2. Восприятие: является такой данностью объекта, которая отличается четкостью очертаний, яркостью, живостью, детальностью, полнотой, цветностью.
Представление: репрезентирует объект несколько смутно, расплывчато, призрачно, неполно, с изменениями деталей, цветности, формы, величины.
3. Восприятие: постоянно, устойчиво, удерживается и возвращается без изменений, пассивно в себе; перцепт тождественен самому себе в отношении к одному и тому же эмпирическому объекту.
Представление: неустойчиво, легко рассеивается, каждый раз воссоздается заново, активно в себе; представляемое не может быть при повторах таким, как раньше, соотносясь с динамичными, обобщенными, множественными в своих реальных метаморфозах объектами.
4. Восприятие: хотя и может направляться и контролироваться сознанием, все же достаточно реактивно, пассивно, инертно, сопротивляется субъективным изменениям; проживается как внешне детерминированное состояние, как непроизвольное отношение к объекту.
Представление: возникает как форма душевной активности в состоянии сознательности, произвольности или оживления бессознательной деятельности; может быть вызвано внутренне направленными усилиями «я», изменено, преобразовано, создано как нечто субъективно новое.
5. Восприятие: имеет временную ориентацию, где доминирует направленность на настоящее и на только-что-бывшее; в динамической форме приобретает направленность на уже-наступающее.
Представление: временная ориентация с преобладанием направленности на близкое и давнее прошлое; при образной регуляции деятельности и воплощении образа в реальном объекте усиливается направленность на будущее.
6. Восприятие: возможно при достаточно простых формах интеллектуальной организации, структурирования, категоризации; по философской формуле – «возможно до всякой абстрактной мысли об объекте».
Представление: интеллектуализировано, осмыслено, иерархически категориально организовано; по философской формуле – «является мыслеобразом».
7. Восприятие: предполагает участие, включенность, оценку со стороны
актуальных эмоциональных переживаний; часто, однако, осуществляется как аффективно нейтральное.
Представление: проникнуто эмоциональным отношением, сопровождается «аффективным шлейфом», собравшим множественные следы переживаний от прошлых действительных и воображаемых встреч с объектом образной активности; иногда впитывает напряженные эмоциональные ожидания будущих событий.
8. Восприятие: имеет горизонт, ограниченный актуальной предметной ситуацией; расширенный перцептивный контекст составляет обобщенный образ - эталон устойчивого, хорошо знакомого по прежнему восприятию предметного мира.
Представление: имеет обширный горизонт структурированного прошлого опыта проживания и познания; наличная ситуация задает внешние условия и координаты внутреннего вовлечения «я» в образную деятельность, но затем может быть произвольно расширена и улучшена субъектом, превращена в выигрышную ситуацию репродуцирования, воображения, апперцепции; пределы живого фона рождения образов увеличиваются и за счет пролонгированного субъективного планирования, моделирования будущей жизни.
Дополнением сравнительного анализа восприятия и представления позднее станет описание эмпирических характеристик вторичных образов, которые выделяются по аналогии с характеристиками перцептивных образов. Здесь же подчеркнем, что несмотря на существенные различия генеза и качеств живых и превращенных образов, в естественном психическом потоке они находятся в отношениях взаимной детерминации, взаимопереходов.
Возьмем, к примеру, символический образ «волос Боттичелли».
Встречающиеся так часто у великого итальянца изображения золотистых, густых, тяжелых, вьющихся, блестящих, длинных, причудливо убранных волос, принадлежащих девушкам, юношам, детям, несомненно воплощают опыт его восхищенного созерцания близких людей. Восприятие дивных волос находит у художника обобщение в их внутреннем образе - символе юной женственности. Этот символ во многих фантазийных формах мастер выражает на своих картинах, передавая красоту Венеры, Весны, Граций, Святых, Мадонн, чарующих Итальянок. Современная женщина при восприятии его полотен, как и все, кто мог видеть их до нее, оказывается захваченной образом «боттичеллиевых волос» и вольно - невольно желает обладать ими. Наш век не однажды знал возвращение моды на этот тип волос, когда, следуя идеальному я -имиджу множество девушек в результате непреходящих ухищрений могли реально покорить нынешнего ценителя, как покоряли Боттичелли его современницы.
Здесь предметы и предметные отношения (люди, картины, мода) переходят у воспринимающих ( у художника, зрителей, ценителей, модных женщин) в живые зрительные образы, непрерывно превращающиеся в различные формы представлений (символы, идеалы, модели действий, творящих красоту реальных волос и их изображений).
4.2. Основные формы представлений.
Мир представлений по разнообразию форм, зависящих от степени и активности преобразований перцептивных впечатлений, потенциально может быть богаче опыта восприятия. Формы представлений отличаются друг от друга по следующим признакам: 1) существованию конкретных перцептивных аналогов; 2) сходству, близости к перцептивным аналогам; 3) отношению к прошлому опыту, а также весу, эффектам, глубине мнемических влияний и преобразований; 4) уровню мыслительной обобщенности и абстрактности; обладанию прямым или переносным, символическим смыслом; 5) богатству одновременно или последовательно воссоздаваемых в образе предметных содержаний; 6) участию сознания в порождении образа; 7) характеру и структуре образной активности; 8) специфическими особенностями эмпирических характеристик образных эффектов, присущих каждой форме; 9) уровню творческих, авторских, индивидуальных влияний на образный эффект; 10) соотношению в образных содержаниях бывшего – небывшего, возможного - невозможного, вымышленного - реального; 11) связи и определяющему влиянию на прошлую, настоящую или будущую жизнь; 12) соотношению тенденций к постоянству, устойчивости образной структуры и к ее изменениям под влиянием времени, ситуаций, смысловых переакцентировок в душевном мире личности; 13) отнесенности к психической норме или патологии; 14) типу причинности: стимулированию предметом, предметным действием, изображением, схемой, речью, образным рядом, мыслью, чувством; 15) наиболее характерным способам воплощения или опредмечивания.
В сознательном проживании различия форм представлений даны достаточно отчетливо. Однако, верно и то, что представления разных видов в непрерывной психической жизни трудно разделимы и перетекают друг в друга. Поэтому лучше говорить не о классификации или типологии представлений, а об их континууме, проницаемом для множества еще не изученных феноменов.
Представления - репродукции. Имеют конкретные перцептивные аналоги; относительно полно воссоздают качества предметного оригинала и проецируются в его предполагаемое пространственно - временное место. Могут утрачивать отдельные доступные восприятию детали, однако удерживают инварианты, позволяющие им выступать образами - эталонами для опознания вещей. Часто производят впечатление не направленного производства, а спонтанного возникновения; во множестве случаев подсознательны.
Репродуцируется с буквальной точностью не только бывшее в нашем перцептивном опыте, но и созданное нашей фантазией, воображением. И в первом, и во втором случае субъективные преобразования воссоздаваемого минимальны.
Представления - схемы. Существуют как образные аналоги идей или абстрактных понятий о предметах и предметных отношениях. Воссоздают общие перцептивные контуры и ключевые элементы предметных структур и структурных связей. В интеллектуальном процессе участвуют как феномены «визуального мышления». Актуализируются в контексте быстрых бессознательных ментальных действий, но могут и произвольно строиться субъектом в ходе конкретизации, моделирования, иллюстрирования идей. Они относительно устойчивы. Им свойственна значительная обобщенность, и вместе с тем они отличаются легкостью развертки в более детальную репрезентацию объектов, входящих в схематизированные категории. Они позволяют самым отвлеченным процессам мышления протекать в модусе реальности и трансформироваться в модели ее практического освоения. Они в своем становлении не только зависят от мысли, но и сами способствуют ее развитию: образные схемы переводятся в план почти «безобразных» значений слов как самой свернутой и быстрой формы ratio.
Они в значительной степени универсальны для людей однородных культур, но допускают и индивидуальные вариации, особенно, если дело касается формирования новых научных понятий или совершенствования знаний о каких-то аспектах реальности. Так представление о «человеке вообще» может сложиться у творческого психолога либо в оригинальную систему физиогномики, как у Лафатера, либо в ансамбль зримых психологических типов, как у К. Юнга, либо в топографическую модель личности, как у З. Фрейда.
Воображение и фантазия. Их существование доказывает мощь образной генеративности психики, обнаруживает возможность вовлечения в строй предметно опосредованных душевных содержаний тех элементов, которые не характерны для обычного порядка индивидуальной жизни. Они выделяются среди других образных явлений своей живостью, детальностью, эмоциональной насыщенностью, тенденцией к последовательной картинной развернутости, присутствием единого смыслового стержня или сюжетностью. Их отличает такая высокая активность проживания субъектом, что состояние представления становится существенным жизненным событием, своеобразным освобождением от действительности ради обновлений в ней.