Симуляция оптических предметных перемещений посредством кино или компьютерного видео дает великолепную информацию о закономерностях образов движения и их формирования. .Так изменяющаяся картина кино представляет собой источник относительно непрерывных преобразований воспринимаемого, выглядящих как предметные движения.
«Эта картина создает в точке наблюдения изменяющийся оптический строй..., который аналогичен пространственно - временному полю зрения наблюдателя в его естественном окружении. Имеющаяся в киноизображении информация может задавать поворот головы, процесс приближения или удаления, переход в новую точку наблюдения, хотя зритель всегда осознает при этом, что он находится в помещении и смотрит на экран с определенной позиции.... Инварианты, задающие места, объекты и людей, в преобразующемся строе возникают более отчетливо, чем в застывшем.» ( Там же, с. 423)
Модальные характеристики перцепта.
Модальность восприятия указывает на особый «вид», систему эмпирических качеств относительно чистых зрительного, акустического, осязательного и других образов, определяемых специфической природой воспринимаемых объектов, и вместе с тем подчеркивает смешанный, полимодальный характер данности в перцепте сложных по природе объектов.
Наглядный образ предмета посредством деятельности зрительной перцептивной системы приобретает структурные качества основных цветов и цветовых оттенков, светлоты, прозрачности, свето-теневых соотношений, текстуры (зернистости, гладкости, волнистости, слоистости, шероховатости ), контура поверхности, формы целого предмета и его частей, предметной эластичности и жесткости - подвижности соединения деталей предметной структуры и т. д.
Другими модальностями, которые могут конкурировать со зрительной по степени сложности предметных впечатлений, являются осязание и кинестезия. Они передают такие структурные качества предмета, как включение элементов, перекрытие и заслонение, параллелизм, симметрию, размер. В сравнении с возможностями зрительной перцепции они ограниченны по параметрам дистантности, диапазона, симультанности. (7)
Акустический образ, ориентирующий человека и служащий его самовыражению в мире речи, музыки, природных звуков, улавливает мелодию или высказывание в их пространственном положении, последовательности звучания, слиянии элементов в звуковое целое, а также в ритмических сменах, тембровой динамике, в колебаниях громкости и тональных отношениях..
Современная психология восприятия превращает в утонченные аналитические концепции то, что философы издавна выражали во всеобъемлющих синтетических суждениях. Это касается и проблемы перцептивных впечатлений об «объективных», «внешних» или «первичных» качествах предметов. Обратимся к Шопенгауэру, у которого в кратких текстовых фрагментах заключены все основания научной теории восприятия.
«Как осязание, так и зрение, обладают своими преимуществами, вследствие чего они поддерживают друг друга. Зрение не нуждается в прикосновении, даже в близости; его горизонт неизмерим, оно достигает звезд. Зрение ощущает также тончайшие нюансы света, тени, цвета, прозрачности: следовательно, дает рассудку множество тонко определенных данных, из которых тот, достигнув известного навыка, конструирует форму, величину, отдаленность и свойство тел и сразу же представляет их созерцанию. Осязание же, хотя оно и связано с прикосновением, дает также безошибочные и многосторонние данные, что являет собой самое надежное чувство. Восприятия зрения в конечном счете также относятся к осязанию; более того, зрение можно рассматривать как несовершенное, но уходящее вдаль осязание, которое пользуется лучами света как длинными щупальцами; поэтому-то оно и подвержено обманам, ибо оно всецело ограничено свойствами, опосредствуемыми светом, т. е. односторонне; тогда как осязание совершенно непосредственно доставляет данные для постижения величины, формы, твердости, мягкости. сухости, влажности, гладкости, температуры и т. д. и при этом поддерживается отчасти формой и подвижностью рук, кистей и пальцев, из положения которых при ощупывании рассудок извлекает данные для пространственной конструкции тел, отчасти мускульной силой, посредством которой рассудок познает вес, твердость, прочность или хрупкость тел; все это с минимальной возможностью ошибки.» ( 147, с. 45)
В современных научных концепциях перцептивная данность качественных характеристик отдельного, изолированного объекта объясняется действием «законов» полимодального восприятия, связывающих его с особенностями устройства предметного мира. В формулировках, соответствующих стилю моделирования, эти законы звучат так:
- любой объект обладает структурированной поверхностью, которая воспринимается как его очертания или контур;
- объект обладает определенным сопротивлением деформации, воспринимаемом как вязкость, твердость, текучесть, летучесть, жесткость, пластичность, упругость его вещества;
- объект обладает сопротивлением разрушению, которое в восприятии дается в форме связности, эластичности, хрупкости;
- объекту свойственен определенный состав образующих его веществ, воспринимаемый как текстура, ее однородность, аморфность, рельеф, пигментация, гладкость, тонкость или грубость;
- поверхность объекта воспринимается в своих общих очертаниях или крупномасштабной компоновке в качественных характеристиках формы, например, граней, ребер, вершин, выпуклых и вогнутых углов, а также величины, размеров деталей, способов соединения компоновочных элементов в целое;
- объект может быть освещен или может находиться в тени, что воспринимается как светлота, яркость, сияние, тусклота, темнота;
- объекты характеризуются определенной степенью поглощения света и специфическими распределениями коэффициента отражения для различных длин волн падающего света, что воспринимается в качествах светонепроницаемости, прозрачности, зеркальности, светорассеяния, цветовых тонов, бесцветности (черноты, белизны. серости), одноцветности, разноцветности.
Из всех перечисленных качеств образа восприятия особой сложностью отличается форма объекта. Ее данность во многом зависит от предварительного определения положения и удаленности объекта, выделения его из предметной обстановки, различения параметров текстуры, восприятия особенностей поглощения и отражения света, актуализации сформировавшихся инвариант подобных форм, обобщивших опыт прежнего «зоркого осязания». Перцепция целостных предметных форм порождает образы невероятного множества вещей человеческого мира. Это то, что служит человеку укрытием, то. что является для него сосудом. или то, что образует для него тонкие плоские слои вещества - листы, или шары, или продолговатые предметы, или прямоугольные предметы, или предметы пирамидальной формы или вещи смешанных форм, или нити - волокна и т. д.
Значение форм, соотносимых с единичными предметами, предметными группировками, и обозримыми пространствами, столь жизненно велико, что человек издавна искал соответствия организации материального пространства и «пространства» идеального. духовного, душевного. На установление этого соответствия ориентирована символика формы. Одну из ее интереснейших версий предложил Освальд Шпенглер. (149 )
Согласно его гипотезе, любому типу культуры присущ определенный «дух», который в индивидуальных носителях и выразителях культуры становится «душой».. Данная связь порождает «апполоническую душу», свойственную человеку античного мира, «магическую душу», характерную для человека Востока, «фаустовскую душу», определившую специфику западного человека. В воспринимающем отношении к миру каждого типа души господствует основная форма, которая является одновременно духовным прасимволом соответствующей культуры. Культурное творчество людей, например, искусство, воплощает символические образы основных форм и тем самым длительно воссоздает предметные доминанты восприятия. Так символом античной души является единичная изолированная форма - тело в ограниченном пространстве, а воплощением ее выступают античная скульптура и античный храм. Символом магической души является форма укрытия или пещеры, низких сводов, уходящих в глубину. Ее воплощение - гробницы, подземные храмы, катакомбы. Фаустовская душа устремляется в бесконечное пространство, вдаль и ввысь, где единичное тело воспринимается одиноким, случайным, затерянным. Воплощениями являются живопись сходящейся перспективы и светотени, готический храм, инструментальная музыка.
«В ней, в противовес изваяниям античных храмовых топосов и рыночным площадям, простирается бестелесное царство звуков, звуковых пространств, звуковых морей, оркестр бушует, вздымает волны, убывает в отливе, он живописует дали, огни. тени, бури. тянущиеся облака, молнии. цвета совершенной потусторонности...» ( 149, с. 341)
Здесь музыкальные формы предметного пространства превращаются в идеальные формы пространства мыслимого.
Символическое понимание формы предполагает усмотрение в ней динамических сил, действующих на воспринимающего как модели глобальных жизненных процессов. Отсюда использование различных форм и их элементов в качестве символов различных направлений жизненного движения, становления, эволюции, жизненного пути, судьбы. Форма шпиля символизирует. к примеру, рост, восхождение, движение вверх Форма спирали - преемственность стадиального становления. Крест обозначает четыре основные направления земного мира, а также пересечение миров высшего, потустороннего и человеческого, в котором у индивида два основных пути - к страданию и счастью. Сосуд, чаша являются символом средоточия жизни, женского типа судьбы, хранилищем потенций и начал индивидуального становления. Еще один вариант символического толкования форм устанавливает их соответствие разным душевным проявлениям. Сферическое соответствует интеллектуальной жизни, чистой мысли, духовному совершенству. Конус - синтез всех душевных элементов, символ психической полноты. Цилиндр - заботы плоти, обыденность, рассудочность. ( 69, с 379)