденцией к стандартизации.
И последнее, чем хотелось бы завершить работу, это обратиться к жанровой типологии музыки. Целенаправленный стилевой подход позволяет дать ей новый поворот. Не отвергая традиционно апробированные способы классификации музыки на «классическую» и «эстрадную», «легкую» и «серьезную», «массовую» и «академическую», автор предлагает воспользоваться вектором стилевой насыщенности и рассматривать музыкальные явления в свете оппозиционной пары «стилевое-бесстилевое». Стилевая насыщенность меняется в диапазоне от ярко выраженного стиля до гомогенизированной продукции, в которой стилевой индекс либо равен нулю, либо приобретает минусовый знак, и мы в таком случае говорим об эклектике. Эта шкала или спектр может иметь универсальное значение для многих жанров и форм музыки: академической и неакадемической, фольклора и авангарда, джаза и рока - в каждой их них будет происходить лишь корректива и уточнение деталей. Самое же ценное - она подводит нас к возможности новой, стилевой аксиологии. Последнее чрезвычайно важно для неакадемических жанров, для современной музыки, где отсутствует общепризнанная система типизированных форм и жанров и где критерий «стиль - бесстильность» может послужить отправной точкой для более уверенного обнаружения художественных ценностей. В погоне за раскрытием тайн бытия настоящей музыки, мы не обойдемся без того, чтобы типология и аксиология не пришли в более тесное согласование.
1. Алексеев Э. Раннефольклорное интонирование. М. ,1986,
2. Арановский М. Симфонические искания. Л. ,1979.
3. Барбан Е. Эстетические границы джаза // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера.. М.,1987.
4. Баташев А. Искусство джаза в музыкальной культуре // Советский джаз. М.,1987.
5. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М. ,1965.
6. Бытовая музыкальная культура. История и современность: Тезисы международной конференции. Ростов-на-Дону, 1995.
7. Баччи У. Питер Хэммил // Экзотика, 1992, № 1.
8. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М. ,1975.
9. Гамзатова П. Традиционная культура и рок // Примити в искусстве. Грани проблемы. М., 1992
10.Гессе Г. Степной волк // Иностранная литература. 1977, № 4-5.
11.Головинский Г. Композитор и фольклор. М., 1981.
12.Гроф С. За пределами мозга. М.: Изд. Московского трансперсонального Центра. 1993.
13.Гроф С. Области бессознательного: данные исследований ЛСД. М.: Изд. Московского трансперсонального Центра, 1994.
14.Грубер Р. Всеобщая история музыки. Ч.1.М.,1956.
15.Давыдов Ю., Роднянская. И. Социология контркультуры. М., 1980.
16.Дэвис Х. Битлз. авторизованная биография. М.,1993.
17.Житомирский Д. Музыка для миллионов // Поп-музыка. Взгляды и мнения. Л.; М.,1977.
18.Житомирский Д. Бунт и слепая стихия (в мире поп-музыки) // Искусство и массы в современном обществе. М., 1979.
19.Зак В. О мелодике массовой песни. М., 1979.
20.3инкевич В. Питер Габриель. Дорога к вершинам // Музыкальная жизнь, 1989, № 23.
21.Каган М. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978.
22.Карцева Е. Кич или Торжество пошлости. М.,1977.
23.Кислицина Л. Творчество Genesis. Дипломная работа. Горький, 1993.
24.Кнабе Г. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. 1990, № 8.
25.Ковнацкая Л. Английская музыка XX века. М.,1986.
26.Козлов А. Из истории рок-музыки // Музыкальная жизнь. 1988, № 1-24.
27.Коллиер Д. Становление джаза.. М., 1984.
28.Конен В. Джаз и культура Нового Света// Этюды о зарубежной музыке. М., 1975.
29.Конен В. К истории афро-американской музыки // История и современность. Л., 1981.
30.Конен В. Музыкально-творческие виды XX века // Этюды о зарубежной музыке. М., 1975.
31.Конен В. Об истоках рок-музыки // Советская музыка. 1986, № 7.
32.Конен В. Пути американской музыки. М., 1977.
33.Конен В. Рождение джаза. М., 1984.
34.Конен В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке. XX века. М., 1994.
35.Конноли Р. Джон Леннон. Биография // Иностранная литература. 1989, № 12.
36.Корнилов С. Группа Yes и проблемы стилистической эволюции арт-рока. Дипломная работа. Горький, 1985.
37.Колокшанский К. Рок-музыка. К вопросу об истоках. Дипломная работа. Горький, 1977.
38.Костелянец Р. Новый рок. Музыка или шум? // Америка, 1969, №154.
39.Кузнецова Н. Арт-рок. Дипломная работа. Горький, 1984.
40.Леннон Д. Исповедь бывшего битлса // Литературная газета, 19 мая 1971.
41.Леннон Д. - Маккартни П. Стихи // Иностранная литература. 1991, № 2.
42.Ливанова Т. История западно-европейской музыки. М.,1986.
43.Мартин Д. Рок, электрогитары и опера // Ровесник, 1986, № 11.
44.Мейнарт Н. По воле рока // Социологические исследования, 1987, №4.
45.Мельвиль А., Разлогов К. Контркультура и новый консерватизм. М., 1981.
46.Моль Л.. Социодинамика культуры. М., 1973.
47.Мяло К. Под знаменем бунта: Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950-1970 гг. М. ,1985.
48.Музыкальная эстетика западного-европейского средневековья и Возрождения. М., 1986.
49.Нкетия К. Единство и многообразие африканской музыки // Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки. М.,1973.
50.Овчинников Е. Рок-музыка. История. Стили: Лекция по курсу «Массовые музыкальные жанры». М.,ГМПИ, 1985.
51.Орлова, Е., Погреб В. Проблемы развития советской рок-музыки. М., 1987; Музыка: Обз. инф., гос. б-ка им. Ленина, вып. 2.
52.Панасье Ю. История подлинного джаза. Л. ,1982.
53.Переверзев Л. От джаза к рок-музыке // Конен В. Пути американской музыки. М.,1977.
54.Переверзев Л. «Битлз» - лицо и сущность поп-музыки // Музыкальная жизнь. 1968, № 10.
55.Переверзев Л. О непрерывности музыки // Ровесник, 1976, № 10.
56.Переверзев Л. Феномен «диско» // Ровесник, 1979, № 11-13.
57.Порфирьева А. Эстетика рок-оперы // Современная советская опера. Л., 1985.
58.Рокуэлл Д. Арт-рок // Экзотика, 1992, № 1.
59.Савенко С. К проблеме единства стиля Стравинского // И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы. М. ,1973.