Смекни!
smekni.com

Старовойтенко Е. Б. Современная психология : формы интеллектуальной жизни издательство «Академический проект» Москва 2001 (стр. 26 из 101)

В отношении самовосприятия, как и других аспектов перцепции, можно говорить о едином процессе развития, определенные моменты которого преобладают в том или ином возрасте. Во-первых, от смутных самоощущений и начального удержания «схемы тела» в младенчестве ребенок быстро переходит к перцепции своего тела как целого, внешне разделенного на органы, повинующиеся его воле. Во-вторых, при овладении ходьбой, тонкими ручными движениями, речью, игровыми действиями ребенок бессознательно открывает множество способностей себя-телесного и выражает восприятие своей полифункциональности в изменчивых интенциях: «могу», «хочу»,. «буду». В-третьих, детские, подростковые и юношеские упражнения в спорте, танцах, пластических искусствах, практике повседневной жизни вызывают тонкие дифференцировки в восприятии самых сложных движений своего тела, непрерывно совершенствуют динамический образ-я в контексте разнообразных ситуаций и обстановок, ведут к перцептивной уверенности в своих телесных возможностях и дарованиях. Четвертое, активность самосознания в фазе зрелого детства и подростковом возрасте становится условием восприятия себя как телесно изменяющегося, растущего, становящегося все более подобным взрослому. Образ-я дается в своих быстрых отрадных или огорчительных метаморфозах. Пятое, самовосприятие еще в «возрасте кукол» может стать важнейшим элементом отношения к себе как эстетическому объекту. В образ-я по мере взросления необходимо включаются и оказывают на него влияние оценка собственной привлекательности, близости к своему идеалу внешности, озабоченность своим соответствием модному стилю поведения, престижному имиджу, страсть к присутствию в неординарных компаниях, пользованию экстравагантными вещами и т. д.

Еще одна тенденция перцептогенеза связана с приобретением восприятием определенного статуса в структуре индивидуальных функций, свойств, активностей и жизнеотношений личности.

Высокий статус восприятия, сохраняющийся в течение всей жизни, характеризует личность определенного типа, близкого юнгианскому «сенсорному типу». В этом случае, подобно сенсорике и в единстве с ней, перцепция может эволюционировать от положения ведущей развивающейся психической функции в раннем периоде индивидуального развития - к положению одного из важнейших факторов наступающей психической зрелости - к положению основного способа интеллектуальной, профессиональной или творческой связи индивида с жизнью - к роли свойства, задающего личностный тип индивида - к статусу той особенности психической жизни, которая в фазе старения становится основным условием устойчивости личности к инволюционным процессам.

Значительная личностная роль зрелого восприятия проявляется и формируется через его мотивацию. Устойчивые побуждения к восприятию определенного круга объектов, постоянные склонности к тем или иным способам воспринимающей активности, часто актуализирующиеся потребности в удовольствии, доставляемом воспринятым, стремление к успехам, имеющим перцептивную форму выражения, указывают на то, что восприятие заняло определяющее место в структуре свойств личности. Например, постоянно актуализирующиеся побуждения к точной и полной перцепции других людей в динамике их поведения могут быть характерны для личности, обладающей свойствами социальной наблюдательности, развитого социального интеллекта, способности к эффективной коммуникации и эмпатии, составляющими ядро ее писательского, актерского или организаторского дарования. Или мотивация к совершенному самовосприятию (пластическому, рече -слуховому, визуальному и т. д.) необходимо направляет талантливых танцовщика, музыканта, певца, топ - модель к их лучшим достижениям.

Возвращаясь к общему становлению индивидуального восприятия, отметим, что все отдельные тенденции перцептогенеза соединяются в едином процессе детерминации внутренних или «ментальных» образов, составляющих сложную систему представлений и воображения.

4. ЖИЗНЬ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ

4.1. Сравнительное определение представления и восприятия.

При обосновании специфики представлений сначала воспользуемся феноменологическим приемом различения «внутренних образов», предложенным Ж. - П. Сартром. (115) Выделим те феномены, которые относятся к собственно представлениям и те, которые выступают пограничными с явлениями сенсорно - перцептивного диапазона. Близость представления восприятию как «первичному» образу позволяет рассматривать его в качестве «вторичного»..

Первый феномен, относящийся к представлениям, возникает в нашем опыте направленного или спонтанного вспоминания единичных предметов, событий, ситуаций, бывших в недавнем прошлом объектами нашей перцепции. Например, всплывающий образ только что прошедшего мимо человека, заинтересовавшего нас.

Второй феномен рождается при воссоздании конкретного объекта, расширенного, углубленного, обобщенного опытом наших многих встреч и взаимодействий с ним. Например, я вновь и вновь возвращаюсь к образу моей живущей в другой стране подруги, образу, который всегда многолик, и всегда один и тот же для меня.

Третий феномен не сращен с конкретным предметом; он является образной репрезентацией нашей идеи об общих свойствах класса сходных предметов, включая признаки их внешности. Так мы извлекаем внутренним взором «цветущее дерево», «осенний пейзаж», «город», «животное» и т. д.

Четвертый феномен связан с мифом, легендой, сказкой. Его происхождение таинственно: из реального и возможного силой внутреннего духовного действия порождается нечто, не доступное в обычном предметном опыте, но при этом символически соотносящееся с ним. Для Сартра наилучшим примером феномена стал «кентавр», а у множества других исследователей ментальных образов круг подобных примеров расширяется, наверное, до всего «населения» известных мифических миров.

Пятый феномен заключается в образном восстановлении предметной целостности и модального многообразия при условии неопределенности, проблемности, существенных выпадений элементов в воспринимаемой ситуации. Характерный пример - наша встреча с условными изображениями. Репрезентация обедненного объекта, или, возможно, незавершенного действия, или неполной предметной обстановки состоит в создании новой, детальной и иногда даже избыточной структуры. Так в знаменитом рисунке Экзюпери читающее человечество свободно узнает «удава, который проглотил слона».

Шестой феномен: образы, возникающие во сне, отличающиеся бессознательностью, спонтанными символическими агглютинациями, отсутствием прямых источников в реальном жизненном мире субъекта.

Седьмой феномен выступает эффектом свободного творения образов будущей реальности: замыслов «изображений невозможного», моделей уникальных, никогда не бывших вещей, стратегий неординарных действий и поступков, образов игры, драматизации и т. д. Далианское творчество является чистым выражением данного феномена.

Восьмой - образные впечатления, рождающиеся при измененных состояниях сознания: при наркотических отравлениях, острых психозах, сильном переутомлении. Это своеобразные «внутренние галлюцинации», яркие, внешне не проецированные видения конкретных объектов или ситуаций, приходящие с разных глубин прошлого, развертывающиеся вне всяких реалистичных связей.

Девятый феномен чрезвычайно близок восприятию по степени соответствия реальным предметам и достоверности психической передачи их объективных качеств. Он свойственен типу людей, называемых «эйдетиками»; благодаря ему во внутреннем видении возникают впечатления о действительно бывшем с точностью, которая достижима только в условиях перцепции. Близки данной разновидности образов известные каждому непроизвольные воспоминания объектов, многократно и концентрированно воздействовавших на органы чувств в недавнем прошлом. Таковы, например, визуальные последствия целодневного сбора грибов или ягод, кропотливого рукоделия или напряженного чтения.

Все перечисленные феномены обладают общими признаками, которые хотя и указывают на сродство представлений и восприятия, все же в первую очередь подчеркивают их существенные различия. Рассмотрим эти отличительные признаки, с особенной полнотой присущие визуальным образным формам. Воспользуемся традиционной моделью сопоставления с привлечением элементов объективного ( 26 ) и феноменологического (160) подходов.

1. Восприятие: объективно вызвано и ориентировано; спроецировано вовне; осознается в неразрывной связи с конкретным объектом, воздействующим на субъекта в целом, на его тело, на его органы чувств; находит свои объекты и приобретает качества в объективном времени и пространстве; выступает «живой чувственностью».

Представление: обладая, подобно восприятию, сложной, совершенной по организации анализаторной основой, оно субъективно по происхождению, обращено к «я» и лишь опосредованно - к внешнему миру, возникает в отсутствие прямого чувственного контакта с объектом, хотя в тенденции стремится к опредмечиванию; выступает «превращенной» чувственностью, принадлежит субъективному ментальному пространству и внутреннему времени. Между объективным пространством восприятия и субъективным пространством представлений существует пропасть, для преодоления которой необходим каждый раз делать скачок.