Смекни!
smekni.com

Старовойтенко Е. Б. Современная психология : формы интеллектуальной жизни издательство «Академический проект» Москва 2001 (стр. 35 из 101)

Обобщенные образы или образы - схемы. Сгущают в своем чувственном содержании множество впечатлений о реальных встречах индивида с однородными предметами. Не имеют единичного вещественного аналога. С внешне - предметной деятельностью связаны опосредованно, составляя отвлеченный образно - продуктивный план интеллектуальной активности. «Вторичную» предметность приобретают в текстах, абстрактных изображениях, искусственно созданных объектах, моделирующих существенные свойства какого-то типа реальностей. Предметность данных образов обозначим как «опосредованную и типическую».

Образы воображения и фантазии. Являются производными от репродуктивных и обобщенных образных структур и через них удерживают связи с реальными объектами. Иногда, как например, в темах детского сочинительства, или в сюжетах детской игры, или в драматургии находят опору в осязаемых и видимых предметах реального мира. Они заключают в себе необычные отношения обычных предметных элементов, выступают субъективным содержанием, не имеющим буквальных объективных аналогов.

Исключение составляют случаи, когда эти образы становятся репрезентацией прошедших, действительных, но не наблюдавшихся субъектом событий, отличающихся неопределенным ходом, загадочной логикой. Структура этих событий на основе полученной от других информации и фрагментарных предметных признаков восстанавливается индивидом в развернутой детальной картине. Например, так воссоздаются неординарный, вначале неясный поступок кого -то, или необычное стечение обстоятельств, или, возможно, сложное преступление, или «тайный ход вещей».

Продукты воображения и фантазии могут стать прообразами результатов творческих предметных действий, или причинами будущих событий, однако так же часто остаются только прекрасным или опасным достоянием субъективного душевного мира. Доступный индивиду предметный мир преображается в них и в своем новом образе иногда противостоит действительности. При этом элементы и отношения образов, хотя и замысловатым путем, но сохраняют в норме верность объективности. Предметность здесь может быть названа «измененной и ускользающей».

Образы сновидений. Связь многих из них с действительной жизнью индивида так смутна и отдаленна, что их можно назвать «беспредметными». В них элементы привычного мира ставятся в такие неестественные положения и связи, что резко противоречат известным порядкам и закономерностям своего существования. Ни одна сознательная фантазия не сможет догнать некоторые сновидения в их отлете от реальности. В соответствие им могут быть поставлены только произвольные абстрактные «безумные» мысли, совершающие насилие над истиной предметных отношений, искажающие и извращающие ее.

Психоанализ особо подчеркнул, что отдельные сновидения зримо, живо воплощают идею разрушения и неузнаваемой перетасовки частей вещного мира, подчиняя этот хаос исполнению бессознательных желаний сновидца. В отношении сновидений можно говорить об «исчезающей предметности».

Константность образа.

В сравнении с образами восприятия, представления характеризуются свободной сменой состояний устойчивости и изменчивости. Характерная текучесть вторичных образов объясняется их вовлеченностью в действия не с реальными, а с идеальными предметами.

В норме человеку свойственна относительно устоявшаяся внутренняя картина мира, связывающая все частные образные впечатления и противостоящая их распаду, таянию, растворению. Известно несколько факторов образной константности.

-. Постоянство вторичных образов часто находится в прямой зависимости от инвариантности перцептов и в свою очередь поддерживает эту инвариантность. Так формирование относительно константных образов - схем связано с известной закономерностью, которую можно обозначить как «фактор прототипа». Прототип бессознательно объединяет прочно коррелирующие друг с другом внешние признаки конкретного объекта, взятого в качестве представителя какой-то эмпирической предметной категории, и стабильно предзадает восприятие всех объектов данной категории. Наличие перьев, клюва и крыльев в прототипе «птицы» безошибочно определяет нашу перцепцию и апперцепцию большинства пернатых. ( 71, с. 179)

- Свойство образной константности существенно зависит от активности и силы индивидуальной памяти, схватывающей, сохраняющей, интегрирующей, часто воспроизводящей перцептивные впечатления и созданные на их основе вторичные образы.

- Устойчивость сложных представлений обеспечивается стабильностью мыслительных связей между отдаленными элементами образного опыта. Сформированные интеллектуальные замыслы будущей деятельности и ее результатов, символические идеи, абстрактные теории и концепции, основываясь на образном опыте и организуя его, составляют вместе с ним единые ментальные структуры, благодаря которым мы привычно прогнозируем, понимаем и объясняем собственную жизнь.

- Постоянство представлений поддерживается и благодаря однородным повторяющимся практическим действиям с предметными источниками: хорошо представляю то, с чем часто действую. Образ такого источника, отрываясь от перцепции, позволяет затем осуществлять внутреннее моделирование и проигрывание внешних действий, определяя их коррекцию и совершенствование. Столь же константны образы, направляющие деятельность по собственному опредмечиванию: удерживаю то, что воплощаю.

- За всеми перечисленными факторами можно обнаружить стойкую мотивацию индивида к конкретной образной репрезентации в рамках сложившегося у него интегрального образа мира. Множественные желания, истощившиеся в отношении какого-либо объекта, перестают быть условием его полного и целостного образного воссоздания.

Однако, не противореча постоянству, неотъемлемой чертой представлений является живая подвижность ментальных образов, ведущая к их реконструкции, разрастаниям или редукции. Особенно заметна изменчивость образов художественного воображения, фантазии и сновидений; меньшим изменениям подвержены образные «портреты» классов предметов и «образцы» предметных свойств.

Крайние проявления изменчивости: неординарные летучесть, рассеяние и превращение дневных и ночных образных видений, необратимость мелькнувших образов, порождение знакомого образа заново, незакрепление представлений в духовном опыте - бывают связаны с избыточностью образного генерирования, переживаемой иногда как мучительное чувство невозможности реализовать и выразить все наплывающие внутренние впечатления. Обычная же подвижность представлений часто обусловлена нашими произвольными усилиями, направленными на то. чтобы вызвать образ, изменить что-то в нем, разложить на элементы или качественно преобразовать.

В целом, текучесть представлений, сопряженная с присутствием образных констант, необходимых для сохранения реалистичных репрезентаций объектов, является основанием способности индивида свободно творить субъективные миры, различно моделирующие действительность. Поэтому нам так близок и понятен смысл высказывания «мой мир изменился».

Структурность образа.

Специфическое сочетание постоянства и подвижности образа во многом обусловлено особенностями его структурной организации. Правда, в отношении воображения, фантазии, образных моделей и сценариев следовало бы говорить скорее не о «структурах», а о «синтезах».

Представления-синтезы сохраняют многие признаки, характерные для перцептивных структур: состоят из элементов, связанных взаимными соответствием, дополнением, притяжением; определяются количеством этих элементов; зависят от величины и формы элементов; детерминируются общим способом, посредством которого элементы соотносятся друг с другом в пространственно – временном, то есть предметном, плане. Предметное происхождение целостных представлений подчеркивается понятиями «структурное образное пространство», «предметный порядок представлений», «архитектоника образов», «поле представлений» и т. д.

В актуальном поле представлений образы соотносятся как имеющие эмпирические сходства, различия, общность, противоположность, последовательность - одновременность возникновения и исчезновения. И вместе с тем, основные связи, определяющие его строение помещаются вне восприятия и самих представлений, «по ту сторону видимости, в некоем закулисном мире, который глубже и шире, чем оно само» (139, с. 264). Представляемые предметные структуры образуются и воссоединяются посредством сознательной и бессознательной мысли индивида о скрытых и абстрактных отношениях вещей, посредством мысли, следующей за сознаваемыми и внесознательными желаниями образно воссоздать значимую ситуацию.

Образная структура менее всего является внезапно возникшей и навсегда застывшей, подобно картине в художественном собрании. Если сместить фокус психологического рассмотрения с самой «фигуры» образа на его внутренние и внешние связи, на его место в игре жизни, воображения, фантазии и сновидений, то образ окажется динамичным, живым синтезом всех событий встреч индивида с первоисточником представления. Первоначальная репрезентация, отдающая исходному предмету все преимущества «реально существующего», постепенно становится самодостаточным «созданием», «существом», развившимся в познавательном и творческом опыте субъекта, являющимся для последнего не менее реальным, чем предмет - референт, а также подтверждающим для субъекта реальность его собственного «я».