Смекни!
smekni.com

Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке Сыров В. Н. Нижний Новгород. Изд-во Нижегородского университета, 1997 г. 209 с (стр. 39 из 40)

21 Интересно было бы рассмотреть названия рок-ансамблей. Чаще встречаются имена («Pink Floyd», «JethroTull», «Uriah Heep»), сказочно-мифологические существа («King Crimson», «Gentle Giant»), названия животных и птиц («Animals», «Yardbirds»), парадокс или нонсенс («Led Zeppelin», «Iron Batterfly», «Grateful Dead»), поэтическая метафора («Rolling Stones», «Black Sabath»). В ходу и географические названия («Chicago», «Kansas», «America»), последнее более свойственно американской музыке.

22 Биографические сведения о группе и ее участниках можно почерпнуть из добротной монографии Бусси и Холла (98). Краткую информацию о немецких авангардистах содержит уже упоминавшаяся книга «Рок в Германии» (104).

23 Отголоски «арта» видим в творчестве Сергея Курехина, Бориса Гребенщикова, групп «Автограф», «Аквариум», «Вежливый отказ», «Лунный Пьеро». Но как самостоятельный стиль в отечественной музыке арт-рок не сформировался.

24 Влияние нью-йоркского авангарда - и в «американских» работах Джона Леннона с Йоко Оно (например, «Two virgins»).

25 Принципиальное несогласие вызывает точка зрения Тибора Кнайфа, трактующего «New Wave» как очередную после арт-рока стадию усложнения рок-музыки.

26 Свой мир «арта» и в музыке соул, где выделяется неповторимый Стив Уандер с его двойным альбомом (соул-сагой) «Тайная жизнь растений».

1 Монтажно-составной метод сложился и в джазе, о чем свидетельствует традиция, ведущая от рэг-тайма и Мортона к Эллингтону, Мингусу и Чику Кория. Как указывает Мартин Уильямс, ей противостоит другая традиция - целостной вариационной формы, ярче воплотившейся в импровизационном джазе от Оливера и Армстронга до Паркера и Колтрейна. См. об этом: М. Уильямс «Джазовая традиция» (129).

2 См. многие детские пьесы Шумана, а также Ноктюрн Ми бемоль мажор и Прелюдию До минор Шопена.

3 Говоря об иных преломлениях сонатного принципа, отметим оригинальный пример в творчестве Пола Маккартни - «Ebony and Ivory» («Черное дерево и слоновая кость»), где поэтическая идея - а в песне поется о расовой гармонии и взаимопонимании людей - получает воплощение через тематически-тональный синтез, образуя сонатную форму без разработки. Отличие ее от обыкновенной куплетной налицо, так как присутствуют и тематический контраст, и тональное объединение двух тем в репризе: А - В - А - В

Es-dur F-dur Es-dur Es-dur

4 Пасторальные мотивы в музыке арт-рока - тема отдельного разговора. Как традиция романтически-руссоистского слияния с природой, они прочно связывают арт-рок с романтизмом. Неприятие урбанистической действительности, бегство на лоно природы - лейтмотив творчества King Crimson, Genesis, Van Der Graaf Generator. У Beatles этого конфликта еще не было.

5 Интересно наблюдать, как в рамках контркультуры пересматривается образ великого художника, этого не избежали многие образцы западного кинематографа («Амадеус» Милоша Формана, «Листомания» Кена Рассела и др.)

6 Танго как жанр давно освоен композиторами в определенном семантическом значении - как «танец смерти», достаточно вспомнить «Историю солдата» Стравинского или «Историю доктора Фауста» Шнитке.

7 Говоря о синтетически-игровых произведениях арт-рока, отметим работы Рика Уэйкмана, в частности, его музыкальную «историю» «Путешествие к центру Земли» для чтеца, хора, солистов и рок-группы. К сожалению, уровень этой музыки не очень высок.

8 Хотя альбом-сборник и составлен из песен разных лет («Best of...», «Greatest Hits»), в нем иногда ощутима логика отбора материала, например, сборники Beatles: «Love Songs», «Rock’n Roll Music» и др.

9 Недавно изданные студийные материалы Beatles в серии «Антология» позволяют совершенно по-новому взглянуть на творческий процесс в рок-музыке, в полной мере обусловленной работой в студии.

10 Хотя и в кино существуют приемы полиэкрана, объемной проекции, раздвигающие пространственные возможности этого искусства.

11 Возможно, это было одной из главных причин отказа Beatles от концертов, начиная с 1966 года.

1 Что касается гармонических штампов, то они характерны больше для поп-эстрады, которая в целом базируется на принципе тривиализации.

2 Большинство нотных примеров, приводимых в диссертации, - результат кропотливых расшифровок различного рода звукозаписей. И все-таки примеры эти имеют относительную ценность, так как работа требует от читателя слухового освоения живой музыки.

3 Блюз живет и самостоятельно, вне перечисленных видов и форм, интерес к нему не ослабевает. На Западе издаются биографические материалы о легендарных музыкантах прошлого, проводятся блюзовые фестивали, выходят целые серии записей подлинных негритянских блюзов. Бесси Смит, Роберт Джонсон, Мадди Уотерс и Би Би Кинг вошли в историю не только американской музыки, потеснив на пьедестале поп-звезд. Блюз прочно утвердился в обиходе современной культуры, вызвал многочисленные отражения в литературе, кинематографе, поэзии и изобразительных искусствах. Привлекает он к себе и современных композиторов, которым не дают покоя лавры классиков XX века - Равеля, Гершвина, Мийо, Прокофьева. Блюз в этом смысле оказался более крепким орешком, нежели, скажем, регтайм, чей жанровый профиль легко вписался в контекст урбанистических исканий начала столетия. Весь облик и дух блюза словно противоречит миру филармонического истеблишмента. Как форма спонтанного самовыражения, он более естественно соединяется с неакадемическими видами, будь то фольклор или авангард, порождая неожиданные жанрово-стилевые сплавы и гибриды.

4 Именно на этом эффекте основана блюзовая окраска «модального» джаза, который, как известно, отказался от традиционного гармонического квадрата, апеллируя к мелодическому линеарному мышлению. Объяснима та легкость, с которой модальный джаз соединился с основными принципами джазового искусства - импровизационностью, свингом и блюзом - словно произошло его возвращение к неким праистокам.

5 Совершенно случайно последний совпадает с увеличенным нонаккордом (c-e-b-dis), одной из модификаций «прометеева» созвучия.

6 Кроме всего прочего, надо учитывать и возможность вариантов других ступеней, в частности, квинты.

7 Другой, не менее характерный для английской традиции «микст» - соединение натурального и мелодического минора. В связи с этим вспомним известную балладу «Greensleeves», а также более древнюю «Cam Ye O’er Frae France?».

8 Например, уже сейчас можно поставить вопрос: не является ли блюзовая строфа (ААВ) результатом деформации обыкновенной песенно-балладной формы ААВА? Это возможно отчасти и потому, что последняя строка блюза часто содержит в себе интонационные элементы начального коруса, давая подобные репризы (ААва).

9 Интересующихся отсылаем к записям таких представителей «дельта-блюза», как Роберт Джонсон, Хоулин Вулф, Джон Ли Хукер, Букка Уайт и др.

10 Особенно заметна переориентация с гармонического минора на минор натуральный, с обычного мажора на мажор миксолидийский - для этого достаточно вслушаться в многочисленные телевизионные заставки и позывные различных радиостанций. Смена слуховых ориентиров очевидна.

11 Хотя надо заметить, что в блюзе вертикаль диссонантна (предпочитаются септ- и нонаккорды), а блюзовые тона нефиксируемы.

12 Приводим тональный «план» всего альбома: I сторона: G-E-A(»G)-C-F»f-E-C»d, II сторона: Des-Des-E-A-F-G»E.

13 Свободное тональное мышление повлияло на современную поп-музыку. Особенно интересны с тонально-гармонической точки зрения песни Стива Уандера, где высокий уровень организации сочетается с лучшими традициями негритянской музыки соул. В целом же поп-эстрада довольствуется гармоническими тривиальностями.

14 Тритон и тритонанта - чрезвычайно выразительный элемент стиля многих рок-групп типа «dark sound» и хеви-металл. Начиная с Black Sabath и их «Железного человека» и кончая современными металлистами, этот элемент связан с демоническим планом, а в руках многочисленных эпигонов «Малинового короля» превратился попросту в штамп.

15 Это связано с сюжетом песни.

16 Гимель - одна из самых ранних форм многоголосия, основанная на параллельном движении терциями или секстами. Возник в английской музыке.

17 Небезынтересно заметить, что на сходной трактовке «гимеля» построены многие популярные классические темы: Соната Ля мажор Моцарта, хор «Славься!» Глинки, детская пьеса Майкапара «В садике» и т.д. Последний пример интересен тем, что представляет собой удачный перифраз устоявшегося классического хода.

1 Пестрота порой может доходить до мозаичности, как в знаменитой песне Леннона «I Am the Walrus».

2 Правда, перед его глазами были вдохновляющие примеры фьюжн-джаза, более того, многие арт-рокеры, особенно джаз-психоделического направления, имели опыт игры в джазовых составах (Дэвид Аллен, Роберт Уайатт, Фрэнк Заппа и др.)

3 Трудно разделить оптимизм А. Цукера, который в своих трудах оценивает жанровую ситуацию достаточно положительно (86, 84).

4 Возможно, автор этих строк излишне пристрастен - ведь круг любителей музыки ELP весьма широк и включает слой людей, достаточно культурных и образованных.