The process of cultural, genre and style integration is especially active in art-rock. It forms different style modifications («European-like», vanguard, ballad, Oriental, «Renaissance», electronic and other art-rock modifications). Style thinking is realized here as a collective creation of dialogue forms. The style individualization process distinguishes art rock from pop-variety art, the principle of homogenization of which became its law.
The book includes an Introduction, five chapters and the Conclusion. The Introduction outlines a range of problems and is devoted to substantiation of the investigation ground and the review of scientific works in this sphere. The first two chapters provide a review of historical material. Prehistory of the contact of genre sphere of music is given in the first chapter. Realization of this contact in jazz (in fusion-jazz in particular) is given special attention. The basic stages of «artization» of rock, its leading trends as well as the creative activity of the greatest representatives of art-rock, are defined in detail in the second chapter. Chapters 3 & 4 are of theoretical trend. They make clear the principal idea in compositional-structural and mode-harmonic aspects. Chapter 5 generalizes the observations from the point of view of style and style contacts and typology of contacts as well as gives a detailed analysis of some methods of work with models (assimilation, stylization, parody, etc.). A special type of style in rock-music (collective-individual) is noted here. The way to a wide musical sphere is undertaken in the Conclusion. A universal contradiction between a structure-forming style tendency and an entropy homogenized one become the object of attention here. The preponderance of the second tendency is connected with a deep «intonation» crisis that contemporary music experiences now. The integrated, hybrid, the «third» and other forms become one of the ways out of this crisis. Many of these are considered in this monograph.
[1] Понятие «третья» музыка, которое фигурирует в заглавии, аналогично, с одной стороны, «третьему течению» («third stream»), введенному в джазовый лексикон Гантером Шуллером, с другой, - «третьему направлению» в композиторском творчестве (Таривердиев, Гладков, Дашкевич). Понятия эти возникли в результате конвергенции двух базовых музыкальных видов и существенно трансформируют исходную модель: в одном случае - рока, в другом - джаза, в третьем - академического творчества.
1 См. работы Грубера, Харлапа, Сохора (14, 82, 67).
2 В последнее время «бытовая музыка» трактуется излишне расширительно, вне городского домашнего быта, см., в частности, материалы международной конференции «Бытовая музыкальная культура» (6). Надо ли доказывать, что в таком случае нас ждет размывание смысла понятия, а он первично связан с домашним укладом, досугом, установкой на особый тип восприятия.
3 Рыцари охотно включали в свои баллады не только «плебейский» материал, но и ориентальные мотивы, просочившиеся в Европу благодаря крестоносцам. См. в этой связи знаменитую «Песню крестоносцев» рыцаря Вальтера фон дер Фогельвейде. В это время ориентальное все больше осознается как чуже-земное, не-европейское.
4 В связи с этим вспоминается скоморох из фильма А. Тарковского «Андрей Рублев» - жизнь средневековой Руси в этом отношении мало отличалась от Западной Европы.
5 Форма, дошедшая до наших дней, когда классика становится своеобразным фольклором, поп-фактом, основой для многочисленных транскрипций, адаптаций, джаз- и рок-обработок.
6 По мнению Макдональда, автора классических трудов в этой области, гомогенизация - родовое свойство массовой культуры, в каких бы формах она ни проявлялась (114). В. Шестаков аналогичное именует «тривиализацией», что несколько упрощает проблему и уводит ее от важного для нас стилевого аспекта (75).
7 Тема «джаз и культура» затрагивается не только в работах музыковедов, например, в капитальных исследованиях В. Конен, У. Сарджента, М. Стерна, но и становится предметом размышлений в целом ряде художественных произведений. Так, джаз выступает как важный элемент философской концепции в «Степном волке» Г. Гессе, «Преследователе» Х. Кортасара, «Над пропастью во ржи» Сэллинджера. Феномен джаза волнует крупнейших композиторов нашего столетия от Стравинского и Прокофьева до Щедрина и Шнитке - см. подборку материалов в книге «Советский джаз» (63). О влиянии джазовых идей на композиторское творчество идет речь в статье Д. Ухова, помещенной в той же книге (78).
8 Блестящая пародия на супероркестр Уайтмена - в кинофильме «Веселые ребята» в сцене со Второй венгерской рапсодией Листа.
9 «Страйд» продолжает линию рэг-тайма и ближе европейской фортепианной традиции, нежели «буги», который восходит к негритянскому блюзу с его банджовыми фигурациями.
10 Следует также упомянуть и фри-джаз, отдельные представители которого черпали вдохновение в академической музыка XX века. Например, негритянский пианист Сесил Тейлор, являющий собой фигуру всесторонне образованного музыканта (см. об этом в книге Эккерта Йоста «Свободный джаз» (109).
11 Забегая чуть вперед, заметим, что фьюжн и арт-рок, не совпадая по географии (США - Британия), совпали по времени - начало 70-х годов.
1 Понятие «стиль», как будет показано далее, в применении к музыке коллективной природы вполне уместно, так как отражает е д и н с т в о разнонаправленных устремлений. А именно это является главным качеством любого полнокровного стилевого организма.
2 Историю «человека бунтующего» раскрывает в своем философском эссе Альбер Камю (См. «Человек бунтующий». М., 1990).
3 Среди работ по этой теме большой интерес вызывают исследования Станислава Грофа, детально анализирующие феномен ЛСД-переживаний и их структуру. Изданные у нас книги «Области человеческого бессознательного (Данные исследований ЛСД)» и «За пределами мозга» содержат обширный экспериментальный и научный материал, который может пролить свет на многие явления современной нетрадиционной культуры, в частности, рок (12, 13). Интересные свидетельства о зарождении психоделического движения, в частности, деятельности группы Кена Кизи содержит роман Тома Вулфа «Электропрохладительный кислотный тест» (С-П., 1996).
4 Как уже говорилось, аналогичное происходило тремя десятилетиями раньше в джазе. Резкое размежевание коммерческого «свит» джаза и творческих направлений (боп, кул, фри) достигло предела в середине 60-х. Для Колтрейна, например, джаз есть духовная практика, выражение религиозного экстаза через импровизацию, а для Чарли Мингуса - средство улучшить мир, сделать его менее жестоким и более справедливым.
5 Что-то близкое к «бинарности», которую отмечает В. Ткаченко (75).
6 Хотя, как будет видно из дальнейшего, сам негритянский блюз возник не без влияния структурно-композиционных и ладо-гармонических особенностей английской баллады.
7 После распада Beatles Джордж Мартин сотрудничал со многими известными музыкантами, например, записывал «Апокалипсис» Джона Маклафлина с Лондонским симфоническим оркестром. Выступил он и как соавтор Beatles, создав изящную оркестровую сюиту к мультфильму «Yellow Submarine» (вторая сторона одноименного альбома Beatles).
8 Особым жанрово-стилистическим разнообразием отличается двойной альбом 1968 года, где представлены баллада и коллажно-авангардная композиция, рок’н ролл и нежная колыбельная, кантри и тяжелый рок.
9 И впоследствии «Стоуны» не пренебрегали классическими средствами, например, струнные в прекрасной балладе «Энджел».
10 Двумя годами позже Арию процитирует в «Yellow Submarine» Джордж Мартин.
11 В примере присутствует и пародийное начало, столь характерное для Gentle Giant.
12 Несмотря на успех своего детища, группа Deep Purple избрала впоследствии лоно хард-рока (наряду с Led Zeppelin и Uriah Heep). Но, как говорится, крайности сходятся, и отголоски классики слышны в последующих работах Deep Purple, ее мотивы инкрустируются в ткань «хард»-композиций, оживая то в баховских цитатах, то в звучаниях струнных смычковых, то в лютневых переборах гитары.
13 Сольные альбомы Уэйкмана не лишены тех же недостатков, хотя по-своему интересны уже упоминавшиеся выше «Листомания», а также «Путешествие к центру Земли» и «Шесть жен короля Генриха VIII» с галереей музыкальных портретов, возрождающих этот забытый жанр, распространенный в музыке английских вирджиналистов.
14 Сделанная в 1968 году, еще до «Кримзонов», запись Фриппа с братьями Джайлс демонстрирует образец юмора, редкого впоследствии для Фриппа - имеется в виду неоклассическая «Сюита». Рядом с ней находится композиция «Глаза Эвридики», предвосхищающая балладный и импровизационный стиль, который послужит основой для последующих авангардистских начинаний King Crimson.
15 Хотя аудитория эта по составу неоднородна, музыка King Crimson предлагает «информацию» достаточно широкополосную, способную заинтересовать и искушенного меломана, и простого слушателя. То есть имеется несколько уровней воздействия, от самого элементарного (динамика, ритм) до самого сложного (изощренная гармония, искусственные лады, мотивная разработка, композиционная структура и многое другое).
16 Как уже говорилось, подробную информацию о творчестве King Crimson и Роберта Фриппа содержит книга Паоло Бертрандо (96). К сожалению, книга охватывает события лишь до середины восьмидесятых.
17 Начать знакомство с непростой музыкой Henry Cow лучше всего по композиции «The Glove» из альбома «Unrest».
18 Этот вокал Гэбриел сохранил и по сей день, став поп-звездой, создателем серии остроумных и художественно изобретательных клипов.
19 Рок-оперой, имеющей совершенно иные жанровые истоки, занялись профессиональные композиторы. Строго говоря, это уже не рок-музыка, а результат ее преломления в композиторском творчестве.
20 Вспомним в этой связи мысль Малера о том, что художник является «инструментом, на котором играет Вселенная» или слова Веберна: «человек - всего лишь сосуд, в который влили то, что хочет выразить «всеобщая природа». (8, с. 14).