Константность восприятия.
Целостность, те или иные способы организации, пространственно –временные и модальные характеристики перцепта поддерживаются и развиваются, благодаря присущей ему общей устойчивости, константности. ( 27;. 37; 114 ) Этому свойству образа сопутствуют сформированность качественных инвариант перцепта, относительное постоянство соотношений инвариант и вариант в перцептивной структуре, внутреннее сопротивление структуры внешним и внутренним возмущениям, данность в перцепте предмета как «того же самого, что и обычно», сохранение образа в условиях существенного изменения его собственных характеристик, противостояние переструктурированию при переменах положения наблюдателя относительно объекта, подмена разрушающейся перцепции стабилизирующим представлением или понятийной мыслью.
Константность выражается в отсутствии серьезных ошибок восприятия, удержании чувства реальности и привычности воспринимаемого и в перцептивном отвлечении от многообразных колебаний в связях наблюдателя с источниками.
Несмотря на эмпирическую очевидность данного свойств и принадлежность его к числу первых отличительных характеристик восприятия в сравнении с представлением и воображением, нельзя не отметить, что в жизненном потоке оно постоянно подвергается испытаниям изменчивостью среды и состояний субъекта и должно быть связано поэтому с динамической адаптацией и самонастройкой восприятия к указанной изменчивости.
«Структура как таковая, застывшая структура есть миф или по крайней мере предельный случай. Инварианты структуры не существуют иначе, как в неразрывной связи с ее вариантами.» ( 37, с 136)
Повышенная или избыточная вариативность перцептивных впечатлений и ошибочность, грозящая их константности, возникают, например, в условиях слишком краткого времени восприятия, или при большой перегруженности времени восприятия последовательными событиями, или когда за давностью восприятия сложного объекта, он не опознается как знакомый. Перечисленные условия выступают временными возмущениями перцептивной стабильности. Можно говорить также о ее пространственных возмущениях: большом удалении воспринимаемого объекта, его поворотах, заслонениях, добавлениях и утратах деталей, растворении объекта в массе слишком разнородных или, напротив, чересчур сходных с ним объектов, слишком динамичном изменении взаиморасположения субъекта и объекта и т.д. Условиями, искажающими или разрушающими образ, могут быть различные формы отношения субъекта к восприятию, иначе, субъективные возмущения. К ним относятся, например, состояния невнимания, рассеянности, эмоциональной поглощенности тем, что находится вне поля восприятия; аффективное реагирование на воспринимаемый объект; интеллектуальное утомление, нарушающее закон, в соответствии с которым мы «воспринимаем мыслью»; активное вмешательство в содержание воспринимаемой ситуации живого воображения или смелой художественной идеи типа «импрессионального видения».
В перцептивной жизни могут действовать патологические возмущения. Ими становятся длительные воздействия на организм наркотиков и алкоголя, интоксикации при тяжелых болезнях, поражения отравляющими веществами. В этих условиях перцепция трансформируется в визуальные обманы, «кажимости», иллюзии, галлюцинации, преобразующие до неузнаваемости привычный мир. Подобные метаморфозы восприятия имеют и психопатологическое происхождение. Среди них Карл Ясперс выделяет невротические иллюзии, обусловленные сильным аффектом, парейдолии, истинные галлюцинации в формах фантастических визуальных явлений и субъективных эйдетических образов. (160 ) В его описаниях индивидуальных случаев особый интерес представляют парейдолии.
«Одна из пациенток гейдельбергской клиники, находясь в спокойном, сосредоточенном состоянии, видела головы людей и животных, словно вышитыми» на одеяле, а также на стене. Кроме того, она видела гримасничающие лица в пятнах солнечного света на стенах. Она знала, что это обман, и говорила: «Мой взгляд извлекает лица из неровностей стены». Другая пациентка удивленно сообщала: «Вещи сами обретают форму; круглые дыры в оконных рамах (отверстия для задвижек) превращаются в головы и мне кажется, что они собираются укусить меня.» ( 160, с. 99)
Самопроизвольно творящееся или наоборот распадающееся восприятие имеет место не только при неординарных условиях взаимодействия индивида со средой. По-видимому, любой нормальный переход от одного перцептивного впечатления к другому, от менее совершенной перцептивной структуры к более совершенной, от образа с меньшим количеством элементов к более сложному образу и т. д. означают неосознаваемые мимолетные или длящиеся взрывы, флуктуации, вибрации в стабильном восприятии. Установившийся и воссоздаваемый первичный образ приобретает постоянство через множественные события своих изменений.
Константности, естественной в условиях нормального восприятия, существенно способствуют его связи с различными формами душевной и практической активности субъекта. Эффективно удерживает образ сосредоточение и работа сознания с объектом восприятия и с субъективным отношением к нему. Образ стабилизируется при совершенных с объектом множественных однородных практических действиях. Фиксация перцептивного впечатления достигается также при соответствии объекта восприятия сложившимся у субъекта абстрактным понятиям о пространственных, временных и качественных свойствах, отношениях, порядках и нормах предметного мира. Константность может быть обеспечена длительно действующим и качественно постоянным эмоциональным проживанием связи с объектом, ставящим его в ряд положительных значимостей субъекта. Особой стабильностью обладают образы существующих эстетических объектов и те, которые появились у субъекта в собственной художественной деятельности..
Интенсивность перцептивного впечатления.
Благодаря нормальной выраженности данного свойства, воспринимаемое становится для субъекта достоверным свидетельством реальности и самоценности предметного мира. Аналогично интенсивности ощущений, оно соотносится не только с силовыми характеристиками действия источников на перцептивные системы, но и с функциональным состоянием задействованных анализаторов, параметрами воспринимающей активности, включая двигательную, с особенностями осознания и переживания факта восприятия. Подчеркивая сложность феномена интенсивности, лучше говорить о нем как свойстве перцептивного впечатления или события, а не просто предметного образа.
В нашей речи это свойство выражается понятиями яркости, свежести, силы, резкости, отчетливости, живости, приглушенности, смутности и т. д. объекта. По отношению к зрительным перцептам, кроме перечисленных, используются специфические характеристики светлоты, сияния, ослепительности, чистоты, насыщенности, контрастности. В отношении слуховых впечатлений - громкости, оглушительности, высоты, звонкости, пронзительности; в отношении кожной, осязательной перцепции - сопротивления, стесненности, жесткости, давления, тяжести, болезненности, жжения, замерзания, омертвления. Перечисленные оттенки проживания интенсивности подчеркиваются сопровождающими эмоциями и аффектами.: удовольствием, наслаждением, упоением, неудовольствием, отвращением, страхом, ужасом.
Нормальные формы проживания интенсивности восприятия сменяются иногда аномальными, патологическими. Свойство превращается в симптом болезней и болезненных состояний: психозов, неврозов, отравлений, общего снижения сознания. Возможны, например, сверхчувствительность к боли или болевая бесчувственность. Привычные запахи могут внушать острое отвращение или не восприниматься вовсе. Обычные звуки и шумы могут стать до жути громкими; цвета кажутся такими яркими, что, например, красные предметы видятся охваченными пламенем. Или, наоборот, интенсивность слуховых и зрительных впечатлений ослабляется. Солнечный свет тускнеет, все становится словно затянутым дымкой, призрачным, смутным; голоса и звуки слышатся будто сквозь стену, приглушенно, неотчетливо. Иногда в случаях серьезных психических расстройств интенсивность восприятия изменяется вместе с его существенными модальными трансформациями. Например, все в мире становится для больного поразительно обновленным и посвежевшим, цвета блестят и переливаются, предметы заново открываются в волшебном сказочном сиянии. Или, как следствие состояний крайней подавленности и отчуждения, возникает впечатление, что все поглощено густой и «яркой» чернотой; даже солнце представляется черным. ( Там же, с. 96)
Норма интенсивности восприятия имеет очень широкие границы, позволяющие чувствовать себя комфортно даже при значительных изменениях обычных отношений индивида со средой. Мы воспринимаем среду с приятной для себя живостью, четкостью и тогда, когда утренний туман укрывает знакомую местность, или первый снег набросит белую пелену на все видимое, или прозрачный воздух открывает обычно скрытые дали, или когда вдохновение умножают силы нашего восприятия так, что мы переживаем настоящий праздник красоты привычного и близкого мира.