Смекни!
smekni.com

Задачи работы Основные методы исследования Восток встречается с Западом… Единство эстетических принципов японского искусства (стр. 1 из 4)

Городская научно – практическая конференция

Магнитогорского научного общества учащихся

«С искусством в будущее»

Тема

исследовательской работы:

«Влияние японского искусства на творчество

художников – импрессионистов»

Автор: Ишпахтина Анастасия

ученица 9 «А» класса

МОУ «СОШ №43» г. Магнитогорска

Научный руководитель:

Мороз Вера Васильевна

учитель изо и черчения

МОУ «СОШ №43»

г. Магнитогорск – 2009 г.

Содержание

· Введение.

· Цели работы

· Задачи работы

· Основные методы исследования

· Восток встречается с Западом…

· Единство эстетических принципов японского искусства

· Понятие «восточный стиль»

· Импрессионисты писали полотна с другого мира …

· Вывод

Введение.

Для европейских государств Восток всегда был загадочным, экзотическим, диковинным, а иногда интерес к восточным странам носил характер модного увлечения. Фарфор и ткани, ширмы и веера, наряды и лаковые кабинеты - Запад играл в фантастичный, театрализованный восточный мир, олицетворявший роскошь. Однако вскоре влечение к миру таинственного и причудливого, к его внешним формам, атрибутам и аксессуарам без каких-либо попыток близкого соприкосновения с ним сменяется интересом иного свойства.

Запад обретает в лице Востока не просто объект, подлежащий перестройке и цивилизации на европейский лад, но своего антипода, яркую противоположность. А уже в восемнадцатом веке в Европу начинают проникать восточные идеи - религиозные, философские, художественные. Это был первый шаг на пути к разрушению великого мифа о европоцентричности мира. Принимать чужой мир как равноправный и равноценный научились не сразу. Европейская культура перестает осознавать себя центром, стержнем и осью, вокруг которой вращаются другие культурные миры.

Культурное влияние, прежде всего, отражается в области искусства, то есть той сфере, которая способна легко совмещать опыты разных культур. Так, во второй половине девятнадцатого века в творчестве многих западно-европейских художников, в частности импрессионистов, было заметно влияние японского искусства. Некоторые лишь использовали специфические «японские» мотивы, или новую для европейских художественных традиций технику, так называемый «восточный стиль». Увлечение японским искусством, творчеством художников Кацусика Хокусай, Хиросигэ, Утамаро и другими повлияло на живопись Эдуара Мане, Клода Моне, Эдгара Дегаи др. художников.

Изучая искусство Японии и просматривая альбомы художника Кацусика Хокусайя, я обратила внимание на высказывание о значимости японского искусства для европейских государств. Какая может быть взаимосвязь между разными культурами? Почему европейцы так стремятся постичь искусство Японии или они просто наблюдают за искусством Востока?

Чем глубже я знакомлюсь с искусством Японии, тем больше замечаю её влияние на другие страны. И мне кажется, что это влияние проходит ненавязчиво, не разрушая, а дополняя всю культуру в целом.

Два года я уже выступала на городской научно – практической конференции Магнитогорского научного общества учащихся «С искусством в будущее». А также на школьной научно – практической конференции «Шаг в будущее» с темами, рассказывающими о Японии. В прошлом году я приняла участие в Уральской межрегиональной конференции юных исследователей «Интеллектуалы XXI века» с темой: «Культура Востока: виды горы Фудзияма в гравюрах японского художника Кацусика Хокусайя».

У меня есть желание дальше продолжать узнавать и изучать Японию.

Моя работа для меня является нужной, потому что я узнаю не только японское искусство, но и знакомлюсь с другими моментами мировой культуры.

Я знала о существовании искусства художников – импрессионистов, но никогда не пыталась изучать их творчество. А сейчас мне интересны их произведения. Я познакомилась с их идеями в искусстве, и узнала о их жизни. Что хотели импрессионисты передать своим искусством? Почему импрессионисты в своем творчестве обратили внимание на японское искусство? Теперь мне интересна и эта тема.

Источниками для написания работы стали книги по японскому искусству, статьи в энциклопедических словарях, сайты в Интернете, серия журналов «Художественная галерея».

Я продолжаю работать (вернее рассматривать) с книгой А. Иванова «Мировое искусство. Кацусика Хокусай. Серии гравюр «36 видов Фудзи» и «100 видов Фудзи», где подробно рассказывается о творчестве Кацусика Хокусайя с полным показом его гравюр.

В книге В. Е. Бродского «Японское классическое искусство» я узнала об основных этапах развития японского искусства, познакомилась с разными видами искусства. Текстовой материал сопровождается иллюстрациями, поэтому можно легко воспринимать прочитанное.

Для знакомства с искусством художников импрессионистов я просмотрела журналы о художниках из серии «Художественная галерея».

Кацусика Хокусай изображает природу. Природа в Японии тесно связана с религией Японии – буддизмом. Я просмотрела книги Н. Т. Федоренко «Краски времени. Черты японского искусства» и книгу Н.И. Конрад «Очерк истории культуры Средневековой Японии» и нашла информацию о религии Японии – буддизме, и её тесной взаимосвязи с природой.

Интересную информацию я выбирала из энциклопедий; также использовала статьи из Интернета:

- «Импрессионизм»

- «Влияние японского искусства»

- «Ван Гог Винсент – шедевры живописи,…»

- «История изобразительного искусства. Ван Гог Винсент » и др.

Цель работы – используя искусствоведческий материал, узнать и понять, почему европейские художники (в частности импрессионисты) в своем творчестве обращаются к японскому искусству, пытаются постичь тайны их восприятия мира.

Задачи работы:

1. Познакомиться с историей импрессионизма; с понятием «восточный стиль», а также с искусством художников - импрессионистов Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Ван Гога, Клода Моне.

2. Рассмотреть работы художников-импрессионистов и сравнить их с гравюрами и пейзажами японских художников Кацусика Хокусай, Хиросигэ, Утамаро.

3. Продолжить работу по расширению знаний о Японии.

Объектом исследования является – живопись художников импрессионистов: Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Ван Гога, Клода Моне и др., а также живопись японских художников Кацусика Хокусай, Хиросигэ, Утамаро.

Предметом исследования – влияние японского искусства на живопись художников-импрессионистов.

Основными методами исследования стали:

· Анализ литературных источников (энциклопедии, справочники, каталоги, альбомы)

· Сбор иллюстративного материала (в альбомах художников, энциклопедиях, сайтах в Интернете и литературе).

Восток встречается с Западом…

Прогресс европейской науки и техники, появление «человека Возрождения» сделали возможными великие географические открытия XV - XVI вв., положившие начало колониальной экспансии государств - Португалии, Испании, затем Голландии, Англии, Франции. С этого времени контакты между Европой, с одной стороны, Азией и Северной Африкой - с другой, становятся более тесными. Опережающее социально-экономическое развитие Европы, обнаружившее себя со всей очевидностью уже в XVI - XVII вв., и органически связанное с ним разложение феодализма внесли новое смысловое содержание в понятие «Восток». Цивилизационное отличие все более четко осознавалось как противостояние развитости и отсталости.

Ко времени встречи с европейской цивилизацией Китай и Япония были стабильными, и вопреки известному мнению о «культурной отсталости» Востока, весьма преуспевающими государствами. Вплоть до XV в. Восток опережал в своём культурном развитии Европу. Например, порох был изобретён в Китае в IX в. до н. э., механические часы - в VIII в. до н. э. (то есть на 6 веков раньше, чем в Европе). Бумага изобретена в 105 г. н. э. (то есть почти на 1000 лет опередили Европу), печатание текста с доски - в 9 в. н. э. (то есть на 600 лет раньше, чем в Европе), а типографский способ известен в Китае на 400 лет дольше, чем в Европе. В 130 г. н. э. китаец Чан Хэн изобрел сейсмограф. Уже в VII в. н. э. строятся арочно-сегментные мосты. На 15 веков раньше в Китае начинается производство железа и открывается железоплавильная технология. В I в. до н. э. китайские астрономы открывают солнечные пятна. Спустя 1700 лет они будут «открыты» Галилеем. Первый фарфоровый завод появился в Китае в 1369 году. Производство фарфора здесь основывалось на высокой степени разделения труда. Китай - родина шёлка, компаса. Именно в Китае изобретается шлюз и строятся крупнейшие каналы. Китайцы изобрели кормовой руль и первыми освоили плавание галсами и т. д. Этого Европа ещё не знала.

Единство эстетических принципов японского искусства

Культуру Японии принято считать «дочерней» по отношению к китайской. Так, например, в VIII-м из Китая пришел буддизм; в Азии не было ничего изысканнее китайского двора. Возникновение культуры на Японских островах уходит в глубь тысячелетий. В I тыс. до н.э. сложился японский этнос и зародилась оригинальная японская религия – синтоизм, обожествляющая силы природы и души умерших предков. Эта религия основывается на принципе божественности императорской власти и самой фигуры правителя. Многие ритуалы заимствованы в Китае. Второй религией в Японии является буддизм. Обе религии оказали существенное воздействие на искусство Японии.

Особый интерес представляет японская живопись, которая отличается большим разнообразием не только по содержанию, но и по формам. Большое значение в японском искусстве имеет гравюра. Причем на каждом этапе развития искусства гравюра имеет свой неповторимый облик. В гравюре отразились события, происходящие в «весёлых кварталах». В ходе истории менялся общий характер гравюры укиё-э, формировался новый круг сюжетов, обозначались излюбленные темы (быт и нравы «весёлых кварталов»). Информативность, направленность на большую аудиторию оставались неизменными качествами на каждом этапе развития этого искусства. Столь же широкому кругу людей было адресовано и всё искусство «быстробегущего мира» - «укиё-э».