Смекни!
smekni.com

Старовойтенко Е. Б. Современная психология : формы интеллектуальной жизни издательство «Академический проект» Москва 2001 (стр. 12 из 101)

Сложность и моторные связи перцептивных систем хорошо иллюстрируются моделью зрительной системы Дж. Гибсона (37). Он определяет ее как единство органов, способных к перцептивной настройке. Органы имеют иерархическое положение и соподчинение в воспринимающей системе На самом нижнем уровне орган образуют хрусталик, зрачок, глазное яблоко. .Далее следует глаз с глазными мышцами. Он образует орган, который одновременно и стабилизирован, и подвижен. Глаза расположены в подвижной голове и сами в свою очередь могут поворачиваться, поэтому глаза и голова образуют орган более высокого уровня, способный извлекать перцептивную предметную информацию. На самом высоком уровне глаза, голова и тело составляют орган для извлечения информации о движениях и перемещениях в среде.

Четвертое. Отмеченные перцептивные системы с их центрально-корковыми и глубинно-подкорковыми управляющими структурами являются мощными факторами интеграции текучих и изменчивых чувственных впечатлений в целостные и относительно завершенные перцептивные события. При этом, ведущие в человеческой перцепции системы должны вступить друг с другом в такие устойчивые межсистемные отношения, которые определят и подчеркнут перцептивную доминанту чувственной жизни индивида Как правило, имеет место тенденция к преобладанию визуализации происходящего.

«В психическом развитии человека, как и в духовном развитии всего человечества, теснейшим образом связаны две тенденции: тенденция визуализации чувственного опыта и тенденция вербализации чувственной жизни… Доминантность зрительной системы не может объясняться только ее собственным информационным материалом и превосходством оптических сигналов. ..... Такое свойство зрительная система приобретает, благодаря сигнификации видимых предметов.» ( 5, с. 24)

Самые значимые перцептивные события индивидуальной жизни происходят у большинства людей в «зрительном мире».

Пятое. Восприятие и спонтанно, и сознательно направляется к созданию, воссозданию и изменению перцептивного или первичного образа актуальной жизненной ситуации. В образе даются целостные, сложные, присутствующие для индивида здесь-и-сейчас предмет, предметные группировки, предметные обстановки, предметные изменения и преобразования. В образах восприятия слиты, но не взаимно растворены, многие формы чувственности: перцепты полимодальны. В любом конкретном образе есть своя модальная доминанта, поэтому говорят о зрительном, слуховом, кинестетическом и т.д. перцептах.

Шестое. Возникший образ восприятия индивид относит к некоторому объекту, внутренне отличаемому от процесса перцепции и от самого воспринимающего. Последний в отстраненном отношении к объекту и в своей способности порождать, осуществлять, направлять и сознавать перцепцию выступает субъектом восприятия. Важный признак субъектности - становление перцепции как активности, которую инициирует мотивированный, познающий и действующий индивид.

Активное восприятие субъекта с точки зрения психологии деятельности

(А. Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б. Ф. Ломов и др.) рассматривается как «перцептивная деятельность», аналогичная по строению и динамике внешне - предметной деятельности. Отсюда определение динамической структуры процесса восприятия в терминах «перцептивное движение», «перцептивная операция», «перцептивное действие» и изучение этого процесса как живого, непрерывно изменяющегося и обновляющегося, вечно зондирующего предметное пространство. Перцептивная деятельность в начале освоения предмета направляется на решение задач обнаружения, выделения информативных признаков, ознакомления, построения образа- эталона и идентификации предмета. В углубленной перцепции предмета начинает доминировать уточняющая, корректирующая, преобразующая, исследующая активность субъекта по отношению к первичному образу. Относительно простые перцептивные операции предметного различения, сравнения, обобщения и репродукции сменяются действиями структурного анализа, сложной дифференциации признаков, структурного синтеза, конструирования, моделирования новых предметов. Перцепция при этом эволюционирует ко все большему свертыванию, интериоризации и интеллектуализации процесса. Сукцессивные, непосредственно наблюдаемые, сопровождаемые и производимые органами движения перцептивные акты становятся симультанными, внутренними я быстрыми, теряют явную моторную связь с предметом..

В целом этапы развития воспринимающей активности составляют следующий континуум: от узнавания и опознания предмета - к его наблюдению - к созерцания - к преобразованию образа предмета - к созданию предметного образа. - к образной регуляции деятельности. Активно участвуя в процессах формирования перцептивного образа, субъект к тому же присутствует в образе как его необходимый элемент, в форме данности я-воспринимающего. Перцепт объекта выступает одновременно перцептом субъекта. Это тождество особо очевидно в случаях самовосприятия.

Седьмое. Кроме явного сенсорного присутствия, в образе и акте восприятия можно обнаружить мнемические, апперцептивные, символические, мыслительные и эмоциональные включения. Например, в сложное событие осмысленного восприятия объекта, в котором я узнаю и о котором выношу суждение: «Это знакомое лицо», - можно найти следующую смену и колебания фокусов проживания образа.

Узнаю лицо, виденное когда-то.. (мнемический фокус).

Ее лицо - лицо красивой женщины...(фокус представления).

В ее юном лице вижу детство и старость...(символический фокус).

Ее лицо изменилось, как она сама...(понятийно - логический фокус).

Это лицо любимо мной.. (эмоциональный фокус)..

Восьмое. Восприятие характеризуется множеством жизненных функций.

Соответственно, образ восприятия становится в процессе жизни носителем ряда функциональных свойств.

Так, при посредстве перцепции нам открываются объективные возможности, заключенные в предметах и отношениях человеческого мира. Восприятие направляет нас к раскрытию неисчерпаемых потенций жизни-для-я. Каждый данный в зрелом перцепте объект указывает на момент состоявшегося освоения части предметных возможностей и одновременно является расширением условий для встреч с новыми возможностями, оставленными индивиду культурой. Потенциал внешнего мира позволяет человеку узнать свои собственные потенции. Он превращает свои замыслы в перцепты совершаемых действий и создаваемых объектов и узнает самого себя в этом умножении всеобщего опыта..

В перцепции поток наплывающих на индивида внешних событий и встречный поток его субъективной активности приобретают характер регулярности, повторяемости, инвариантности, порождая у него интеллектуальную уверенность в мире. Выделяются те внешние признаки отдельных предметов и действий, которые удерживают перцептивную структуру, отличают ее от подобных структур и придают ей уникальность. Эти инвариантные признаки позволяют вновь и вновь воспринимать предмет как «тот же самый», сопротивляющийся любым возмущениям и изменениям среды и окружения. При этом, устойчиво «являющийся» индивидуальный предмет располагает субъекта ко все более тонкой его конкретизации, эстетизации, символизации. Инвариантность перцепта подтверждается в противостоянии и открытости множеству влияний, исходящих от меняющегося и перемещающегося предмета, от развивающейся активности субъекта и от совершенствования самой перцепции.

Освоение среды в чувственных инвариантах служит информированию индивида о сменах условий удовлетворения его влечений и потребностей. В этом смысле перцепты выступают знаками нужды в новых актах приспособления и адаптации, в перестройках поведения, усилиях самосохранения, самоактуализации.

Перцепт- знак является одновременно и перцептом -знанием. В этой своей форме перцептивный образ выступает целостной и детальной психической репрезентацией предмета, позволяющей внутренне оперировать им при наблюдении, созерцании, опытном исследования. Добывание перцептивного знания ведется посредством операций предметного анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Указанные операции включены как перцептивные составляющих в процессы апперцептивного и мыслительного познания.

Знание, добытое воспринимающим, может переживаться им, если знаемое отражает противоречия в непосредственно доступном порядке вещей. Первичный образ оказывается сращенным с аффективной данностью происходящего. Воспринимая, мы оцениваем жизнь, относимся к ней и эмоционально наполняем ее.

В перцептивных впечатлениях об актуальной жизненной ситуации находим моменты побуждений к установлению определенных перспективных связей с отдельными элементами ситуации и ею в целом. Это могут быть побуждения к продлению ситуативной чувственной активности, или к переводу ее в план внешне-предметных действий, или к прекращению перцептивного взаимодействия с ситуацией, или к качественному улучшению перцепции.

Значительный массив перцептивных образов служит репрезентации особого типа объектов - замыслов, целей, планов, проектов, - создаваемых субъектом ради свободного определения своего будущего. Здесь перцепты как перспективные модели сопровождают и направляют рождение изображений, схем, символов, предметных средств ожидаемых событий и действий.

Восприятие, становясь содержанием сознания, фиксирует и продлевает продуктивную связь индивида с миром, способствуя направленному извлечению жизненно важных данных о его феноменальных свойствах. При возможном и частом ускользании от сознания, восприятие не утрачивает своей позитивной роли, запуская и однозначно «программируя» поведенческие автоматизмы, навыки, привычки. Однако, бессознательность перцепции, ее иллюзии и искажения могут свидетельствовать и о деструктивных жизненных изменениях индивида, например, о его невротической экстраверсии или интроверсии, аутизме, приобретенной бесчувственности, крайнем самоотчуждении и т.д. Восприятие становится симптомом психических нарушений, индивидуальной дезадаптации, личностного распада..