Смекни!
smekni.com

Старовойтенко Е. Б. Современная психология : формы интеллектуальной жизни издательство «Академический проект» Москва 2001 (стр. 14 из 101)

Установка, действующая как одно из проявлений глубинных, обобщенных жизнеотношений личности, не всегда столь отчетливо влияет на восприятие. Чаще в его процессы прорываются установки других, более поверхностных форм. Эти установки отличает бессознательность или слабая осознанность,, тенденция становиться причинами ошибок восприятия, привязанность к однородным ситуациям, переносы с одной ситуации на другую. Качества этих «ситуативных перцептивных установок» указывают на такие индивидуальные особенности индивида, как ригидность - пластичность; стабильность - лабильность; стереотипность - креативность,

Например, общеизвестна «установка ожидания», настраивающая нас на конкретный перцептивный результат в момент, когда нами владеет образ возможного будущего. Она отчетливо проявляется в ошибках опознания при желании приблизить встречу с дорогим человеком или в ситуациях обостренной чувствительности к напряженно ожидаемым воздействиям: едва слышимому звучанию, почти неуловимому запаху, мгновенному промельку, легкому касанию.

Другим примером является так называемая «фиксированная» установка. Она порождается выработанным навыком жестко однообразно воспринимать определенную ситуацию и действует как спонтанно запускаемая готовность к знакомому, несмотря на изменившиеся условия ситуации. Данная установка выступает причиной шаблонного ошибочного опознания, слепых привычек в перцепции и иллюзий восприятия.

Возможна также «фантазийная установка», благодаря которой перцептивный образ активно замещается эффектом воображения. Как великая ценность переживется это состояние замещения играющим ребенком и талантливым актером на репетиции и на сцене. Близка к фантазийной «эмоциональная установка», ведущая нас, например, к поиску удовольствий в располагающих ситуациях.

Необходимым условием адекватного и продуктивного восприятия является «ситуативно - организующая установка». Ее роль - в быстром, свернутом, подсознательном соотнесении и установлении единства мотива, объективных условий и субъективных возможностей восприятия на основе сформировавшегося позитивного опыта перцепции и развившейся перцептивной способности индивида. Такая установка детерминирует выигрышные ситуации восприятия, переходящие в удачные поведенческие экспромты, «пики» деятельности, творческие достижения.

Обусловленность установкой придает перцептивной активности сложный характер причинности. Активность инициируется фактом пребывания индивида в значимой предметной ситуации и его встречи с основным предметным источником, его готовностью и возможностью перцептивного реагирования, а также его личностным и ситуативным расположением реагировать определенным образом на событие восприятия. Кроме того, существенным порождающим условием восприятия является нейрофизиологическая деятельность перцептивных систем, выступающая одновременно одной из многих динамических составляющих или включений в воспринимающую активность.

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Начнем с моторных или двигательных составляющих. Самое богатое знание о них сосредоточено, пожалуй, в психологии зрительного восприятия. Снова обратимся к Дж. Гибсону. ( 37 ) Его различение типов глазодвигательной перцепции представляется наиболее полной и убедительной.

Фиксация - статическое положение глаза по отношению к объекту, поддерживаемое сериями едва заметных микросаккад, подобных тремору. Посредством фиксаций глаз «работает» с мелкими объектами, например, с печатным текстом, игольным ушком, деталями рисунков и т.д.

Саккадические движения - мгновенные скачкообразные переходы глаза из статического положения в состояние движения или в другое стабильное положение. Фиксации и саккады сосуществуют в сканирующих или прослеживающих движениях глаз, взаимодополняя друг друга, сливаясь друг с другом в континууме единой оптической активности.

Прослеживающие движения - настройка зрительной системы на предметные изменения при передвижениях наблюдателя. Глаза схватывают последовательность элементов текучего «оптического строя», так, что извлекая в каждый момент центральный объект, наблюдатель, удерживает в сфере активного видения и прилежащие объекты. Прослеживающие движения позволяют структурировать крупные предметные обстановки, сверхкрупные объекты типа Ватиканских фресок, сменяющиеся картины среды при быстрой езде и т.д.

Конвергенция и дивергенция - сведение и разведение зрительных осей глаз, обеспечивающие как совпадение оптических структур, соответствующих положению каждого глаза, так и перспективные различия этих структур.

«Бинокулярная система человека фиксирует сходство структур двух оптических строев, точно так же как каждый глаз в отдельности извлекает инварианты структур из своего строя.» ( 37, с. 304)

Компенсаторные движения - поддержание глаз в состоянии направленности на неизменные детали окружающего мира в течении как можно более длительного периода времени, пока наблюдатель осматривается вокруг и передвигается с места на место. При отсутствии способности к указанным движениям феноменальный мир воспринимался бы как «колеблющаяся сцена», а взор не смог быть прикован к окружающему.

Кроме отмеченных движений, совершающихся в системе глаз - голова, существуют и другие виды настройки зрительной системы: моргание, очищение роговицы посредством выделения слез, аккомодация хрусталика, расширение - сужение зрачка и темновая адаптация сетчатки. Это тонкая и оптимизирующая настройка глаза дополняет его глобальную настройку.

«Наблюдателю приходится и осматриваться, и смотреть на что-то, и пристально всматриваться во что-то, не обращая внимания на количество света. Восприятие должно быть отчетливым и всеобъемлющим одновременно. Зрительная система буквально охотится за отчетливостью и всеобъемлемостью. Она не успокоится до тех пор, пока инварианты не будут извлечены. Исследование и оптимизация являются, по-видимому, функциями системы.» (Там же, с. 312)

Важнейшими двигательными составляющими восприятия выступают также движения артикуляционного аппарата и движения рук. Всегда имеющее место единое двигательное обеспечение перцепции при сохранении значения всех моторных компонентов восприятия может быть, в зависимости от характера предметных целей субъекта, ситуативно сведено и смещено к одному из видов моторики. При художественном созерцании объекта - к движению глаз. При слушании речи и музыки и при порождении образа будущего высказывания или музыкального выражения - к артикуляции, При контактном исследовании внешнего предмета или пользовании им, или прямом создании его - к движениям рук. Человеческая рука в акте восприятия реализует великолепные возможности освоения предметного окружения посредством прикосновения - захвата - держания - движения по поверхности - вращения - приближения - удаления - манипуляций с деталями и т.д.

Отметим мнемические включения в перцептивный процесс. Здесь уместно воспользоваться временной моделью порождения образа, предложенной Э. Гуссерлем. ( 44 )

В развернутой во времени перцепции единичного предмета или ситуации обнаруживается присутствие разных типов мнемического опыта: 1) опыта только- что состоявшегося схватывания и погружения в память очередного фрагмента перцепта; 2) опыта начального перцептивного схватывания «целого» данного предмета, становящегося постепенно опытом полного предметного синтеза; 3) тотального прошлого опыта, несущего возможности опознания, идентификации, категоризации и чувственных преобразований предмета. Текущий перцептивный процесс сопровождается непрерывной сменой и взаимопревращениями мнемических «схватыаний», «погружений», «всплываний - из - глубины», «всплываний недавнего», «всплываний только-что бывшего». Так высказывание воспринимается как целое, благодаря запечатлению и удержанию последовательности образов услышанных слов, удержанию этой временной связи элементов при перцепции каждого нового слова, актуализации образа единого текстового контекста данного высказывания, оживлению всего того массива рече-смыслового опыта, который необходим для узнавания и понимания значения и знакового состава фразы.

Любому перцептивному процессу сопутствует его внутренний двойник - апперцептивная активность или воссоздание опыта предшествующей осознанной перцепции в представлении и воображении. Представление выводит восприятие за пределы наличной ситуации. В актах узнавания, или опознания, или сравнения предмета оно обеспечивает подстановку образа - эталона; в актах созерцания она ассимилирует единичный образ в обобщенный образ категории сходных предметов или в символический образ; в актах перцептивного моделирования будущего выступает идеально - образным основанием создаваемой перцептивной структуры.

В неповторимом событии созерцания прустовскому герою открывается изумительная пластика походки любимой женщины. Он видит, как она удаляется по залитой солнцем набережной, изгибая свой дивный стан, который, точно змея, обвившаяся вокруг палки, сплетался с нераскрытым зонтиком, белым, с голубыми разводами… ( 105 ) Видение «дивного стана» - это отклик на оживший в данный момент обобщенный образ утонченной женственности, сотворенный художником в прежнем созерцании Видение «стана – змеи» указывает на присутствие в восприятии элементов символизации, когда относительно пассивная перцепция вдруг приходит в готовность превратить свой предмет в новое фантастическое существо и запечатлеть его словесно или в изображении.