И все же основные черты фантазии и ее форм составляют вариативность, изменчивость, зависимость от событийного наполнения внешнего и внутреннего времени жизни.
«Продукты фантазирующей деятельности, отдельные фантазии, воздушные замки или дневные грезы мы не вправе представлять себе закостеневшими и неизменными. Напротив, они приноравливаются к переменчивым житейским потрясениям, меняются с каждой сменой жизненных обстоятельств, воспринимают от каждого действующего по-новому впечатления «печать времени». Вообще связь фантазии с временем очень значительна. Позволительно сказать: фантазия как бы витает между тремя временами, тремя временными моментами нашего представления...» ( 135, с. 132)
Различение воображения и форм фантазии при индивидуальном анализе образной жизни всегда будет носить условный, абстрактный характер, так как несомненными являются их взаимопереходы и взаимопорождения, связанные с вовлеченностью свободных представлений в общий процесс преобразующего отношения субъекта к действительности. В данном процессе внешняя направленность творческого воображения неизменно становится направленностью субъекта на самого себя, на новое видение и переоценку «я», на присвоение себе новых ролей, на поиск состояний, сопряженных с успехом и удачей, то есть воображение становится проницаемо для фантазии и мечты.
Отмеченные закономерности характерны и для индивидуальной творческой жизни, и для общего бытия культуры с ее вечным творением образов-символов, с ее постоянной переориентацией с «создаваемого» на «человека – создателя».
Так, объективный и обобщенный образ крыльев издавна связан для человека с идеей парения над землей и, прежде чем превратиться в воображаемый летательный аппарат, должен был стать мечтой о личном овладении крыльями и личном возвышении над всем. Мифологический образ Икара, грезы верующего о высокой заботе крылатых ангелов о простых смертных, образы приспособлений для полетов в чертежах великого Леонардо да Винчи, попытки древнего мужика - умельца воплотить образ самовознесения на самодельных крыльях, присущая юности во все времена мечта, чтобы утратив вес тела, стать только «парящим, как на крыльях, желанием счастья», увлекающий сегодня массы людей образ крылатого сверхчеловека с фантастическими потенциями как добра, так и зла, - все это феномены бесконечного ряда жизненных метаморфоз одного образа представления.
Образная символизация. Является разновидностью воображения и фантазии с активным присутствием сравнивающей, отождествляющей и противопоставляющей мысли. Отличается как универсальностью, так и богатством возможностей персональных интерпретаций.
Образы-символы в их влиянии на различные культуры, разнообразные искусства, бессознательную и сознательную жизнь народов и конкретных людей могут быть сравнимы только с научными и философскими идеями - абстракциями. Эти два типа культурно - психологических феноменов имеют глубокое родство, выступая формами наиболее сложных обобщений опыта человеческого познания и проживания, творческого духовного синтеза разнородных индивидуальных впечатлений, формами, получающими действительную жизнь в словах- понятиях, в одном случая, и в символических изображениях, вещах и действиях - в другом.
Образы - символы осваиваются нами через сказки, мифы, религиозные и магические ритуалы, детские игры. Символы служат в них основными действующими элементами, замещающими реальность, не похожими на нее, и тем не менее внутренне подобными ей. Так, воображаемое или игровое странствие «неведомо куда», поиск «мудрости» или «подвигов», завоевание в «сражениях» и «состязаниях» любви «принцессы», вознаграждение «короной» и «королевской властью» составляют для детей и подростков разных народов сокровенный опыт раннего овладения жизнью. Символически персонифцируется и проживается вечный кросс - культурный «Путь Героя».
Индивидуальный, более или менее богатый опыт символизации жизни приобретается в основном нерефлексивным, частью внесознательным путем, и роль, сущность символических образов не осмысливается современным человеком вне профессиональных сфер: философии, культурологии, искусствоведения или психологии. Большинство людей не нуждается в объяснения природы столь естественных явлений душевного мира, считает их признаками примитивного, непросвещенного ума. Тем не менее научные интерпретации процессов рождения и оперирования образными символами раскрывают такие перспективы углубления и расширения нашей символической деятельности, которые могли бы сделать ее и в сегодняшнем рациональном существовании осознанно нужной и желанной для каждого. Несмотря на распространенные упрощения, наивные толкования и откровенное осмеяние, жизнеутверждающие образы-символы при реализации своих теоретически эксплицированных потенций могут занять в ментальной структуре современного человека ключевые места.
В чем состоят психологически значимые особенности образной символизации?
1. Содержанием символического образа является то, что может быть хорошо известно в повседневной жизни, и вместе с тем в нем есть и неявное, смутное, специфическое смысловое добавление, трудно объяснимое с помощью обычных понятий. У символов есть богатый бессознательный аспект, который с интуитивной быстротой проступает в сознание, когда мы пытаемся исследовать наши символические представления.
«Когда мы исследуем символ, он ведет нас в области, лежащие за пределами здравого рассудка. Колесо может привести нас к концепции «божественного солнца», но здесь рассудок должен допустить свою некомпетентность: человек не способен определить «божественное» бытие. Когда со всей нашей интеллектуальной ограниченностью мы называем что - либо «божественным», мы всегда лишь даем ему имя, которое основывается на вере, а не на фактическом свидетельстве.» (151, с. 26)
2. Образы - символы явственны, детальны, чувственны, так что при своих буквальных вещных или поведенческих воплощениях они могут вполне заместить собой обычную реальность. Это будет реальность наших переживаний, спонтанных ассоциативных впечатлений, интуитивных открытий и фантазий. Талантливая театральная или кинематографическая драматизация символических тем и сюжетов дает человеку возможность пережить катарктические состояния, соединяющие его с жизнью так, как никакие обыденные события.
3.. Образная символизация, согласно Юнгу, имеет архетипические корни, и поэтому у символа, родившегося в конкретной культуре можно усмотреть сходство с символами других культур, и все они восходят к единому праобразу. То же можно сказать о символических образах, которые оживляются, персонифицируются конкретными людьми. Например, архетип женского интеллектуального начала представлен рядом символов, появлявшихся в определенных временных ритмах у разных народов. В этом ряду мы видим Изиду - Афину - Софию - волшебницу - ведунью - мудрую женщину - ученую женщину - интеллектуалку. Авторы «Энциклопедии символов» (1995) включают сюда в качестве «символической личности» Елену Блаватскую. (13)
4. Образы - символы служат выражениями и носителями единства многих несравнимых и несоединимых для современного интеллекта вещей. Они в неординарной чувственной форме сводят по аналогии явления, отнесенные символизмом к разным «мировым порядкам»: духовному, космическому, природному, человеческому, сексуальному, психическому. Считается, что любой символический образ, отнесенный к одному порядку, находит наглядное, функциональное или генетическое соответствие с символами других порядков. Так символический образ «дерева» входит в системы символов божественного бессмертия - космической оси - центра мира - мира феноменов - жизни - роста - расцвета - бисексуальности - связи сознания и бессознательного - знания - мудрости - пути духовного восхождения.
5. Символические образы, в зависимости от того, какие скрытые связи они репрезентируют и какие образные операции при этом совершаются, имеют различные типы.
Во-первых, это может быть образ, сводящий контрасты, синтезирующий противоположности, указывающий на двойственность какого-то явления. Двуликий Янус, Дионис, кентавр, сфинкс указывают на дуальность человеческой природы, соединяющей возвышенное и низменное, умирающее и возрождающееся, рациональное и иррациональное и т. д. «Вода» символизирует одновременность существования вещей в качестве подвижных, изменчивых и в качестве спокойных, постоянных.
Во-вторых, символический образ может выражать собой различенную стадиальность развития какого-то явления. Это характерно, например, для сложного символа «младенец», включающего ипостаси «необыкновенного ребенка» - «страдающего юноши» - «богатыря – молодца».
В-третьих, символический образ в силу обладания его референтом множеством чувственных свойств ( цвета, блеска, твердости, прозрачности, формы и т.д.) может обобщить и связать собою различные уровни реальности. Так символ «сапфир» означает сродство и тождество небесного вознаграждения - чистоты неба и вод - мужского духа - созерцательности - радости, обнаруживая при этом, как трансцендентное, природное, человеческое и душевное пребывают друг в друге.
Четвертое. Есть образы в форме выстроенных символических рядов, объединяющих элементы, которые обладают одним или несколькими общими свойствами. Например, ряд «бог Марс - меч - железо - огонь – красный» подчеркивает символические явления, через которые выражает себя свойство «духовной определенности» в сочетании со «способностью к уничтожению».