Смекни!
smekni.com

Правила правой руки 17 Замечания для программистов на c 17 Глава 1 (стр. 21 из 43)

программы легче понять (вам не надо никуда больше заглядывать).

Использование static для функций может, помимо этого, выгодно

влиять на расходы по вызову функции, поскольку дает оптимизирующему

компилятору более простую работу.

Рассмотрим два файла:

// file1.c:

const int a = 6;

inline int f() { /* ... */ }

struct s { int a,b; }

// file1.c:

const int a = 7;

inline int f() { /* ... */ }

struct s { int a,b; }

Раз правило "ровно одно определение" применяется к константам,

inline-функциям и определениям функций так же, как оно применяется

к функциям и переменным, то file1.c и file2.c не могут быть частями

одной C++ программы. Но если это так, то как же два файла могут

использовать одни и те же типы и константы? Коротко, ответ таков:

- стр 112 -

типы, костанты и т.п. могут определяться столько раз, сколько

нужно, при условии, что они определяются одинаково. Полный ответ

несколько более сложен (это объясняется в следующем разделе).

4.3 Заголовочные Файлы

Типы во всех описаниях одного и того же объекта должны быть

согласованными. Один из способов это достичь мог бы состоять в

обеспечении средств проверки типов в компоновщике, но большинство

компоновщиков - образца 1950-х, и их нельзя изменить по

практическим соображениям*. Другой подход состоит в обеспечении

того, что исходный текст, как он передается на рассмотрение

компилятору, или согласован, или содержит информацию, которая

позволяет компилятору обнаружить несогласованности. Один

несовершенный, но простой способ достичь согласованности состоит во

включении заголовочных файлов, содержащих интерфейсную информацию,

в исходные файлы, в которых содержится исполняемый код и/или

определения данных.

Механизм включения с помощью #include - это чрезвычайно простое

средство обработки текста для сборки кусков исходной программы в

одну единицу (файл) для ее компиляции. Директива

#include "to_be_included"

замещает строку, в которой встретилось #include, содержимым файла

"to_be_included". Его содержимым должен быть исходный текст на C++,

поскольку дальше его будет читать компилятор. Часто включение

обрабатывается отдельной программой, называемой C препроцессором,

которую CC вызывает для преобразования исходного файла, который дал

программист, в файл без директив включения перед тем, как начать

собственно компиляцию. В другом варианте эти директивы обрабатывает

интерфейсная система компилятора по мере того, как они встречаются

в исходном тексте. Если программист хочет посмотреть на результат

директив включения, можно воспользоваться командой

CC -E file.c

для препроцессирования файла file.c точно также, как это сделала бы

CC перед запуском собственно компилятора. Для включения файлов из

стандартной директории включения вместо кавычек используются

угловые скобки < и >. Например:

#include // из стандартной директории включения

#define "myheader.h" // из текущей директории

Использование <> имеет то преимущество, что в программу

фактическое имя директории включения не встраивается (как правило,

сначала просматривается /usr/include/CC, а потом usr/include). К

сожалению, пробелы в директиве include существенны:

#include < stream.h > // не найдет

____________________

* Легко изменить один компоновщик, но сделав это и написав

программу, которая зависит от усовершенствований, как вы будете

переносить эту программу в другое место? (прим. автора)

- стр 113 -

Может показаться, что перекомпилировать файл заново каждый раз,

когда он куда-либо включается, расточительно, но время компиляции

такого файла обычно слабо отличается от времени, которое необходимо

для чтения его некоторой заранее откомпилированной формы. Причина в

том, что текст программы является довольно компактным

представлением программы, и в том, что включаемые файлы обычно

содержат только описания и не содержат программ, требующих от

компилятора значительного анализа.

Следующее эмпирическое правило относительно того, что следует, а

что не следует помещать в заголовочные файлы, является не

требованием языка, а просто предложением по разумному использованию

аппарата #include.

В заголовочном файле могут содержаться:

Определения типов struct point { int x, y; }

Описания функций extern int strlen(const char*);

Определения inline-функций inline char get() { return *p++; }

Описания данных extern int a;

Определения констант const float pi = 3.141593

Перечисления enum bool { false, true };

Директивы include #include

Определения макросов #define Case break;case

Комментарии /* проверка на конец файла */

но никогда

Определения обычных функций char get() { return *p++; }

Определения данных int a;

Определения сложных

константных объектов const tbl[] = { /* ... */ }

В системе UNIX принято, что заголовочные файлы имеют суффикс

(расширение) .h. Файлы, содержащие определение данных или функций,

должны иметь суффикс .c. Такие файлы часто называют,

соответственно, ".h файлы" и ".c файлы". В #4.7 описываются

макросы. Следует заметить, что в C++ макросы гораздо менее полезны,

чем в C, поскольку C++ имеет такие языковые конструкции, как const

для определения констант и inline для исключения расходов на вызов

функции.

Причина того, почему в заголовочных файлах допускается

определение простых констант, но не допускается определение сложных

константных объектов, прагматическая. В принципе, сложность тут

только в том, чтобы сделать допустимым дублирование определений

переменных (даже определения функций можно было бы дублировать).

Однано для компоновщиков старого образца слишком трудно проверять

тождественность нетривиальных констант и убирать ненужные повторы.

Кроме того, простые случаи гораздо более обиходны и потому более

важны для генерации хорошего кода.

4.3.1 Один Заголовочный Файл

Проще всего решить проблему разбиения программы на несколько

файлов поместив функции и определения данных в подходящее число

исходных файлов и описав типы, необходимые для их взаимодействия, в

одном заголовочном файле, который включается во все остальные

- стр 114 -

файлы. Для программы калькулятора можно использовать четыре .c

файла: lex.c, syn.c, table.c и main.c, и заголовочный файл dc.h,

содержащий описания всех имен, которые используются более чем в

одном .c файле:

// dc.h: общие описания для калькулятора

enum token_value {

NAME, NUMBER, END,

PLUS='+', MINUS='-', MUL='*', DIV='/',

PRINT=';', ASSIGN='=', LP='(', RP=')'

};

extern int no_of_errors;

extern double error(char* s);

extern token_value get_token();

extern token_value curr_tok;

extern double number_value;

extern char name_string[256];

extern double expr();

extern double term();

extern double prim();

struct name {

char* string;

name* next;

double value;

};

extern name* look(char* p, int ins = 0);

inline name* insert(char* s) { return look(s,1); }

Если опустить фактический код, то lex.c будет выглядеть примерно

так:

// lex.c: ввод и лексический анализ

#include "dc.h"

#include

token_value curr_tok;

double number_value;

char name_string[256];

token_value get_token() { /* ... */ }

Заметьте, что такое использование заголовочных файлов гарантирует,

что каждое описание в заголовочном файле объекта, определенного

пользователем, будет в какой-то момент включено в файл, где он

определяется. Например, при компиляции lex.c компилятору будет

передано:

extern token_value get_token();

// ...

token_value get_token() { /* ... */ }

- стр 115 -

Это обеспечивает то, что компилятор обнаружит любую

несогласованность в типах, указанных для имени. Например, если бы

get_token() была описана как возвращающая token_value, но при этом

определена как возвращающая int, компиляция lex.c не прошла бы из-

за ошибки несоответствия типов.

Файл syn.c будет выглядеть примерно так:

// syn.c: синтаксический анализ и вычисление

#include "dc.h"

double prim() { /* ... */ }

double term() { /* ... */ }

double expr() { /* ... */ }

Файл table.c будет выглядеть примерно так:

// table.c: таблица имен и просмотр

#include "dc.h"

extern char* strcmp(const char*, const char*);

extern char* strcpy(char*, const char*);

extern int strlen(const char*);

const TBLSZ = 23;

name* table[TBLSZ];

name* look(char* p; int ins) { /* ... */ }

Заметьте, что table.c сам описывает стандартные функции для

работы со строками, поэтому никакой проверки согласованности этих

описаний нет. Почти всегда лучше включать заголовочный файл, чем

описывать имя в .c файле как extern. При этом может включаться

"слишком много", но это обычно не оказывает серьезного влияния на

время, необходимое для компиляции, и как правило экономит время

программиста. В качестве примера этого, обратите внимание на то,

как strlen() заново описывается в main() (ниже). Это лишние нажатия

клавиш и возможный источник неприятностей, поскольку компилятор не

может проверить согласованность этих двух определений. На самом

деле, этой сложности можно было бы избежать, будь все описания

extern помещены в dc.h, как и предлагалось сделать. Эта

"небрежность" сохранена в программе, поскольку это очень типично

для C программ, очень соблазнительно для программиста, и чаще

приводит, чем не приводит, к ошибкам, которые трудно обнаружить, и

к программам, с которыми тяжело работать. Вас предупредили!

И main.c, наконец, выглядит так:

- стр 116 -

// main.c: инициализация, главный цикл и обработка ошибок

#include "dc.h"

int no_of_errors;

double error(char* s) { /* ... */ }

extern int strlen(const char*);

main(int argc, char* argv[]) { /* ... */ }

Важный случай, когда размер заголовочных файлов становится

серьезной помехой. Набор заголовочных файлов и библиотеку можно

использовать для расширения языка множеством обще- и специально-

прикладных типов (см. Главы 5-8). В таких случаях не принято

осуществлять чтение тысяч строк заголовочных файлов в начале каждой

компиляции. Содержание этих файлов обычно "заморожено" и изменяется

очень нечасто. Наиболее полезным может оказаться метод затравки

компилятора содержанием этих заголовочных фалов. По сути, создается