Смекни!
smekni.com

Старовойтенко Е. Б. Современная психология : формы интеллектуальной жизни издательство «Академический проект» Москва 2001 (стр. 25 из 101)

3.6. Становление восприятия в индивидуальной жизни.

Рассмотренные выше закономерности и особенности перцепции характеризуют ее в основном как сложившуюся, зрелую функцию с полной реализацией всех возможностей онтогенеза. Но обретение перцептивной зрелости - длительный процесс, идущий в разных направлениях, имеющий разные цели и различные по психологическому масштабу эффекты. Можно по традиции говорить о становлении воспринимающей функции в числе других функций на разных этапах общего психогенеза индивида, выделив в этом становлении преходящие и сквозные тенденции. Или можно проанализировать перцептивный онтогенез как самостоятельное целое с различением в нем, по аналогии с ощущениями, ключевых линий или тенденций, сосуществующих и взаимодействующих в течение всей жизни, относительно гетерохронных, по-разному активных и содержательных на различных возрастных стадиях. Выберем последний способ моделирования.

Первая тенденция перцептогенеза - развитие восприятия устойчивых предметных целостностей.

Во впечатлениях младенца предметный мир выступает диффузным целым, в котором и стремительно, и постепенно проступают множественные отдельные, слабо дифференцированные и изменчивые предметные образования, сливающиеся в первичные перцептивные группировки - синкреты. Эти моменты, характеризующие раннюю целостность восприятия, к трем годам уступают первенство категориальной организации перцептивного целого. В предметных целостностях, благодаря практическим обобщениям, появляются инварианты, отличающие предметы и предметные связи одних эмпирических категорий от других. «Мерцающие формы» становятся устойчивыми; восприятие метрических параметров объекта становится все более точным; определяются модальные константы объектов, особо тонко отличающие конкретные предметные структуры друг от друга. Предметная целостность мира при переходе от одной фазы перцептогенеза к другой удерживается посредством все более сложных форм категоризации: апперцептивной, символической, логической, интуитивной.

Линия целостности в возрастном становлении ориентирована на развитие восприятия-в-гештальтах. Характерным для него является то, что постоянно актуализирующиеся образы предметов, богатые информативными признаками, вступая в вариативные осмысленные связи друг с другом, соединяются в динамичные структуры «воспринимаемых ситуаций», где субъекту непосредственно даны реальные условия его текущих деятельности и поведения. Перцепты ситуаций приобретают в жизненной эволюции индивидуальные особенности, психологически оцениваемые в параметрах богатства - бедности элементов, полноты - неполноты образа, скорости его построения, проницаемости - непроницаемости для новых элементов, трудности - легкости переструктурирования, своевременности - несвоевременности ответа на изменения ситуации, удержания - неудержания ключевых элементов и свойств, гибкости переходов от расширенного к концентрированному охвату ситуации, худшей - лучшей способности превратить перцептивную репрезентацию ситуации в перцептивный образ совершающегося в ней действия.

Образы объектов, событий и ситуаций, устойчиво попадающих в поле предметного опыта субъекта, постепенно соединяются, свертываются. интегрируются в глобальный перцепт мира, который, хотя и не может быть дан в одном событии восприятия, тем не менее всегда составляет живой, легко развертывающийся и проявляющийся целостный контекст для воспринимающего. Этот перцептивный контекст направляет субъекта к установлению новых гештальт- образующих отношений, к заполнению пустот в предметных впечатлениях, к поиску и созданию новых образов, в которых знакомые предметы появляются в неожиданном единстве символических значений.

Так, почувствовав за собой целый мир, мы с юности ищем, путешествуя, те места, города и страны, где, как нам кажется, соединится все, чем хочется быть окруженным, с чем хочется слиться, где наше присутствие всегда уместно и никем не заменимо.. Мы надеемся на встречу с «местами своей жизни».

Вторая тенденция возрастных изменений восприятия связано с формированием перцептивных дифференцировок.

Речь идет о хорошем различении модальных качеств объектов, о приобретении возможностей многокачественного, детального сравнения разных объектов по форме и размерам, о сведении и разделении в практике манипулирования, конструирования и изображения многих перцептивных элементов. Процессы обусловлены онтогенетическим развитием сенсорных функций, развитием речи и различающей интеллектуальной способности. Во многом им способствует игровая и художественная активность в детском и подростковом возрасте, эстетическое созерцание и творчество в юности, постоянное обновление образов природы, искусства, общения и развлечений в зрелые годы. Перцептивные дифференцировки могут быть основным мотивом и целью профессиональной деятельности, как например, у дегустатора, дизайнера, модельера, врача, художника, музыканта и т. д. В профессиональной сфере перцептивные различения становятся иногда настоящим талантом Мастера. Дифференцировки в ранге мастерства противостоят старению, постоянно компенсируясь совершенствующимся операциональным составом восприятия. ( 5, с. 19)

Третья тенденция состоит в постепенном выделении в формирующемся глобальном перцепте мира образов ведущих модальностей и интеграции этих образов в обобщенные разнокачественные перцептивные модели мира.

Процесс характеризуется построением зрительной модели как основной, а также осязательной и речевой моделей, подкрепляющих зрительную и в определенных пределах самодостаточных. Переход к зрительной доминанте восприятия - онтогенетически довольно позднее событие и соотносится с возрастным периодом от 2 до 6 лет. Осязательное восприятие стремится к перцептивному доминированию с момента первого контакта руки ребенка с предметом, то есть с первых недель жизни. Речевая перцепция, включающая в качестве активных начал слуховые и артикуляционно - двигательные образы, существенно определяет развитие воспринимающей функции с 3 - 5 лет. Устная и затем письменная речь формируются в зависимости от богатства предметных отношений, наполняющих жизнь ребенка и обусловливающих объем и структурность зрительных и осязательных включений в эмпирические значения слов. Имеют место и обратные развивающие влияния речевых структур на зрительную и осязательную интеграцию предметного опыта. В целом, процессы становления этих одновременно и моно- и полимодальных перцептивных моделей мира охватывают все периоды интеллектуально, профессионально, коммуникативно и эстетически активной жизни индивида.

Четвертая тенденция выражается в совершенствовании операционального состава воспринимающей активности и смене ведущих форм операций на разных этапах онтогенеза.

В зависимости от проявления на более ранних или более поздних возрастных стадиях, выстраивается поступательный континуум взаиморазвивающих и взаимовключенных форм перцептивной активности:

1) перцептивная реактивность как ответ на значимые для организм сигналы и стимулы;

2) двигательный поиск перцептивных предметных «знаков» будущих жизненно важных событий;

3) ознакомление, перцептивная категоризация и опознание инвариантных объектов среды и окружения;

4) наблюдение за перцептивными событиями с целью управления объектами и операциями с ними;

5) создание перцептивных схем будущих объектов или действий, моделирование в устной и письменной речи, в графических изображениях, в вещах- копиях и т. д.

6) изображение как порождение новых объектов созерцания;

7) зрительская активность как перцептивно - смысловое развоплощение изображений;

8) чтение как переход от воспринимаемых словесных знаков к апперципируемым и абстрактно понимаемым значениям;

9) создание предметных структур как новых полифункциональных элементов воспринимаемой среды.

Первые четыре формы определяют перцептивную активность ребенка в первые 5 - 6 лет жизни. Затем, в дальнейшем возрастном движении, изобразительная, игровая и речевая деятельности обогащают операциональный состав восприятия подростка за счет действий в качестве «художника», «чтеца», «говорящего» и «пишущего». Юность привносит в воспринимающую деятельность творчество «зрителя», «поэта», «влюбленного», «изобретателя». Зрелый возраст избирательно оттачивает умение и творчество в профессионально важной перцепции.

Пятая тенденция заключается в развитии самовосприятия или формировании перцептивного образа я. Поскольку ранее этот феномен не был предметом специального рассмотрения, сделаем несколько уточняющих замечаний.

Для определения сложного по содержанию перцепта «я» психологами предложен ряд терминов, подчеркивающих тот или иной его аспект: «схема тела», «сознание телесности», «восприятие я–внешнего», «восприятие себя» и т. д. Ведущим в самовосприятии является образ собственного тела. В его симультанном формировании участвуют все ощущения, но при этом роль зрения и слуха наименее существенна, исключая эстетическое видение себя и восприятие своей речи и пения. Вкус и обоняние имеют большее значение. Еще важнее роль «физических» ощущений: поверхностных (тактильных, болевых, ощущений влажности, температуры); относящихся к движению и положению тела в пространстве (кинестетических, вестибулярных); относящихся к внутренним органам.

Динамический образ тела формируется как «образ телесного существования», посредством которого поддерживается пространственная и временная я-идентичность. В нем сливаются впечатления, проистекающие из изменений на поверхности тела, из перемещений тела, из изменений позы и осанки; впечатления, определяемые чувством легкости и изящества или тяжеловесности и неуклюжести наших движений, осознанием влияний нашего присутствия на окружающих, сознанием нашей общей телесной силы или слабости. Кроме того, мы воспринимаем свое тело в его защищенности и усовершенствовании одеждой и украшениями, в его пространственном «расширении» и «продлении» орудиями и транспортными средствами, которыми пользуемся для увеличения своих телесных возможностей.