Смекни!
smekni.com

Старовойтенко Е. Б. Современная психология : формы интеллектуальной жизни издательство «Академический проект» Москва 2001 (стр. 41 из 101)

- Готовность репрезентировать, воображать другого как эстетический объект. Образными доминантами становятся красивое тело и лицо; изящество и благородство походки, осанки, жеста; благозвучие речи; изысканность одежды; гармония внешности и манеры поведения; привлекательность антуража и т. д. Другой становится «вестником» существования мира прекрасных, гармоничных форм..

- Установка на другого как функционально, прежде всего профессионально, ценный объект. В образе концентрируются впечатления о деловых умениях, владении профессиональным этикетом, деловом имидже, коммуникативном стиле, поведенческих признаках предприимчивости, результативности действий, исполнительности, обязательности и т. д. Здесь другой представляется важным условием личной карьеры, успеха, неотъемлемой частью мира совместного производства и творчества.

- Обесценивающая установка на другого как проявление общего невротического жизнесостояния.. В образе устойчиво воссоздаются свойства другого, которые, независимо от их действительной ценности, переживаются невротиком таинственно угрожающими, несущими потенциальную опасность, требующими отказаться от достигнутого равновесия отчуждения. Энергичность, активность, красота, обаяние, деловитость, жизненный напор, роскошь риска - все, чем обладает и в чем свободен другой, обращаются в свои противоположности в мире замкнутого, опустошенного «я».

Отмеченная, как наиболее совершенная, установка на образный синтез не исключает активности и зрелости частных конструктивных установок в представлениях о значимых для нас людей. Актуализация всех избирательных установок даже необходима для продуктивных отношений с ними, где каждый акцент репрезентации, будь то «вещный», «силовой», «эстетический» или «функциональный», взаимно проникают и дополняют друг друга. Дифференцированно - синтетический образный подход распространяется на все формы индивидуальных представлений о конкретном близком, включая воображение, фантазию, символизацию и сновидения.

Опыт образного отношения к другим в процессах социальной идентификации и достижения самоидентичности становится основой для построения образа-я, или образа эго. Эта важнейшая составляющая общей образной структуры индивида существенно влияет на качество и динамику его отношения к себе.

Так же, как образ другого, образ-я может быть эффектом всех основных процессов представления. На его формирование направлены, в частности, репродуцирование «я» и воссоздающее воображение о «я». Своими источниками они имеют фотографии субъекта, его зеркальные изображения, портреты, автопортреты, киноизображения, описания сторонних наблюдателей. Саморепрезентации, полученные таким путем, совершенствуются за счет активности творческого воображения, намечающего контуры я - изменений, я - развития, реалистичные модели я - будущего. В дополнение к ним, в интегральный образ «я» проникают фантазии и грезы, содержащие сценарии я - свершений, немыслимых в обыденной жизни, и картины личной судьбы, сладостные и драматичные своей невозможностью. Ночные грезы сновидений придают образу-я особую напряженность, творя в нем тайный план представлений, которые не предназначены для передачи другим.

Образное целое «я» может стать для субъекта предметом мифологической, сказочной, философской, художественной или психологической символизации. Таким путем личность явно или неявно включает себя в контекст символического мира прошлой и современной культуры. Наиболее известными способами порождения я - символов выступают «героические» идентификации, когда эго отождествляется с одной из личностных форм Героя, «маскулинно-фемининные» идентификации, устанавливающие сродство эго с Мужчиной или Женщиной, «этические» идентификации, определяющие для эго Злое и Доброе в нем, «генетические» идентификации, когда эго находит себя на определенном этапе жизненных Трансформаций.

Направленность процесса символизации на самовозвышение, подчеркивание личного превосходства, исключительности, принадлежности к избранным позволяет рассматривать его как я - идеализацию. Данный тип образной активности, предполагающий не только поиск высших я - символов, но и присвоение эго любых индивидуальных качеств, которые очерчивают яркую перспективу личного роста, ведет к обогащению образной структуры «я» элементами я - идеала.

Развиваясь на основе универсальных образных процессов. образ-я живет неповторимыми отношениями, которые складываются между множественными устойчивыми эмпирическими представлениями субъекта о себе. Последние составляют конкретные предметные содержания внутренней репрезентации эго. В их число входят: образы собственного телосложения, образы головы и лица, образы телодвижений и телесной экспрессии, образ собственного облика, подвижного телесного единства, образы жизненных изменений своей внешности.

Мой образ -для -себя заключает также впечатления о том, какую одежду и прическу я ношу и предпочитаю, как должно выглядеть мое лицо и как я «работаю» с ним, какими украшениями пользуюсь, какие вещи считаю необходимыми для себя, каких подарков ожидаю.

Нам важно представить, как искусны мы в своих жизненных ролях: как обычно звучит и что выражает наша речь, что значат и насколько выразительны наши жесты и взгляды, коков динамический рисунок нашей походки и совершаемых нами действий, как проявляются наши переживания и насколько мы внешне артистичны и привлекательны

Образ-я фиксирует «мое» и «родственное мне», существующее и происходящее в жизни. В нем концентрируются «мои близкие», «мое любимое», «мои значимости», «мои ситуации», «мои действия», «события моей жизни», «мои результаты», «мои успехи» и т. д. В противоположность этим содержаниям, образ-я вбирает и то, что отвергается как чуждое мне -во- мне, как конфликтующее с основными эго - ценностями.

В нашем образе-я даны феномены темперамента, способностей, характерологических черт, которые мы наблюдаем, рефлексируем и превращаем в объекты самоидентифиции. В этой я- драматизации мы представлены себе как действующие в реальном мире герои своей жизненной пьесы. Образные данные о личностных качествах я-для-меня могут умалять, или точно отражать, или преувеличивать недостатки и достоинства «я», составляющие мой психологический портрет для других.

Динамика нашей жизни, насыщенная репродуцируемыми и воображаемыми событиями, в центре которых выступаю я - с - другими, я - в - действии, я - продуктивное, я - в - стремлении, я -в -переживании и т. д., составляет подвижную, изменчивую основу образа-я. Воссоздаются и проясняются сцены, указывающие на противоречия, конфликты, кризисы «я», ситуации разрешения проблем эго. Устойчиво представляются недоступные для объяснения, но тревожащие я- проявления, я – поступки, я- происшествия.

Образ-я может переживаться и сознаваться как мозаичный, фрагментарный, мерцающий или относительно устойчивый и интегрированный. Стабильное и целостное состояние образа указывает на его непротиворечивость, достигнутую либо вследствие осознания только одной из сторон я-контраверсий и удержания другой стороны в бессознательном, либо вследствие сознательного синтеза противоположных представлений о «я».

Эго, существующее в образе, вбирает в себя различные аспекты нашей личности, обращая в активно сознаваемые только определенные из них. Например, эго, которое можно назвать «нарциссическим», актуализирует себя в идеализированных качествах внешности, в часто представляемой роли любимого объекта других людей, в фантазиях о своих неординарных свойствах, в картинах своих лестных отличий от других, в идентификации с самыми модным героями и кумирами. Эго «самоотрицающее» отнимает у себя наблюдаемые позитивные свойства, исключает положительные образные репрезентации и оценки своих качеств другими, обособляется в мире видений дурного, деструктивного «я». Эго «противоречивое - для – себя» на уровне репродукций, воображения и я - символов фиксирует, воспроизводит и порождает противоположности собственной внешности, социального имиджа, жизненных ролей, проявляемых глубинных качеств, типичных ситуаций я - активности, персональных результатов своей деятельности. Эго «творческое» сосредоточено на образном самопознании, на совершенствовании проявляемых личностных свойств, на поиске новых символических самоинтерпретаций, на художественном самозапечатлении и в критических случаях - на превращении жизненной истории «я» в произведение искусства подобное уже упомянутой гетевской «Из моей жизни». Эго «героическое» интегрирует себя в реальных выдающихся я-достижениях, в воплощении собственной личностью ведущих символов эпохи, в успешном самоосуществлении внутри наиболее значительных событий времени, в обладании высшей значимостью для многих других.

Рассмотрение образов как феноменов различных отношений к жизни позволяет исследовать последние с редко акцентируемой стороны.

Обычно в них подчеркиваются рационально-понятийный, мотивационный, аффективный, деятельно - продуктивный и рефлексивный планы Выделение образного плана настраивает психолога на постоянную фиксацию предметных, реальных источников и эффектов отношений. В непрерывном субъективном психическом потоке улавливаются движения от предметных ощущений жизни к ее перцепции и внутренней репрезентации. Оформляющаяся на основе сенсорики образная данность выступает в структуре отношений не только в адаптивном и познавательном назначении, но и в ценностно – смысловом, творческом.

Единые сенсорно - перцептивно - образные процессы и впечатления в структуре любого жизнеотношения определяются: как активирующие и содержательные моменты осознания реального объекта (1), чувственные формы утаивания объекта в бессознательном (2), стимулы когнитивного стремления к объекту (3), элементы моделирования субъективных преобразований объекта (4), «ткань», впитавшая и несущая в жизненном времени наши переживания по поводу объекта (5), следы значимости объекта для «я» (6), данности для самопонимания, самооценки и самопереживания субъекта по поводу своей активности и зависимости от объекта (7), контролирующие и корректирующие элементы актуальной или возможной субъективной деятельности и поведения по отношению к объекту (8). Такого рода синтетические акценты делают прозрачным психологическое толкование ощущений, восприятия, представлений при введении их в контекст конкретной индивидуальной жизни с целью практического решения ее проблем.