Согласно данным А. Бергсона, интенсивность как качество ощущения определяется:
- распространением мускульного напряжения от сенсорного органа по всему телу при уловлении и фиксации ощущения, иначе, «сенсорной затронутостью» всего тела;
- влиянием общей сенсорной восприимчивости индивида;
- ситуативной установкой либо на уход от ощущения, либо на пассивное ощущение, либо на активное вчувствование, либо на поглощенность ощущением;
- моментом появления ощущения либо в «незаполненном» либо «заполненном» сознании;
- присутствием в ощущении множества других психических состояний, проникающих друг в друга;
- характером осознания ощущения: я – проявлением или я – погашением ощущения;
- активностью эмоционального переживания ощущения, отнесенностью ощущения к феноменам личных значимостей: красоте, гармонии, любви;
- проживанием ощущения как самодовлеющего, относительно независимого от своих причин.
Так музыкант при нажатии на клавишу, желая вызвать свой неповторимый звучащий тон в нужной ему интенсивности, интуитивно создаст все необходимые условия для этого: приложит соответствующие усилия давления пальца и руки, приняв при этом соответствующее положение тела; приложит усилия фиксации пальца на клавише, добиваясь необходимой громкости звучания; сопереживая звучанию, придаст ему неуловимые эмоциональные «вибрации»; фокусируя сознание на тоне, сделает его интенсивность чистой, свободной от влияния осознаваемого звукового фона; совершит то, что не поддается ни научным объяснениям, ни описаниям - выразит все бытие музыкальной души в одном неповторимом тоне, который зазвучит с пронизывающей слушателя красотой. ( 16)
Модальность ощущений указывает на принципиальные различия по общему качеству проживания и осознания между ощущениями разного происхождения и разных видов. Субъективные влияния на ощущения не могут существенно исказить этого качества, которое дается как «след» объективно воздействующего источника, проецируется в данный источник и описывается в предметных терминах. «Неотменимые» зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая и т.д. модальности настойчиво напоминают нам о предметном мире, но при этом, наше ощущающее и сознательное присутствие в нем превращает любой предмет во внутренний, а его свойства - в особые душевные впечатления. Упомянутое видение героем Джойса зеленых водорослей означало и его ощущение зелени, присущей водорослям.
Каждая модальность дается ощущающему либо как отдельный качественный признак предмета, либо как соединение ряда качественных признаков, определяющее дифференцированное человеческое вчувствование в предмет. Зрительная модальность дается в признаках светлоты, яркости, прозрачности, цвета, цветовой насыщенности, приятности действия источника. Слуховая - в высоте, тембре, ритме, громкости, приятности звучания источника. Осязательная - в твердости, упругости, теплоте, гладкости однородности-неоднородности поверхности предмета. Вкусовая - в признаках соленого -кислого, горького - сладкого, пряного, острого, безвкусного, а также приятного, противного, тошнотворного и т. д. действия вкусового источника. Обонятельная - в неисчислимых оттенках запахов, их резкости, остроте, насыщенности, приятности и т.д.
Очевидным является проникновение в ощущения разных модальностей одномоментных эмоциональных оценок ощущаемого и слияние в одном сенсорном впечатлении нескольких разнородных модальных признаков. К примеру, звон колокольчика подъезжающей тройки для усталых хозяев, не желающих новых гостей, звучал, наверное, визгливо, дребезжаще, оглушающе, немолчно, мертвенно, будто обдающий холодом. Напротив, для веселящихся гостей тот же звон проживался иначе: округленно, вкрадчиво, весело, мелодично, гармонично, золотисто.
Продолжая тему слияния, вернее, «вливания» во впечатление доминирующей модальности качественно иных сенсорных впечатлений, приведем характерное описание М.Пруста:
«Огромным наслаждением явилось для него уже то, что под струйкой скрипки, тонкой, упорной, густой, направляющей, он вдруг разглядел пытавшуюся взметнуться всплесками влаги громаду звуков рояля, многообразную, нераздельную, реявшую, переливающуюся, напоминавшую лиловую зыбь, зачарованную и утишаемую лунным сиянием..» ( 104, с. 178)
В слышании влажных, переливающихся, зыбких, лиловых и серебряных звуков рояля герою становится доступен новый опыт синестезии или свойства смешанной чувственности. Оно формируется в индивидуальной душе на основе древней недифференцированной сенсорики и при условии прижизненного разделения ощущений, их синтеза и внутренней дифференциации как полимодальных. Синестезии - важный атрибут любой зрелой сенсорной модальности.
2.7. Индивидуальное развитие ощущений.
Проблема онтогенеза или жизненной эволюции ощущений традиционно исследуется в следующих аспектах. Во-первых, рассматриваются особенности сенсорики в различных фазах становления индивида, во-вторых, выявляется динамика формирования и смены различных жизненных назначений ощущений, в-третьих, изучается процесс становления зрелой способности ощущать и личностные различия устойчивой сенсорной связи с миром, в-четвертых, определяются возможные направления индивидуальной эволюции ощущений: от овладения искусством ощущать и воплощения его в социально ценных продуктах до их патологического, аномального развития.
В общем процессе сенсорного онтогенеза можно выделить несколько единых и относительно автономных линий. Первая линия - пробуждение в младенчестве и последующее возникновение при измененных состояниях сознания феномена недифференцированной чувствительности, когда мир и индивид субъективно неразличимы, и индивид не существует для самого себя.
Не владеющий сенсорными действиями младенец первоначально погружен в хаос наступающего на него мира и мучительных телесных возбуждений, связанных с незрелостью врожденных процессов гомеостаза. Внешне- сенсорную спутанность на самых ранних стадиях жизни можно сравнить лишь с чувственной беспомощностью слепого от рождения, внезапно обретшего зрение.
«Человек в таких обстоятельствах, впервые открывая глаза, не получает никакого удовольствия, на самом деле, эта процедура оказывается для него довольно болезненной. Он говорит только о вращающихся массах света и цветов и оказывается совершенно неспособным зрительно выделить объекты, распознать или назвать их.» (56, с. 39)
Подобные ощущения, но не сопровождаемые столь определенным переживанием дискомфорта, может испытывать человек при переходе от сна к бодрствованию или, к примеру, в первые моменты преодоления сенсорного барьера в психоделических состояниях.
Доминирование первой линии очень скоро, в первые недели жизни, сменяется преобладанием дифференцированных ощущений, обусловленных формирующимся телесно-двигательными умением ощущать и определяющих постепенное приобретение психического и внутри-телесного комфорта. Исходные сенсорные дифференцировки связаны с удовлетворением базисных био-психических и психо-социальных влечений к здоровью, избеганию голода и жажды, ласке, заботе, моторному и когнитивному развитию и т.д.. В зависимости от стабильности и предсказуемости ситуаций этого удовлетворения, они могут приобретать гетерохронное, или неравномерное, развитие (Б. Г. Ананьев). Так сенсорика, связанная с ситуацией сосания, первоначально приобретает сверх -значимость и берет на себя функцию общего разделения внешнего и внутреннего, когда внешние впечатления - звук шагов и голос матери, ее теплота и запах, ее прикосновения - становятся важнейшими условиями наступления внутреннего благополучия.
По мере выделения из общего сенсорного фона жизни внешне-сигнальной сенсорики (осязания, видения, слышания, обоняния) набирает силу третья линия эволюции ощущений. Ее можно назвать совершенствованием отдельных видов чувствительности. Она почти исключительно детерминирована исходящими из социума задачами и требованиями достижения адаптации и успехов в различных сферах практики и общения, а также способностью социума обеспечить личности разнообразное сенсорное развитие. Данная линия отчетливо выделяется с третьего года жизни ребенка, когда направленность и обратимость сознания уже позволяют воссоздавать и фиксировать сенсорные события. Захваченность ощущениями, поглощение объектами, которые обладают манящими зримыми, слышимыми, осязаемыми качествами, неудержимое, без страха и заботы движение к ним уживается у ребенка с сосредоточением на освоении и повторении ощущений, а также с выделением их из психического потока как своих особых значимостей. Открытие у себя музыкального слуха или любви к цвету, или пристрастия к тонким кинестезиям при попытках мастерить, танцевать, рисовать, писать, или возможности испытывать эротические ощущения являются важными признаками пробудившегося самоотношения ребенка, в котором он принимает себя как источник и обладателя чувственных сокровищ.
Живость и свежесть детских ощущений при их обобщении и категоризации в развивающейся мысли постепенно сменяется абстрактным чувствованием. Ощущение как бы покидает единичные предметы, с которыми оно было прежде магически сращено, и становится «чистым» качеством, которое мы можем отнять или возвратить предметам в зависимости от целостного психического отношения к ним Ребенок - невротик мысленно лишает свое окружение достоинства иметь яркие цвета, и доведись ему изобразить близких, он нарисует их серыми. Тот же серый цвет, впитавший для подростка и юноши печали и тревоги от действия бесцветных, призрачных, неопределенных и скрытых вещей превращается в символический, а его изображение – в символ. Символические ощущения как форма абстрактного чувствования выступают существенным признаком сенсорного развития индивида. Когда же он прилагает творческие усилия к тому, чтобы создать целые системы сенсорной символики, его ощущения переходят в «тайные коды искусства»..