Особенно важную роль образы представлений играют в построении и регуляции отношения к другому человеку. Образ другого определяет длительность наших внутренних обращений к нему, частоту актуализирующихся намерений общаться и взаимодействовать с ним, создание планов и стратегий совместной активности, доминирующие переживания в воспоминаниях о нем, характер стремлений, испытываемых нами по его адресу.
Такой обширный спектр влияний присущ в первую очередь образам «значимых других». В отношениях с ними мы реализуем свой максимальный потенциал детальности, точности, целостности, константности и осмысленности образной репрезентации конкретного человека. Желая еще более усовершенствоваться в ней, мы, возможно, обратимся к физиогномике как древнему и не умирающему искусству образного синтеза другого. И тогда нас, как в свое время Гете, увлекут непревзойденные образы человеческих типов Лафатера, в которых мы узнаем своих любимых, друзей, родителей, авторитетов, кумиров и врагов. Среди них есть и типы тех, кто создает образы искусства.
Возьмем, к примеру, лафатеровские портретные описания «поэта» и «художника», воссозданные Гете и структурированные здесь по следующим психологическим параметрам:
- строение тела;
- черты лица;
- движения тела;
- особенности экспрессии переживаний;
- наблюдаемые качества ума, характера, деятельности;
- общий уровень проявляемой душевной активности.
Данные параметры - не плод современного переосмысления содержания физиогномики. Их совокупность имплицитной моделью присутствует в ней.
Итак, ПОЭТ.
О строении тела
Долговязая, нескладная фигура, впалая грудь. Тело гибкое, вытянутое, плоское; в его очертаниях - ни одной прямой, натянутой, решительно округлой, жестко согнутой линии, ни одной угловатой выемки, никакого намека на жесткость или окаменелость. Впечатление некоторой женственности облика.
О чертах лица
Белокурые волосы; цвет лица - не бледность все созидающего и все поглощающего гения, не пылающий румянец того, кто презрительно попирает ногами окружающий мир, не молочная белизна тупицы или желтизна жестокосердного упрямца, не смуглость усердного труженика, но бело - розовые и фиолетовые тона. Любой предмет, имеющий до него касательство, гонит кровь к щекам и к носу; кожа чуткая и нежная. Вздернутая и выдающаяся вперед верхняя губа; мягко очерченный нос; в нижней части лица - признаки чувственности, вялости, беспечности; изящный изгиб век, блестящие глаза; белый гладкий лоб. Профиль несколько расплывчатый и вытянутый; фас определеннее профиля. В целом, лицо привлекательное, милое, веселое, благодушное, доброжелательное и переменчивое вследствие крайней восприимчивости. Взгляд его - не огненный взгляд орла; Чело и нос не несут отпечатка львиного мужества. В лице и посадке головы - тонкость, великодушие, чистота. Восхитительное впечатление цветущей юности.
О телесных движениях
Существо подвижное, парящее, податливое, мягкое, медлительно - плавное в движениях. Некоторая юношеская суетность и вместе с тем - свобода, упругая энергия, толкающая тело вперед и так же легко отталкивающая назад.
Об особенностях экспрессии переживаний.
Тонкая чувствительность, трепетность, страстность, крайняя возбудимость, восприимчивость. Искренность переживаний, отзывчивость на любые впечатления, открытость, податливость и быстрота чувств. Чувства чести, девичьей стыдливости, гордости, свободы. Внутренний пыл и одновременно - простота и скромность без всякой аффектации. Благодушие, добросердечие и благородство. Высота, глубина, вечный полет чувств. Легкий отклик на соблазны; утонченный вкус; чувствительность к красоте; как бы вечная влюбленность; незапятнанное правдолюбие.
О наблюдаемых качествах ума, характера, деятельности.
Ум: прямой, ищущий правды, но не исследующий истину, не глубокий, не резонерствующий, не осмотрительный. Это ум воображения, ум фантазии: вечно парящий, созерцающий, идеализирующий, приукрашивающий, не создающий, но пересоздающий и облагораживающий, всему сообщающий облик героического.
Характер: соединение доброты, честности, благородства, человечности, мужественного самосознания, широты, открытости, скромности, целомудрия, безыскусственности, стремления подняться над самим собой.
Черты деятеля: не исследователь, не изобретатель, не вдумчивый сочинитель. Всегда немного хмельной поэт, витающий в воздушных сферах и камнем падающий на землю. Не строит далеко идущих планов; не создан, чтобы действовать решительно и планомерно, с энергичной настойчивостью деятельного мужа или воина. Но это поэт, исполненный огня и отваги, мечтатель, одописец, гений, воплотитель всех своих идей.
Общий уровень проявляемой душевной активности.
Он полон жизни; обладает могучей энергией поэтического выражения; переполнен целеустремленных сил. Он - кипящий, роскошный гений с легкокрылой творческой силой, преисполненный огня. В нем есть и сила, и слабость одновременно. Он податлив и при этом жаждет свободы. Иногда расслаблен, но чаще удивляет упругой энергичностью. Противоречия только подчеркивают великолепную игру целого.
Теперь для сравнения - ХУДОЖНИК.
О строении тела
Он среднего роста, широк в плечах и плотен, с несколько округлыми, но вполне определенными очертаниями тела. В них есть даже некоторая резкость и жесткость. Общее впечатление массивности и недюжинной телесной силы.
О чертах лица
Лицо с «концентрированными», сосредоточенными, твердыми чертами. Резко очерченный лоб и нос; резко выступающие округлые кости глазниц. Лоб, нос, взор - все нависло, все устремлено книзу, как у забавнейшего сатира. В лице - ничего вялого, разве что в полузакрытых глазах, в линиях рта и носа проступает сладострастие. Общее выражение величия, подобранности, а также простоты и приятности.
О телесных движениях
В движениях - концентрированная и живая сила. Собранность и сдержанность всех движений и походки. Выразительность внешних действий уступает внутренней выразительности. Действия кажутся рельефными и иногда угловатыми.
Об особенностях экспрессии переживаний
Чувствительность, искренность, взволнованность, сила и постоянство чувств. Любовь к доброму, благородному, возвышенному. Великодушие в дружбе; ненависть и отвращение к несправедливости, коварству, тирании. Любовь к людям, независимо от их силы, известности, признания. Прихотливость и красочность переживаний. Глубокое чувство гармоничного и красивого.
О наблюдаемых качествах ума, характера, деятельности.
Ум: много выдумки, оригинальности, все оживляющего остроумия, которое «не почерпает свои объекты вовне, но выбрасывает их из себя». Прямота и правильность ума. Но при этом, склонность к легкомыслию, опрометчивости. Одновременно, уважение к мудрости.
Характер: честность, благородство, искание славы, доброта, великодушие, постоянство, простота, отвага.
Черты деятеля: способность вести дела, успехи в практической жизни, направленность к цели, упрямство, могучий и грозный талант деятеля, оригинальность замыслов.
Общий уровень проявляемой душевной активности
Это человек неистовой силы и прихотливости таланта, полный творческой мощи и устремленности. В нем много страсти к жизни и ее соблазнам, энергии, наступательности. Общее впечатление величия. ( 35 )
Образное знание и отношение к другому, которое может продемонстрировать субъект, искушенный в физиогномике или новейшей гуманитарной психологии, основано на признании ценности человека в единстве всех свойств его личности. Ценно все: его облик, пластика его движений, смыслы его действий, стремления и чувства, особенности мышления, способности и таланты, духовные свойства и достижения. Наблюдая, понимая и интерпретируя другого, субъект следует здесь синтетической установке на представление в противоположность распространенным избирательным или односторонним установкам.
При доминировании последних мы лишены возможности как внутренне охватить и удержать в образном целом множество свойств другого, так и пополнить образ в непосредственном общении. Когда односторонняя установка приобрела над нами власть, мы, воспринимая другого, фиксируем лишь те свойства, которые устойчиво закрепились у нас в его обедненном образе - эталоне. Суженность восприятия, в свою очередь, блокирует процессы обогащения внутреннего образного гештальта. Другой, таким образом, всегда существует только в частичном представлении.
К числу типичных установок на фрагментарную репрезентацию других людей можно отнести следующие.
- Отношение к другому как носителю имиджа, символизирующего стиль внешней жизни и основную социальную роль. В образе преобладают внешность, одежда, аксессуары, предметы окружения, манера социального поведения. Другой не выделяется из мира «вещей».
- Установка на другого как объект, обладающий потенциальной силой непосредственного воздействия. Улавливается исходящая от него угроза, или прямая агрессия, или расположение, или симпатия, или равнодушие и т. д. Актуализируются образные впечатления о сложных телодвижениях, внешних действиях, жестах, характере высказываний, взглядах, мимике и т. д. Другой выступает как «силовой элемент» движущегося и изменяющегося мира.